Сельские дети менее подготовлены к школе, чем городские : сказывается удалённость от культурных центров, замкнутость, территориальная автономность. Опыт общения детей отличается углублённостью, но ограничен численностью. На селе , к сожалению, ограничены возможности для саморазвития, самообразования, самостоятельного культурного роста ( нет секций, кинозалов, театров…) Зато сельская природа естественна, приближена к людям.
Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Малочисленные классы позволяют использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности учащихся. Педагог ближе к ребёнку. Урокам свойственны камерность, меньшая заорганизованность.
В то же время малочисленность класса создаёт определённые проблемы в организации учебно – воспитательного процесса. Затруднение или ограничение в выборе форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе малокомплектной школы.
Отсутствие соревновательности между классами, искажённая оценка своих реальных успехов в учебной деятельности, трудности в развитии коммуникативных умений, медленная реакция на события в новой ситуации вследствие бедности общения. Психологическая незащищённость ребёнка, постоянное давление учителя , ожидание того, что его обязательно спросят, однообразие обстановки, ограниченные возможности для выбора форм занятий, педагогов, видов досуговой деятельности общения…
В связи с этим стоит организационная и методическая задача – найти способы решения вышеуказанных проблем.
Для достижения оптимальных условий выполнения учебных задач объединяются классы, так как опыт школ показывает, что коллектив из 8-15 человек целесообразен. Таким образом, требуется принципиально новая организация занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение общих для всех и на решение частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Правильнее сказать , на мой взгляд, что речь идёт скорее не об уроке, а об учебном занятии, где отсутствуют жёсткие временные рамки учебного процесса, где состав учеников может быть сменным, где объединяются дети разного возраста и разного уровня подготовленности.
|