Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Клеточное строение организма.

Фото пользователя Олег Анатольевич Ерпилёв
Submitted by Олег Анатольевич Ерпилёв on Sat, 29/03/2014 - 12:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерпилёв Олег Анатольевич.
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ № 16" г. Энгельса Саратовской области. 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Закрепить знания о клеточном строении организма; строении животной клетки; функциях частей и органоидов клетки. Формировать умения: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки; работать со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; выделять главное, логически мыслить. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

С.Г. Мамонтова, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин "Биология. Общие закономерности. 9 класс" - Захаров В.Б. и др.

Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтовой, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс".

 

 

Используемая методическая литература: 

Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»  (М., «Просвещение», 1981 год)
Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» («Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

Используемое оборудование: 

световые микроскопы, микропрепараты животных клеток, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки».

Используемые ЦОР: 

Видеоматериал "Жизнь клетки".

Краткое описание: 
<p><span style="font-size:12px">КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА.&nbsp;<strong style="line-height:1.6">Урок для 9 класса, рассчитан на 2 академических часа.</strong></span></p>

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Урок для 9 класса, рассчитан на 2 академических часа.

Цели: закрепить знания о клеточном строении организма; строении животной клетки; функциях частей и органоидов клетки. Формировать умения: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки; работать со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; выделять главное, логически мыслить.

О б о р у д о в а н и е: световые микроскопы, микропрепараты животных клеток, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки».

Х о д   у р о к а

I.    Организационный момент.

II.    Проверка домашнего задания.

  1. Р а б о т а   с о   с л о в а р и к о м.

Анатомия человека (от греч. «анатоме» - вскрытие, рассечение) –наука о строении человеческого тела.

Физиология человека (от греч. «физис» - природа) – наука о функциях человеческого организма и его органов.

Гигиена (от греч. «гигиенос» - здоровый) – наука, изучающая влияние природной среды, труда и бытии на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья.

  1. П р о в е р к а   с о д е р ж а н и я   т а б л и ц ы   о вкладе зарубежных и отечественных ученых в науку, изучающую организм человека.
  2. З а с л у ш и в а н и е   с о о б щ е н и й   об ученых (если таковые будут подготовлены).
    Последовательность действий при заслушивании сообщений (докладов, рефератов) учащихся:
    1. учащийся, подготовивший сообщение (доклад, реферат), выходит к доске и называет тему выступления;
    2. свободно излагает содержание написанной работы (допускается и чтение доклада (реферата, сообщения), но оценка снижается на один балл (об этом ребят ставят в известность на предыдущем уроке);
    3. затем учащийся – автор сообщения (доклада, реферата) – задает вопросы (обычно три) по содержанию выступления тому ученику, фамилию которого называет учитель;
    4. если слушатель отвечает на все три вопроса – получает оценку «5», на два из трех – оценку «4» и т.д. Такой подход к данной форме деятельности заставляет всех учеников внимательно слушать своих товарищей, вникать в суть излагаемого.

Примечание. Лучшие работы можно отбирать, присуждать (при желании или соответствующей ситуации) I, II, III места; в качестве поощрения позволять ученикам выступать на научно-практических конференциях, конференциях, посвященных подведению итогов месячника биологии, наиболее способным ребятам предлагать работу в научном обществе учащихся школы или биологическом кружке.

 

III.    Изучение нового материала.

  1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я.

Мы знаем, что всё живое построено из клеток. Тело человека не исключение. В организме человека миллиарды клеток. Они очень разнообразны по размерам (от нескольких микрометров – малый лейкоцит – до 200 микрометров – яйцеклетка), по форме (плоские, круглые, веретенообразные, с отростками и без них). Однако большинство из них имеют единый план (строение).

 

2.  А к т у а л и з а ц и я   з н а н и й, необходимых для усвоения нового материала.
-   Назовите главные части клетки.

(Ядро и цитоплазма, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.)

-  перечислите органоиды, общие для растительной и животной клеток.

(Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.)

- Чем растительная клетка отличается от животной?

(У растительной клетки, в отличие от животной, имеются оболочка из клетчатки (целлюлозы), пластиды трех типов (хлоропласты – зеленые, хромопласты – красно-оранжево-желтые, лейкопласты – бесцветные) и вауколи с клеточным соком.)

3.   С л о в о   у ч и т е л я.

Сегодня нам предстоит более детально познакомиться с животной клеткой.

4.   С а м о с т о я те л ь н а я   р а б о т а   у ч а щи х с я   с текстом учебника на с. 28-29 и заполнение таблицы.

№ п/п

Элементы клетки

Особенности строения

Функции

1.

Ядро

Снаружи окружено ядерной мембраной; внутри находится одно или несколько ядрышек; в период деления клеток в ядре видны хромосомы, содержание ДНК

Несет наследственную информацию; регулирует образование белков; в ядрышках образуются рибосомы, обеспечивающие сборку белков клетки

2.

ЭПС (эндоплазматическая сеть)

Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков; на некоторых участках к ее мембранам прикреплены рибосомы (гранулярная или зернистая ЭПС)

Транспорт веществ; синтез белков (гранулярная ЭПС); синтез углеводов и жиров (гладкая ЭПС)

3.

Комплекс Гольджи

Система плоских мешочников и ногочисленных пузырьков

Накопление и транспорт веществ, образованных в органоидах; синтез сложных углеводов

4.

Митохондрия

 

Примечание. Сведения о строении митохондрии сообщает учитель или заранее подготовленный ученик

Окисление органических веществ, сопровождающееся выделением энергии. Энергия идет на синтез АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) – универсального клеточного аккумулятора (накопителя) энергии, которую клетка использует на различные процессы своей жизнедеятельности

5.

Лизосомы

Небольшие шарообразные структуры

Содержат вещества, которые разрушают и растворяют ненужные части клетки

6.

Клеточная мембрана

Полупроницаема

Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды; выполняет защитную функцию; осуществляет транспортную функцию; воспринимает воздействия внешней среды и обеспечивает связь с соседними клетками

 

IV.    Лабораторная работа «Строение животной клетки».

Лабораторную работу можно выполнять как в обычной тетради, так и в рабочей, прилагающейся к учебнику.

Ц е л ь   р а б о т ы: изучить строение животной клетки под световым микроскопом.

О б о р у д о в а н и е: микроскопы, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

Ф о р м а    р а б о т ы: допустима работа индивидуальная, в парах и групповая (это зависит от конкретной ситуации и материальной базы школы).

 

Х о д    р а б о т ы

1) рассмотреть выданные готовые препараты под световым микроскопом при увеличении в 300 раз;

2) найти хорошо видную клетку и зарисовать её;

3) подписать на рисунке основные части клетки.

 

  1. Практическая работа в группах по 4-5 человек.

Учащиеся отрабатывают материал о клеточном строении организма, проверяют усвоение темы.

1.   В ы п о л н я ю т с я   з а д а н и я   р у б р и к «Какие утверждения верны?» на с. 30 учебника (верные утверждения даны на с. 31 учебника; доказательства верности или неверности можно найти в тексте учебника на с. 28-29); «Выберите правильный ответ» на с. 30 учебника (правильные ответы даны на с. 31 учебника; подтверждения верности ответа можно найти на с. 28-29 учебника); «Проверьте свои знания» (ответы на все вопросы данной рубрики также имеются в тексте учебника).

2.   З а с л у ш и в а ю т с я   о т в е т ы    учащихся по группам.

Данная часть урока может быть проведена различными способами (в зависимости от контингента учащихся, временного отрезка, отведенного на данную работу, и т. д.).

Все группы готовятся по всем указанным рубрикам, но отвечают только по одной, которую предлагает учитель, а по другим дополняют отвечающих других групп.

Н а п р и м е р.  I группа дает ответы по рубрике №Какие утверждения верны?», а II группа – по рубрике «Выберите правильный ответ», III группа по задания 1-5 рубрики «Проверьте свои знания», IV группа по заданиям 6-9 рубрики «Проверьте свои знания», но в обсуждении, то есть дополнении, уточнения, исправлении ответов принимают участие представители всех групп.

Возможен вариант, когда каждая группа выполняет задания только одной из рубрик и предлагает результаты своей работы учащимся других групп.

Н а п р и м е р. I группа работает над рубрикой «Проверьте свои знания» и результаты этой работы предлагает своим товарищам; II группа выполняет рубрику «Выберите правильный ответ» и т.д. Здесь тоже возможна дискуссия, то есть учащиеся других групп могут задавать вопросы по той рубрике, в выполнении которой они не принимали участия, уточнять что-либо и т.д. Может возникнуть необходимость записать в тетрадь наиболее интересные мысли.

 

В группах тоже можно работать по-разному, например:

- обсуждают задания рубрики все участники групп, а отвечает один представитель от группы;

- обсуждают задания рубрики все, а отвечает по одному заданию каждый участник группы.

 

Задание на дом: изучить клеточное строение организма на с. 28-29; выполнить задание рубрики «Подумаете» и рассмотреть рисунок на с. 31 учебника; записать в словарик определения термина «органоиды клетки».

Прикрепленный файл Size
Разработка урока, 9 класс, Клеточное строение организма..doc 1.24 MB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн