Моя коррекционно-развивающая работа проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).
Мной проводятся специальные занятия по коррекции агрессивного поведения, страхов, тревожности, дефицита произвольной саморегуляции, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать творческие способности в процессе игрового общения.
Система работы по коррекции поведения и развитию социального мира рассчитана на 4 года: младшая, средняя, старшая и подготовительная группа.
Занятия строятся от простого к сложному, и любой ребенок может в своем темпе обучаться по этой программе.
Занятия с подгруппой детей (3-4 человека) проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 35 минут (в зависимости от возраста детей).
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.
Для этого используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (на мышечную релаксацию, на развитие психомоторики);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Форма круга облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
Мое содействие в качестве педагога-психолога МБДОУ в психическом и личностном росте ребенка осуществляется через создание зоны ближайшего развития на основе программ Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Р. Стеркиной, О. Князевой «Я, ты, мы», комплексной программе «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Е.К.Лютовой, «Программы комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей» Н.Яковлевой.
Во всех группах детского сада: «Мальвина», «Светлячок», «Буратино», «Чебурашка» на протяжении учебного года проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом. В младшей группе на занятиях проводятся игры на знакомство детей друг с другом, на обеспечение успешной адаптации к условиям пребывания в детском саду, на знакомство с основными эмоциями: радостью, грустью, страхом, злостью, удивлением. В средней и старшей группах проводятся коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению и закреплению знаний об основных эмоциях, коррекции страхов, снижению нервно-психического напряжения, снижению тревожности. В подготовительной группе - по формированию учебной мотивации, «внутренней позиции школьника», социальной роли ученика, снижению нервно-психического напряжения, тревожности, устранению агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности; по коррекции самооценки, межличностной сферы.
Дети во всех группах детского сада с увлечением посещают занятия с педагогом-психологом. Мной в работе используются элементы психогимнастики, сказкотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, имаготерапевтической программы для детей «Баиньки» Е.А.Лисиной. Дети учатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Педагог-психолог помогает переживать определенное эмоциональное состояние, объясняет, что оно обозначает и как называется. Дети учатся ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
На занятиях с педагогом-психологом дети испытывают и определенные трудности. Тяжело овладевают навыками релаксации и саморегуляции.
Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам. На занятиях дети играют в различные волшебные игры, сказки-путешествия с элементами аутогенной тренировки, превращаясь, например, в маленьких пушистых зайчат, путешествуя в «Волшебный сад», царство радуги и т.д. Труднее детям освоить навыки релаксации, аутогенной тренировки. На таких занятиях требуется высокая концентрация внимания, умение следовать инструкции взрослого.
Предлагаю коллегам конспекты коррекционно-развивающих занятий. Может быть, они помогут при составлении конспекта открытого занятия или в ежедневной работе педагога-психолога.
Конспекты занятий по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет.
|
На: Методическая копилка
Уважаемая Рима Рифовна! Мне очень понравился конспект Вашего занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников "Путешествие в страну Настроения". Вы использовали разнообразные, интересные приемы. Занятие было объединено единым сказочным сюжетом. Содержание упражнений соответствует целям и задачам занятия. Желаю дальнейших успехов!
На: Методическая копилка
Здравствуйте, уважаемая Рима Рифовна! Мне очень понравилась ваша методическая копилка,интересно познакомиться с опытом работы педагога-психолога.Желаю дальнейших творческих успехов!