Технология проблемного обучения * Проблемное обучение – одна из технологий развивающего обучения. Проблемное обучение способствует развитию творческого мышления, познавательной активности и интересов, развивает способности к самообразованию, исследовательские навыки человека. Это обучение, в процессе которого учащиеся вовлекаются в разрешение проблем. Сущность технологии проблемного обучения заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе взаимодействия учителя и учащихся при максимальной самостоятельности последних. Доминантой организации проблемного обучения является организация мыследеятельности учащихся. Технология проблемного обучения представляет собой следующую логику действий и операций: предложение учителем проблемной задачи учащимся, создающей осознание проблемной ситуации; принятие проблемной задачи, формулировка проблемной задачи, вопроса, вытекающих из проблемной ситуации; решение проблемной задачи, в процессе которого организуется мыследеятельность и учащиеся овладевают способами приобретения знаний; применение данных способов для решения других конкретных задач. В традиционном обучении эта логика такова: сообщение готовых знаний учителем; усвоение учащимися этих знаний путем копирования способов действий; тренаж этих способов в стереотипных ситуациях, упражнениях; закрепление. Основные понятия проблемного обучения. Проблемная ситуация. Это определенное психологическое состояние, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах выполнения задания. Это познавательные затруднения субъекта деятельности. проблемная ситуация создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо, совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов действия, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием (исходный момент возникновения проблемности). Проблемная ситуация имеет обучающую ценность тогда, когда она способна пробудить у обучаемых желание выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. Для того чтобы желание появилось, необходимы следующие условия: - содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся; - учащиеся должны чувствовать, что решение проблемы в целом им по силам, так как часть необходимых знаний у них есть. Пробуждение желания разрешить проблему в сочетании с потребностью узнать интересное, новое и означает очень важный момент в проблемном обучении – принятие проблемы к решению. После принятия проблемы к решению и оформления ее в словесную форму, отделяющую известное от неизвестного, проблемная ситуация превращается в проблемную задачу, в процессе решения которой и происходит приобретение и усвоение недостающих знаний. Проблемная задача – задача, не имеющая стандартного решения, т.е. решающаяся не по схеме, алгоритму, образцу. Проблемная задача – это поисковая задача. Она является единицей содержания проблемного обучения, а само это содержание есть система проблемных задач. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения, Проблемный вопрос ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает учащегося к поиску неизвестного, нового знания. Проблемные вопросы и проблемные задачи порождают в сознании учащихся проблемные ситуации. Основные пути реализации проблемного обучения: - проблемное изложение педагогом содержания; - частично поисковая деятельность учащихся; - исследовательская деятельность учащихся (самостоятельный поиск решений); - использование в педагогическом процессе технологий мыследеятельности. Рассмотрим несколько таких технологий.
|