Submitted by Олег Анатольевич Ерпилёв on Sat, 29/03/2014 - 12:05
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
Урок для 9 класса, рассчитан на 2 академических часа.
Цели: закрепить знания о клеточном строении организма; строении животной клетки; функциях частей и органоидов клетки. Формировать умения: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки; работать со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; выделять главное, логически мыслить.
О б о р у д о в а н и е: световые микроскопы, микропрепараты животных клеток, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Р а б о т а с о с л о в а р и к о м.
Анатомия человека (от греч. «анатоме» - вскрытие, рассечение) –наука о строении человеческого тела.
Физиология человека (от греч. «физис» - природа) – наука о функциях человеческого организма и его органов.
Гигиена (от греч. «гигиенос» - здоровый) – наука, изучающая влияние природной среды, труда и бытии на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья.
П р о в е р к а с о д е р ж а н и я т а б л и ц ы о вкладе зарубежных и отечественных ученых в науку, изучающую организм человека.
З а с л у ш и в а н и е с о о б щ е н и й об ученых (если таковые будут подготовлены).
Последовательность действий при заслушивании сообщений (докладов, рефератов) учащихся:
учащийся, подготовивший сообщение (доклад, реферат), выходит к доске и называет тему выступления;
свободно излагает содержание написанной работы (допускается и чтение доклада (реферата, сообщения), но оценка снижается на один балл (об этом ребят ставят в известность на предыдущем уроке);
затем учащийся – автор сообщения (доклада, реферата) – задает вопросы (обычно три) по содержанию выступления тому ученику, фамилию которого называет учитель;
если слушатель отвечает на все три вопроса – получает оценку «5», на два из трех – оценку «4» и т.д. Такой подход к данной форме деятельности заставляет всех учеников внимательно слушать своих товарищей, вникать в суть излагаемого.
Примечание. Лучшие работы можно отбирать, присуждать (при желании или соответствующей ситуации) I, II, III места; в качестве поощрения позволять ученикам выступать на научно-практических конференциях, конференциях, посвященных подведению итогов месячника биологии, наиболее способным ребятам предлагать работу в научном обществе учащихся школы или биологическом кружке.
III. Изучение нового материала.
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.
Мы знаем, что всё живое построено из клеток. Тело человека не исключение. В организме человека миллиарды клеток. Они очень разнообразны по размерам (от нескольких микрометров – малый лейкоцит – до 200 микрометров – яйцеклетка), по форме (плоские, круглые, веретенообразные, с отростками и без них). Однако большинство из них имеют единый план (строение).
2. А к т у а л и з а ц и я з н а н и й, необходимых для усвоения нового материала.
- Назовите главные части клетки.
(Ядро и цитоплазма, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.)
- перечислите органоиды, общие для растительной и животной клеток.
(Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.)
- Чем растительная клетка отличается от животной?
(У растительной клетки, в отличие от животной, имеются оболочка из клетчатки (целлюлозы), пластиды трех типов (хлоропласты – зеленые, хромопласты – красно-оранжево-желтые, лейкопласты – бесцветные) и вауколи с клеточным соком.)
3. С л о в о у ч и т е л я.
Сегодня нам предстоит более детально познакомиться с животной клеткой.
4. С а м о с т о я те л ь н а я р а б о т а у ч а щи х с я с текстом учебника на с. 28-29 и заполнение таблицы.
№ п/п
Элементы клетки
Особенности строения
Функции
1.
Ядро
Снаружи окружено ядерной мембраной; внутри находится одно или несколько ядрышек; в период деления клеток в ядре видны хромосомы, содержание ДНК
Несет наследственную информацию; регулирует образование белков; в ядрышках образуются рибосомы, обеспечивающие сборку белков клетки
2.
ЭПС (эндоплазматическая сеть)
Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков; на некоторых участках к ее мембранам прикреплены рибосомы (гранулярная или зернистая ЭПС)
Транспорт веществ; синтез белков (гранулярная ЭПС); синтез углеводов и жиров (гладкая ЭПС)
3.
Комплекс Гольджи
Система плоских мешочников и ногочисленных пузырьков
Накопление и транспорт веществ, образованных в органоидах; синтез сложных углеводов
4.
Митохондрия
Примечание. Сведения о строении митохондрии сообщает учитель или заранее подготовленный ученик
Окисление органических веществ, сопровождающееся выделением энергии. Энергия идет на синтез АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) – универсального клеточного аккумулятора (накопителя) энергии, которую клетка использует на различные процессы своей жизнедеятельности
5.
Лизосомы
Небольшие шарообразные структуры
Содержат вещества, которые разрушают и растворяют ненужные части клетки
6.
Клеточная мембрана
Полупроницаема
Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды; выполняет защитную функцию; осуществляет транспортную функцию; воспринимает воздействия внешней среды и обеспечивает связь с соседними клетками
IV. Лабораторная работа «Строение животной клетки».
Лабораторную работу можно выполнять как в обычной тетради, так и в рабочей, прилагающейся к учебнику.
Ц е л ь р а б о т ы: изучить строение животной клетки под световым микроскопом.
О б о р у д о в а н и е: микроскопы, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.
Ф о р м а р а б о т ы: допустима работа индивидуальная, в парах и групповая (это зависит от конкретной ситуации и материальной базы школы).
Х о д р а б о т ы
1) рассмотреть выданные готовые препараты под световым микроскопом при увеличении в 300 раз;
2) найти хорошо видную клетку и зарисовать её;
3) подписать на рисунке основные части клетки.
Практическая работа в группах по 4-5 человек.
Учащиеся отрабатывают материал о клеточном строении организма, проверяют усвоение темы.
1. В ы п о л н я ю т с я з а д а н и я р у б р и к «Какие утверждения верны?» на с. 30 учебника (верные утверждения даны на с. 31 учебника; доказательства верности или неверности можно найти в тексте учебника на с. 28-29); «Выберите правильный ответ» на с. 30 учебника (правильные ответы даны на с. 31 учебника; подтверждения верности ответа можно найти на с. 28-29 учебника); «Проверьте свои знания» (ответы на все вопросы данной рубрики также имеются в тексте учебника).
2. З а с л у ш и в а ю т с я о т в е т ы учащихся по группам.
Данная часть урока может быть проведена различными способами (в зависимости от контингента учащихся, временного отрезка, отведенного на данную работу, и т. д.).
Все группы готовятся по всем указанным рубрикам, но отвечают только по одной, которую предлагает учитель, а по другим дополняют отвечающих других групп.
Н а п р и м е р. I группа дает ответы по рубрике №Какие утверждения верны?», а II группа – по рубрике «Выберите правильный ответ», III группа по задания 1-5 рубрики «Проверьте свои знания», IV группа по заданиям 6-9 рубрики «Проверьте свои знания», но в обсуждении, то есть дополнении, уточнения, исправлении ответов принимают участие представители всех групп.
Возможен вариант, когда каждая группа выполняет задания только одной из рубрик и предлагает результаты своей работы учащимся других групп.
Н а п р и м е р. I группа работает над рубрикой «Проверьте свои знания» и результаты этой работы предлагает своим товарищам; II группа выполняет рубрику «Выберите правильный ответ» и т.д. Здесь тоже возможна дискуссия, то есть учащиеся других групп могут задавать вопросы по той рубрике, в выполнении которой они не принимали участия, уточнять что-либо и т.д. Может возникнуть необходимость записать в тетрадь наиболее интересные мысли.
В группах тоже можно работать по-разному, например:
- обсуждают задания рубрики все участники групп, а отвечает один представитель от группы;
- обсуждают задания рубрики все, а отвечает по одному заданию каждый участник группы.
Задание на дом: изучить клеточное строение организма на с. 28-29; выполнить задание рубрики «Подумаете» и рассмотреть рисунок на с. 31 учебника; записать в словарик определения термина «органоиды клетки».