-Интеграция и дифференциация задач, содержания, средств обучения учащихся.
В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемными и разнотемными. Однотемные – это когда у детей разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий и др. Этому способствует концентричность, например, курса литературного чтения, - одинаковые разделы программы : «Устное народное творчество» , «Классики русской литературы», «Зарубежная литература».
Для разнотемных занятий может быть единый вид учебно – познавательной деятельности , например – обучение ориентировке в книге, составлению читательского отзыва и др.
- Педагогизация учебной деятельности детей
Т. е. делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций ( контроль, объяснение нового материала, помощь младшим и др.), также приобретение детьми допрофессионального опыта педагогической деятельности. Например, ученики 3 и 4 класса могут проверить технику чтения или навык письма у младших.
К занятиям готовятся консультанты, помощники из более старших.
Важно привлечь детей к анализу своей работы, результатам учебного труда и организации рефлексии по ходу и в конце занятий.
-Взаимообучение
Каждый ученик может примерить на себя роль учителя. При этом ребёнок не только передаёт информацию, но и актуализирует накопленные знания, осмысливает их по- новому, воспринимает с другой стороны.
Ø Выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающего
Ø Самооценка и взаимооценка
Ø Создание ситуации собственного успеха
Ø Определение самими учащимися трудностей и проблем
Формы реализации – конкурсы чтецов, пересказов ( с проверкой) , взаимопроверка ответов на вопросы и др.
- Свобода взаимодействия
Организация совместной деятельности способствует развитию доброжелательного отношения (за одной партой, в одной команде, в паре, в группе по желанию, работать автономно )
На этапе свободной работы ученик получает свой материал для чтения, определяется в его объёме, выбрать то, что ему интересно, попросить трудное задание или подсесть к кому- то в группу.
- Регулирование взаимодействия учащихся разного возраста
Это один из сложных вопросов. Организация совместной деятельности реализует воспитательные и образовательные задачи, если педагог –
Ø Обоснованно отбирает содержание и формы, способы и средства
Ø Разъясняет детям важность проведения и полезность совместного занятия
Ø Помогает каждому присвоить общую цель и найти в ней личный смысл
Ø Раскрывает значимость каждого
Ø Учитывает предыдущий опыт
Ø Обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций
Ø Чётко и конкретно определяет содержание деятельности.
Например, тема «Поэтическая тетрадь на разновозрастных уроках заключается в создании возможностей для задействования всех учащихся. Стихи, которые изучали с 1-го по 4-й класс, полюбившиеся, дети записывают, оформляют , иллюстрируют.
Для этого :
Ø Постановка общей цели
Ø Создание ситуаций поиска ( исследовательские задания)
Ø Формирование разновозрастных групп, которые решают общую проблему
Ø Выполнение группами творческих заданий как при подготовке, так и при проверке
Ø Совместное обсуждение результатов
Для заданий важна комплексность, т. е. привлечение разнородных знаний и умений. Это позволяет каждому ребёнку раскрывать свои сильные стороны.
Например, кто- то читает быстрее, кто-то выразительнее. Кто- то хорошо воспроизводит прочитанное, а у кого-то способность к творческому воображению, мышлению. Всё это пригодится в совместной работе.
При изучении нового материала :
Ø Старшие рассказывают младшим
Ø Совместное составление опорных материалов
При закреплении изученного :
Ø Составление и отгадывание кроссвордов, викторин
Ø Коллективное обсуждение дополнительной литературы
Ø Игры- соревнования
Ø Дополнительный материал
Ø Просмотр, обсуждение фильма
Ø Индивидуальная помощь
При контроле знаний :
Ø Подготовка обобщающих занятий
Ø Разработка конкурсов, заданий…
Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в группе, нужно :
Ø Учитывать возрастные особенности, межличностные отношения, психологическую совместимость
Ø Утверждение достоинства, достижение успеха, признание товарищами
Ø Ребёнок должен выражать свою точку зрения
Ø Стимулировать , одобрять
Ø Не ущемлять личного достоинства ребёнка
Ø Самокритичность, объективность в оценке
Ø Культура общения
Ø Коллективный анализ совместной деятельности
Домашние задания могут носить семейный характер :
Ø Перечитывание с родителями
Ø «Семейные» задания и вопросы
Сближению школы и родителей способствуют семейные уроки, т. е. уроки с участием родителей. Участие на этих уроках подразумевает, что родители активно включаются в работу.
|