Submitted by Рима Рифовна Воробьева on Tue, 11/03/2014 - 15:41
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
- продолжение знакомства с чувством радости;
- изучение выражения эмоциональных состояний в мимике;
- развивать чувство эмпатии у детей;
- развивать коммуникативные навыки детей со сверстниками и взрослыми;
- формировать навыки произвольной саморегуляции;
- профилактика детской тревожности, неуверенности в себе.
Приветствие.
Психолог: «Здравствуйте! Садитесь, ребята, по кругу. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку».
Упражнение «Свеча»:
Цель: - снятие эмоционального напряжения;
- настрой на совместную работу.
Психолог: «Сначала давайте посмотрим на свечу. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое? Когда вы будете передавать свечу друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Маша, я рад тебя видеть!»
Основная часть.
Психолог: «Теперь, когда мы поздоровались, давайте вспомним, о каком чувстве мы говорили на прошлом занятии. На наших занятиях мы с вами говорили о чувстве, которое называется радость. Все, что вы мне говорили, я записывала, а сейчас эти записи помогут нам вспомнить, что же такое радость для вас.
А вот такую радостную рожицу нарисовала я. Вокруг нее я приклеила лепестки и получилась ромашка. На лепестках я написала то, что вы мне говорили, когда заканчивали предложение «Я радуюсь, когда…».
Посмотрите, какое чувство здесь изображено (показываю пиктограмму с изображением радости)? Как вы догадались, что это радость? Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка. Посмотрите на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди? Как вы догадались? Может быть, вы кого-то узнаете на этих фотографиях? Кто-нибудь из вас принес сегодня свои радостные фотографии. Расскажите, в каких ситуациях вы испытывали чувство радости.
Попробуем изобразить чувство радости.
Упражнение "Солнечный зайчик"
Цель: - снятие напряжения мышц лица;
- релаксация.
Психолог: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично. Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились».
Психоэтюды "Хорошее настроение" и "Умка".
Цели: - развитие выразительных движений;
развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое собственное.
Психолог: «Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры. Первая история называется «Хорошее настроение».
История 1.
Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Кто из вас хотел бы изобразить маму, а кто мальчика? Какими выражительными движениями можно показать хорошее настроение мальчика? Наверное, это улыбка, подскоки, быстрый шаг. Кто еще бы хотел изобразить эту историю?
Во время инсценировки включается веселая музыка.
Вторая история называется «Умка».
«Жила-была дружная семья: папа медведь, мама медведица и их маленький сыночек – медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом начинал подпевать маме медведице».
Кто из вас хотел бы изобразить папу медведя, кто – маму медведицу, а кто – их сыночка?
Какими выразительными движениями пользовались дети?
Во время инсценировки звучит колыбельная.
Психолог: «А сейчас садитесь за стол».
Цель: - научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств.
Психолог: «Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки. Ваша задача – приклеить на специальный экран выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: «Все эти лица радостные».
Очень хорошо! Радоваться могут и дети, и взрослые. На прошлом занятии мы говорили о том, что такое радость для вас. Сейчас давайте подумаем, что же такое радость для мамы. Закончите предложение: «Моя мама радуется, когда…».
Если мы говорили о том, что радоваться могут все: и дети, и взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как вы думаете, животные умеют радоваться? Может быть, у кого-нибудь из вас есть домашнее животное? Когда вы приходите из садика, оно вас встречает? Как вы думаете, оно вам радуется? Расскажите про то, как радуются ваши домашние животные?»
Игра «Азбука настроений».
Цель: - снять эмоциональное напряжение;
дать детям возможность творчески выразить себя;
развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой;
развивать способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние другого.
Психолог: «Посмотрите, какие карточки я принесла вам сегодня. (Показываю ребятам карточки из игры «Азбука настроений»). На них изображены мама, папа, кошка, мышка, попугай и рыбка. Они все радостные на этих картинках. Пусть каждый из вас подумает и решит, какую роль он сможет сыграть.
Те ребята, которые возьмут какую-нибудь карточку, должны будут выйти на сцену и представиться от имени выбранного персонажа. Например: «Я – кошка. Я живу в доме. Люблю пить молоко. Я радуюсь, когда поймаю мышку». Не забудьте пройтись так, как это делают кошки. Можно потянуться, показать, как они умываются».
Подведение итогов занятия.
Психолог: Понравилось ли вам, ребята, занятие? Что понравилось больше всего? С какими трудностями вы, может быть, столкнулись во время выполнения упражнений? Чему научились?
Здравствуйте, уважаемая Рима Рифовна! Мне очень понравился конспект вашего занятия. Детям нравится выражать настроение с помощью жестов, мимики,выразительных движений.Они с помощью движений и речи могут понимать эмоциональное состояние друг друга.Желаю Вам дальнейших успехов!
На: Радость
Здравствуйте, уважаемая Рима Рифовна! Мне очень понравился конспект вашего занятия. Детям нравится выражать настроение с помощью жестов, мимики,выразительных движений.Они с помощью движений и речи могут понимать эмоциональное состояние друг друга.Желаю Вам дальнейших успехов!