1. Что является предметом педагогической поддержки, кто и кому должен ее оказывать?
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности»
Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.
Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.
Существует ряд проблем оказания педагогической поддержки:
- часто педагог принимает за проблему то, что в сознании ребенка не является проблемой;
- часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребенок воспринимает за проблему;
- иногда педагог перекладывает ответственность на ребенка;
- иногда взаимоотношения педагога и ребенка далеки от гуманистических даже в европейских странах, где развита вариативная структура образования и существуют традиции оказания педагогической поддержки;
- среди педагогов нет единого мнения по поводу того, как нужно поступать с ребенком, который не вписывается в общие требования системы;
- многие педагоги отмечают, что полученное ими образование недостаточно для эффективной работы по педагогической поддержке;
- школьная система в первую очередь решает задачи социализации, в связи с чем, остается проблема “соответствия-несоответствия” ребенка задаваемым нормам;
Поддержка обнаруживает себя в ситуации реальной проблемы ребенка, которую педагог увидел и при этом осознал свое желание (необходимость) помочь ему. Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребенка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта наличия затруднения у конкретного ребенка, но и понять, как он сам его видит, понимает, чувствует.
Как педагогу обнаружить необходимость своего присутствия в ситуации ребенка? Прежде всего, нужно в своем сознании отличить следующее:
1) есть факт затруднения, который вызывает у ребенка негативные эмоции, держит его в напряжении, факт может представлять для него определенную угрозу;
2) есть предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребенка;
3) есть реальная ситуация, которую ребенок воспринимает и переживает как проблему.
2.Что, по-вашему, должен предпринять педагог, если ребенок не желает следовать его требованиям? Попробуйте отнестись критически к собственному предложению. Найдите в нем слабые стороны и предложите альтернативный вариант.
Известно, что педагогические требования - это предъявление ребенку норм должного (социального, культурного), которым он обязан соответствовать. Задача воспитания в том и состоит, чтобы приобщить ребенка к культурным нормам и воспитать его в соответствии с ними.
Следует, наконец, признать, что стойкое неприятие ребенком педагогического воздействия лишает воспитателя самой возможности целенаправленного воспитания. Такая ситуация - тупик гуманистического воспитания, выход из него невозможен за счет тех же целей и средств (т.е. той же деятельности), которые в этот тупик завели.
Дело здесь не в «злом» или «добром» педагоге, «авторитаре» или «гуманисте». Речь идет о принципиальной смене позиций: если ребенок отказывается быть «ведомым», значит, в нем актуализировались процессы и проблемы, которые могут быть разрешены ребенком только с позиции «ведущего». Если педагог не способен встать на позицию «ведомого» ребенком, он на этом этапе теряет авторитет в глазах ребенка. Совет взрослого становится для ребенка назиданием, мягкость - хитростью, забота -опекой, благие намерения - попыткой лишить его права быть свободным.
В такой ситуации педагогу следует выбрать правильным утверждение взрослого: «Все равно буду требовать, контролировать, невзирая на то, как к этому относится ребенок» или, признав его требование несвоевременным, найти выход из создавшегося тупика.
Конфликт «свобод» взрослого и ребенка - это конфликт не столько целей, сколько средств и позиций, которыми педагог пытается эти цели донести до ребенка. Опыт работы с подростками подтверждает, что они нередко готовы признать, что взрослые желают им добра, более того, соглашаются, что того же желали бы и себе. Но они не хотят подчиняться этому «добру» только потому, что оно идет «не от них», «не по их инициативе».
Рассмотрим ситуацию: Подросток не желает следовать требованиям педагога.
Данная ситуация спонтанна для педагога и продуманна учеником.
Субьектом в ней является ученик.
Действия педагога:
Сохранять спокойствие.
Не пытаться договариваться с ребенком во время урока (в целях поддержания своего авторитета).
Дать ребенку подумать и «остыть»
- «Саша, зайди ко мне поле уроков»
4. После уроков подговиться к встрече с учеником (подготовить речь)
5. В непринужденной беседе начать с положительных сторон ребенка и постипенно перейти к проблеме, постараться найти компромис.
3.Согласны ли вы с утверждением, что через образование возможна гуманизация и демократизация общества? Если «да», то каким образом? Если «нет», то почему?
Через образование возможна гуманизация и демократизация общества. Можно даже сказать, что наше время- это время развития гуманистического воспитания, где педагогическая поддержка является его составной частью. Она занимает в образовательном процессе роль ровную с воспитанием и обучением, являясь их неотъемлемой частью. А взаимодействие учителя и ученика делаются более открытыми, что способствует дифференцированному подходу.
1. Что является предметом педагогической поддержки, кто и кому должен ее оказывать?
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности»
Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.
Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.
Существует ряд проблем оказания педагогической поддержки:
- часто педагог принимает за проблему то, что в сознании ребенка не является проблемой;
- часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребенок воспринимает за проблему;
- иногда педагог перекладывает ответственность на ребенка;
- иногда взаимоотношения педагога и ребенка далеки от гуманистических даже в европейских странах, где развита вариативная структура образования и существуют традиции оказания педагогической поддержки;
- среди педагогов нет единого мнения по поводу того, как нужно поступать с ребенком, который не вписывается в общие требования системы;
- многие педагоги отмечают, что полученное ими образование недостаточно для эффективной работы по педагогической поддержке;
- школьная система в первую очередь решает задачи социализации, в связи с чем, остается проблема “соответствия-несоответствия” ребенка задаваемым нормам;
Поддержка обнаруживает себя в ситуации реальной проблемы ребенка, которую педагог увидел и при этом осознал свое желание (необходимость) помочь ему. Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребенка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта наличия затруднения у конкретного ребенка, но и понять, как он сам его видит, понимает, чувствует.
Как педагогу обнаружить необходимость своего присутствия в ситуации ребенка? Прежде всего, нужно в своем сознании отличить следующее:
1) есть факт затруднения, который вызывает у ребенка негативные эмоции, держит его в напряжении, факт может представлять для него определенную угрозу;
2) есть предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребенка;
3) есть реальная ситуация, которую ребенок воспринимает и переживает как проблему.
2. Что, по-вашему, должен предпринять педагог, если ребенок не желает следовать его требованиям? Попробуйте отнестись критически к собственному предложению. Найдите в нем слабые стороны и предложите альтернативный вариант.
Известно, что педагогические требования - это предъявление ребенку норм должного (социального, культурного), которым он обязан соответствовать. Задача воспитания в том и состоит, чтобы приобщить ребенка к культурным нормам и воспитать его в соответствии с ними.
Следует, наконец, признать, что стойкое неприятие ребенком педагогического воздействия лишает воспитателя самой возможности целенаправленного воспитания. Такая ситуация - тупик гуманистического воспитания, выход из него невозможен за счет тех же целей и средств (т.е. той же деятельности), которые в этот тупик завели.
Дело здесь не в «злом» или «добром» педагоге, «авторитаре» или «гуманисте». Речь идет о принципиальной смене позиций: если ребенок отказывается быть «ведомым», значит, в нем актуализировались процессы и проблемы, которые могут быть разрешены ребенком только с позиции «ведущего». Если педагог не способен встать на позицию «ведомого» ребенком, он на этом этапе теряет авторитет в глазах ребенка. Совет взрослого становится для ребенка назиданием, мягкость - хитростью, забота -опекой, благие намерения - попыткой лишить его права быть свободным.
В такой ситуации педагогу следует выбрать правильным утверждение взрослого: «Все равно буду требовать, контролировать, невзирая на то, как к этому относится ребенок» или, признав его требование несвоевременным, найти выход из создавшегося тупика.
Конфликт «свобод» взрослого и ребенка - это конфликт не столько целей, сколько средств и позиций, которыми педагог пытается эти цели донести до ребенка. Опыт работы с подростками подтверждает, что они нередко готовы признать, что взрослые желают им добра, более того, соглашаются, что того же желали бы и себе. Но они не хотят подчиняться этому «добру» только потому, что оно идет «не от них», «не по их инициативе».
Рассмотрим ситуацию: Подросток не желает следовать требованиям педагога.
Данная ситуация спонтанна для педагога и продуманна учеником.
Субьектом в ней является ученик.
Действия педагога:
- «Саша, зайди ко мне поле уроков»
4. После уроков подговиться к встрече с учеником (подготовить речь)
5. В непринужденной беседе начать с положительных сторон ребенка и постипенно перейти к проблеме, постараться найти компромис.
3.Согласны ли вы с утверждением, что через образование возможна гуманизация и демократизация общества? Если «да», то каким образом? Если «нет», то почему?
Через образование возможна гуманизация и демократизация общества. Можно даже сказать, что наше время- это время развития гуманистического воспитания, где педагогическая поддержка является его составной частью. Она занимает в образовательном процессе роль ровную с воспитанием и обучением, являясь их неотъемлемой частью. А взаимодействие учителя и ученика делаются более открытыми, что способствует дифференцированному подходу.