Педагогическая поддержка как условие сохранения целостной гуманистической позиции педагога
Ответов - 13
Wed, 19/02/2014 - 16:12
Наталия Геннадиевна Каргина
На сайте с: 11/02/2009
Баллы: 470
Уважаемые участники семинара!
Выскажите свое мнение по следующим вопросам:
1. Что является предметом педагогической поддержки, кто и кому должен ее оказывать?
2. Что, по-вашему, должен предпринять педагог, если ребенок не желает следовать его требованиям? Попробуйте отнестись критически к собственному предложению. Найдите в нем слабые стороны и предложите альтернативный вариант.
3. Согласны ли вы с утверждением, что через образование возможна гуманизация и демократизация общества? Если «да», то каким образом? Если «нет», то почему?
Педагогическая поддержка – это основной элемент образования. Она представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности. Значит, кто?- учитель, кому? - ученику.
Среди большого количества современных педагогических идей наибольший интерес вызвала идея, разработанная академиком О.С.Газманом концепция педагогической поддержки детей в образовании. О.С.Газман писал: «Под педагогической поддержкой понимают деятельность педагогов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с :
физическим и психическим здоровьем;
успешным продвижением в обучении;
эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
жизненным самоопределением (нравственным, гражданским, профессиональным и т.д.)
Выделение такой образовательной структуры, которая позволила бы оказывать систематическую индивидуальную помощь не только детям с отклонениями, но и каждому ребенку в решении его личностных проблем, возникающих как в самом процессе обучения, так и идущих от социальной среды – реальный шаг в направлении гумманизации образования".
Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических задач:
– помочь школьнику осознать ценность, цели и перспективы собственной самореализации в конкретном виде деятельности и своей уникальности;
– развивать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;
– развивать рефлексию;
– культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своей деятельности;
– создать условия для включения ученика в разнообразную деятельность; помочь в освоении способов и устройств самореализации и самовыражения;
– оказать помощь в устранении препятствий при неблагоприятном влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития);
– попытаться перевести личностные трудности в предмет и содержание деятельностного осмысления.
Комментарий был изменен с момента создания (ltcznjdf, Tue, 25/02/2014 - 23:07).
Категория «педагогическая поддержка» вошла в отечественную педагогику и практику образования как структурообразующее понятие, отражающее особенности работы педагога с проблемами, так или иначе связанными с образованием детей. Появились сопутствующие понятия комплексного характера: социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, социальная поддержка, медико-педагогическая поддержка, медико-психологическая поддержка и т.д. Эти понятия отражают особенности практической деятельности различных учреждений. При этом слово «поддержка» выполняет функцию сигнала, который понятен каждому: «здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию».
Такой тип отношений фиксирует тип позиций "сильный-слабый".
Поддержка как культурный фенонмен-взрослый челдовек должен защитить ребенка от проблем . если не ребенок . а его окружение является источником этих проблем.
Поддержка как профессиональная деятельность направлена на то. чтобынаблюдать , целеноправленно исследовать и развивать потенциал ребенка.
Видеть в проблеме ребенка не угрозу , от которой того нужно защитить. а потенциал, возможность развивать и поддерживать
Категория «педагогическая поддержка» вошла в отечественную педагогику и практику образования как структурообразующее понятие, отражающее особенности работы педагога с проблемами, так или иначе связанными с образованием детей. Появились сопутствующие понятия комплексного характера: социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, социальная поддержка, медико-педагогическая поддержка, медико-психологическая поддержка и т.д. Эти понятия отражают особенности практической деятельности различных учреждений. При этом слово «поддержка» выполняет функцию сигнала, который понятен каждому: «здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию».
Такой тип отношений фиксирует тип позиций "сильный-слабый".
Поддержка как культурный фенонмен-взрослый челдовек должен защитить ребенка от проблем . если не ребенок . а его окружение является источником этих проблем.
Поддержка как профессиональная деятельность направлена на то. чтобынаблюдать , целеноправленно исследовать и развивать потенциал ребенка.
Видеть в проблеме ребенка не угрозу , от которой того нужно защитить. а потенциал, возможность развивать и поддерживать
1. Педагогическая поддержка является самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Таким образом, ее предметом является ребенок. Педагогическую поддержку должен оказывать педагог.
2. Возможный план действий в сложившейся ситуации:
Сначала установить контакт с ребенком и выяснить основание его протеста.
Затем совместно с ним попытаться найти возможные причины такого поведения, взглянуть на проблему с позиции ребенка.
Составить проект выхода из сложившейся ситуации, разграничив функции по решению проблемы.
Непосредственно следовать намеченному плану.
Проанализировать успехи или неудачи описанных ранее действий.
3. Через образование возможна гуманизация и демократизация общества. В последние годы произошли изменения в педагогическом мышлении: школа и общество считают главным развитие личности ребенка, его интересов и запросов.
Педагогическая поддержка – образовательная форма, наряду с обучением и воспитанием, отражающая гуманистическую позицию педагога в его взаимодействии и сотрудничестве с ребенком. Цель - решение проблем ребенка (именно ребенка или подростка, а не ученика), так как педагогическая поддержка – это деятельность в жизненном поле взаимодействия: учителя, умудренного опытом взрослого, и ученика – растущего человека, которому требуется определенная помощь в способах самоопределения и самореализации.
Специфика деятельности, реализуемой при педагогической поддержке, заключается в создании условий для процесса индивидуализации и развития личности ребенка (раскрытия индивидуальных возможностей и способностей ребенка для успешной самореализации в жизни). Она предполагает тонкую, вдумчивую, кропотливую работу педагога, владеющего психолого-педагогическими знаниями, высокими человеческими качествами и профессиональными компетенциями классного воспитателя.
Поддержка включает систематическую индивидуальную помощь каждому ребенку и подростку.
Поддержка должна носить доброжелательный, доверительный и гуманный характер, она не может быть формальной и поверхностной, поэтому далеко не каждый разговор с ребенком или подростком – это педагогическая поддержка. Благодаря такой форме общения, ребёнок вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослым. Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребенка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта наличия затруднения у конкретного ребенка, но и понять, как он сам его видит, понимает, чувствует.
Если ребёнок не осознаёт проблемную ситуацию как помеху, в которой он, прежде всего, сам должен определиться и активно действовать, то у него нет никакой субъектной позиции, на которую педагог может опереться, помогая ребенку, усиливая его активность и шанс в успешном разрешении проблемы.
Образование не только может, но и должно стать основой демократизации общества. Новые принципы общения учителя и ученика, основанные на уважении к личности, дают ребенку опыт, необходимый для жизни, основанной на идее гуманности.
1. Что является предметом педагогической поддержки, кто и кому должен ее оказывать?
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности»
Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.
Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.
Существует ряд проблем оказания педагогической поддержки:
- часто педагог принимает за проблему то, что в сознании ребенка не является проблемой;
- часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребенок воспринимает за проблему;
- иногда педагог перекладывает ответственность на ребенка;
- иногда взаимоотношения педагога и ребенка далеки от гуманистических даже в европейских странах, где развита вариативная структура образования и существуют традиции оказания педагогической поддержки;
- среди педагогов нет единого мнения по поводу того, как нужно поступать с ребенком, который не вписывается в общие требования системы;
- многие педагоги отмечают, что полученное ими образование недостаточно для эффективной работы по педагогической поддержке;
- школьная система в первую очередь решает задачи социализации, в связи с чем, остается проблема “соответствия-несоответствия” ребенка задаваемым нормам;
Поддержка обнаруживает себя в ситуации реальной проблемы ребенка, которую педагог увидел и при этом осознал свое желание (необходимость) помочь ему. Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребенка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта наличия затруднения у конкретного ребенка, но и понять, как он сам его видит, понимает, чувствует.
Как педагогу обнаружить необходимость своего присутствия в ситуации ребенка? Прежде всего, нужно в своем сознании отличить следующее:
1) есть факт затруднения, который вызывает у ребенка негативные эмоции, держит его в напряжении, факт может представлять для него определенную угрозу;
2) есть предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребенка;
3) есть реальная ситуация, которую ребенок воспринимает и переживает как проблему.
2.Что, по-вашему, должен предпринять педагог, если ребенок не желает следовать его требованиям? Попробуйте отнестись критически к собственному предложению. Найдите в нем слабые стороны и предложите альтернативный вариант.
Известно, что педагогические требования - это предъявление ребенку норм должного (социального, культурного), которым он обязан соответствовать. Задача воспитания в том и состоит, чтобы приобщить ребенка к культурным нормам и воспитать его в соответствии с ними.
Следует, наконец, признать, что стойкое неприятие ребенком педагогического воздействия лишает воспитателя самой возможности целенаправленного воспитания. Такая ситуация - тупик гуманистического воспитания, выход из него невозможен за счет тех же целей и средств (т.е. той же деятельности), которые в этот тупик завели.
Дело здесь не в «злом» или «добром» педагоге, «авторитаре» или «гуманисте». Речь идет о принципиальной смене позиций: если ребенок отказывается быть «ведомым», значит, в нем актуализировались процессы и проблемы, которые могут быть разрешены ребенком только с позиции «ведущего». Если педагог не способен встать на позицию «ведомого» ребенком, он на этом этапе теряет авторитет в глазах ребенка. Совет взрослого становится для ребенка назиданием, мягкость - хитростью, забота -опекой, благие намерения - попыткой лишить его права быть свободным.
В такой ситуации педагогу следует выбрать правильным утверждение взрослого: «Все равно буду требовать, контролировать, невзирая на то, как к этому относится ребенок» или, признав его требование несвоевременным, найти выход из создавшегося тупика.
Конфликт «свобод» взрослого и ребенка - это конфликт не столько целей, сколько средств и позиций, которыми педагог пытается эти цели донести до ребенка. Опыт работы с подростками подтверждает, что они нередко готовы признать, что взрослые желают им добра, более того, соглашаются, что того же желали бы и себе. Но они не хотят подчиняться этому «добру» только потому, что оно идет «не от них», «не по их инициативе».
Рассмотрим ситуацию: Подросток не желает следовать требованиям педагога.
Данная ситуация спонтанна для педагога и продуманна учеником.
Субьектом в ней является ученик.
Действия педагога:
Сохранять спокойствие.
Не пытаться договариваться с ребенком во время урока (в целях поддержания своего авторитета).
Дать ребенку подумать и «остыть»
- «Саша, зайди ко мне поле уроков»
4. После уроков подговиться к встрече с учеником (подготовить речь)
5. В непринужденной беседе начать с положительных сторон ребенка и постипенно перейти к проблеме, постараться найти компромис.
3.Согласны ли вы с утверждением, что через образование возможна гуманизация и демократизация общества? Если «да», то каким образом? Если «нет», то почему?
Через образование возможна гуманизация и демократизация общества. Можно даже сказать, что наше время- это время развития гуманистического воспитания, где педагогическая поддержка является его составной частью. Она занимает в образовательном процессе роль ровную с воспитанием и обучением, являясь их неотъемлемой частью. А взаимодействие учителя и ученика делаются более открытыми, что способствует дифференцированному подходу.
Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей).
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С.Газманом.
Он определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.
Уважаемые участники семинара!
Выскажите свое мнение по следующим вопросам:
1. Что является предметом педагогической поддержки, кто и кому должен ее оказывать?
2. Что, по-вашему, должен предпринять педагог, если ребенок не желает следовать его требованиям? Попробуйте отнестись критически к собственному предложению. Найдите в нем слабые стороны и предложите альтернативный вариант.
3. Согласны ли вы с утверждением, что через образование возможна гуманизация и демократизация общества? Если «да», то каким образом? Если «нет», то почему?