1.Формирование субъекта учения.
Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим предоставляется новое место в системе учебных отношений («пробую учить других», «Учу себя сам»)Роль «младшего учителя» соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Всё начинается как игра и со временем эта деятельность становится весьма серьёзной и ответственной для школьника, так как цель ставится вполне реальная – научить другого ребёнка определённым навыкам.
Например, на уроках литературного чтения учебной целью становится формирование полноценного навыка чтения. Примеривая на себе роль учителя, ребёнок сам старается показать выразительное, правильное, беглое, сознательное чтение, демонстрируя максимум своих читательских умений.
Разновозрастное учебное сотрудничество – мощный резерв повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Оно создаёт условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать средства для их осуществления, развивает способность понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека, видят труд учителей.
2.Психологическая защита ребёнка.
Круг детей в классе, где обучаются несколько человек, весьма ограничен, что создаёт психологическую напряжённость для детей, в частности в беседах по прочитанному, в анализе произведений. Объединение учащихся в классы- комплекты обеспечивает расширение контактов, взаимному духовному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, снимает психологическое напряжение, помогает избежать монотонности при организации учебного процесса (разновозрастный диалог, совместный пересказ, коллективный читательский отзыв…
3.Социальная поддержка.
Есть школьники, которые не могут реализовать себя по различным причинам , а при поддержке сознают свою полезность, востребованность. На разновозрастном занятии разнообразные и динамические связи между учащимися требуют от ребёнка постоянного изменения своего ролевого участия, большой гибкости во взаимоотношениях, способствуют обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
4.Компенсаторская функция.
Старшим детям предоставляется играть роль взрослого, брать на себя ответственность. Ребёнок включается в систему отношений, где приобретает опыт поведения взрослого человека, который принимает самостоятельные и ответственные решения. Выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы, воспитателя и т. д.
Например, для урока литературного чтения ученик отбирает книги для классной выставки или готовит сообщение о писателе, помогает готовить перед уроком ТСО, проверяет рабочее место и т.д.
5.Стимулирующая функция.
Благодаря совместным действиям детей разных возрастов, ученики могут актуализироваться и проявлять индивидуальные качества, которые в других условиях , например, в условиях полноценного класса, остались бы незамеченными. Девизом можно назвать слова « Я могу помочь …», «Ему трудно…Я помогу»…
У младших тоже проявляется заинтересованность, активность. Ведь вдвоём легче и не так страшно. «Вместе разберёмся быстрее»
6.Нравственно- ориентирующая функция.
Воспитание и обучение; учебно - познавательные и социально- нравственные мотивы в классах – комплектах тесно переплетены. Они развиваются и соподчиняются. Школьник участвует в совместной работе, проявляет себя при выполнении задания и , таким образом, завоёвывает определённое положение в группе. В процессе деятельности ребёнок начинает ставить иные социальными, но и учебными, познавательными мотивами.
Общая направленность ученика на взаимодействие с другими учащимися постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими работать хорошо и быстро, согласовывать своё мнение с другими, т. е. «прирастает» нравственным смыслом. В этом состоит значение совместной учебной деятельности детей для становления общественной направленности личности, развития «внутренних этических инстанций» ( Л.И. Божович).
|