Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Биосинтез белка

Фото пользователя Елена Тимофеевна Перова
Submitted by Елена Тимофеевна Перова on Tue, 15/01/2013 - 15:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Перова Елена Тимофеевна, учитель биологии первой категории
Место работы, должность: 
Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской СОШ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

Цель урока: изучение сущности пластического обмена как одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка.

Задачи урока:

  • актуализация самостоятельной деятельности учащихся;
  • прохождение новой сложной темы;
  • выработка коммуникативно-конструктивных форм обучения;
  • мотивация учащихся на освоение темы с помощью индивидуального обучения с само- и взаимопроверкой.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Используемыеые ресурсы:

  • Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2007, - 367с.

 

Используемая методическая литература: 
  • Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – М.: Дрофа, 2006, - 304с.
  • Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы» – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 286с.
  • Лернер Г. И. Биология. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009. – 168с.
  • school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f6b59884-caeb-fed7-c06b-6a04fb9c219e/9..
  • schools.perm.ru/modules/wfdownloads/singlefile.php?cid=8&lid=62
  • http://festival.1september.ru/articles/512777/
  • edu.kubannet.ru/catalog/rubr/bd633c61-be46-4f03-bdbe-66759c4c7d84/85244/
  • авторская презентация

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний .

Используемые ЦОР: 

Авторская презентация

Краткое описание: 
Урок изучения нового материала по теме "Биосинтез белка"

Конспект урока с применением ИКТ

Автор: Перова Елена Тимофеевна, учитель первой категории, педагогический стаж 25 лет.

Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение Больше-Ломовисская средняя общеобразовательная школа, Тамбовская область, Пичаевский район

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=102479

Предмет:биология

Тема: Биосинтез белка.

Продолжительность:2 урока по 45 минут

Класс: 10

Технология:применение мультимедиа

Аннотация:данный урок разработан в рамках курса «Общая биология» (программа В. В. Пасечника) и является частью темы «Основы цитологии».

Тип урока:изучение нового материала.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний.

Цель урока: изучение сущности пластического обмена как одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка.

Задачи урока:

  • актуализация самостоятельной деятельности учащихся;
  • прохождение новой сложной темы;
  • выработка коммуникативно-конструктивных форм обучения;
  • мотивация учащихся на освоение темы с помощью индивидуального обучения с само- и взаимопроверкой.

Методическое обеспечение:

  • таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Биосинтез белка»;
  • раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний;
  • презентация MicrosoftPowerPoint«Биосинтез белка» – презентационное сопровождение урока 22 слайда  (среда POWERPOINT).

Задание к уроку:повторить материал о нуклеиновых кислотах и белках (§§11-12 по учебнику «Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник)

Ход урока

I. Организационный момент (постановка цели урока и ознакомление с содержанием)

(Приложение. Слайд 2.)

II. Активизация опорных знаний

Учитель совместно с учащимися определяет объект изучения.

(Приложение. Слайды 3-4.)

  • Какова роль ядра в клетке?
  • С какими органоидами связана передача наследственных признаков?
  • Какие вещества называются нуклеиновыми кислотами?
  • Виды РНК и их роль в биосинтезе белка?
  • Что такое белки? Какие функции выполняют белки?

(Актуализация знаний – учащиеся отвечают на вопросы, учитель корректирует ответы)

     Выполните задания блока 1:(Приложение. Слайд 5.)Сделайте взаимопроверку работ с соседом по парте, сверяясь с ответами на слайде. (Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания по данному фрагменту урока, затем проверяют работу соседа по парте, при желании могут оценить работу по пятибалльной системе, количество заданий в тесте позволяет это легко сделать)

     В каждой клетке синтезируются несколько тысяч различных белковых молекул. Белки недолговечны, время их существования ограничено, после чего они разрушаются. Следовательно, существует процесс восстановления белков, биосинтез.

III. Тема урока: “Биосинтез белка”

     Итак, тема нашего сегодняшнего урока это «Биосинтез белка». Сегодня мы с вами узнаем, из каких основных этапов состоит процесс биосинтеза белка, какую роль в нем играют нуклеиновые кислоты, а также какие органоиды и вещества клетки принимают в этом процессе самое непосредственное участие. На уроке мы будем использовать  технологические карты, в которых будем отражать все этапы нашего урока. Каждый этап представляет собой учебный элемент, включающий определенные задания, по итогам выполнения которого вы будете получать баллы. Будем использовать элементы самопроверки и взаимной проверки. В конце урока все баллы будут суммироваться и вы получите ту или иную оценку.

     Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.Молекула ДНК способна к самоудвоению. Репликация это - реакция матричного синтеза, при которой на одной цепи ДНК  по принципу комплементарности строится вторая цепь (т. е. удвоение ДНК).(Приложение. Слайд 6.)

     Единственные молекулы, которые синтезируются под контролем генетического материала клетки, - это белки (если не считать РНК). Белки могут выполнять разные функции; это определяется аминокислотной последовательностью, которая зависит от информации о составе белка, закодированной в  последовательности нуклеотидов ДНК (генетический код). Генетическая информация с ДНК на белок передаётся через иРНК.(Приложение. Слайд 7.)

ДНК   →    иРНК    →    белок

                                                 транскрипция                            трансляция

     Ген – участок ДНК, кодирующий информацию об одном белке.

     Выполните задания блока 2:(Приложение. Слайд 8.)Сделайте взаимопроверку работ с соседом по парте, сверяясь с ответами на слайде.

       Формулируем вместе с учащимися основной вопрос, на который должны ответить в конце урока. Как создаются белки в клетках и каковы обязательные условия процесса биосинтеза?(Приложение. Слайд 9.)

     Информация о белках кодируется в ДНК. К настоящему времени составлена карта генетического кода. Генетический код имеет замечательные свойства, созданные в течение эволюции у всех живых организмов – вырожденность, специфичность, универсальность.(Приложение. Слайд 10.)Свойства генетического кода учащиеся самостоятельно изучают по учебнику («Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник с. 96-97), составляют в тетради схему, потом сверяются со схемой на слайде.

     Выполните задания блока 3:(Приложение. Слайд 11.)Сделайте взаимопроверку работ с соседом по парте, сверяясь с ответами на слайде.

 

     Информация о первичной структуре белков хранится в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. ДНК находится в ядре, а создание новых молекул белка требует присутствия рибосомы, которая находится в цитоплазме. Получается, что процесс создания молекулы белка разделен пространством клетки.   

     Транскрипция - первый этап биосинтеза белка. Этот этап проходит в ядре клетки. По одной из нитей ДНК происходит строительство иРНК (или матричной, мРНК) по принципу комплементарности. Копируется только часть ДНК, содержащая информацию о нужном белке. Для транскрипции необходим особый фермент – РНК-полимераза. Двигаясь по цепи ДНК вдоль необходимого гена, РНК-полимераза подбирает по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяет их в цепочку в виде молекулы иРНК. В конце гена или группы генов фермент встречает сигнал (также в виде определенной последовательности нуклеотидов), означающий конец переписывания. Готовая иРНК отходит от ДНК и направляется к месту синтеза белка.(Приложение. Слайд 12.)

     Выполните задания блока 4:(Приложение. Слайд 13.)Сделайте взаимопроверку работ с соседом по парте, сверяясь с ответами на слайде.

     В цитоплазме происходит завершающий процесс синтеза белка – трансляция. Это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка. Важную роль здесь играют тРНК. Каждая тРНК присоединяет определённую аминокислоту и транспортирует её к месту сборки полипептида в рибосоме. В молекуле тРНК есть два активных участка: триплет-антикодон на одном конце и акцепторный конец на другом. Антикодон считывает информацию с иРНК, акцепторный конец является посадочной площадкой для аминокислоты. Синтез полипептидной цепи белковой молекулы начинается с активации аминокислот, которую осуществляют специальные ферменты. Каждой аминокислоте соответствует как минимум один фермент. Фермент обеспечивает присоединение аминокислоты к акцепторному участку тРНК с затратой энергии АТФ.

     Функционирование рибосомной системы начинается со взаимодействия иРНК с субъединицей рибосомы, к которой присоединяется инициаторная тРНК, всегда метиониновая (АУГ). Рибосомы имеют функциональный центр, в котором помещаются два триплета (ФЦР). Весь рибосомный комплекс начинает перемещаться вдоль иРНК. К ФЦР поступает вторая тРНК, чей антикодон комплементарен кодону иРНК, находящемуся в данном участке ФЦР. Между метионином и аминокислотой образуется пептидная связь, после чего метиониновая тРНК отсоединяется, а растущую цепь белка присоединяет вторая тРНК. После образования пептидной связи иРНК перемешается на один триплет ФЦР. Одновременно с этим рибосома целиком передвигается в направлении следующего кодона иРНК, а метиониновая тРНК выталкивается в цитоплазму. В освободившийся участок приходит новая тРНК, связанная аминокислотой, которая шифруется очередным кодоном иРНК. Снова происходит образование пептидной связи, и белковая молекула удлиняется еще на одно звено.  Трансляция идет до тех пор, пока в ФЦР не попадет стопкодон, являющийся «знаком препинания» между генами. На этом рост полипептидной цепи завершается.

     Для увеличения эффективности функционирования иРНК часто соединяется не с одной, а с несколькими рибосомами. Такой комплекс называется полисомой, на котором протекает одновременный синтез нескольких полипептидных цепей.

     Таким образом, процесс синтеза белка представляет собой серию ферментативных реакций, идущих с затратой энергии АТФ.(Приложение. Слайд 14.)

     Выполните задания блока 5:(Приложение. Слайд 15.)Сделайте взаимопроверку работ с соседом по парте, сверяясь с ответами на слайде.

     Подведём промежуточные итоги. Какие вещества и структуры участвуют в биосинтезе белка? ДНК, иРНК, тРНК, ферменты, аминокислоты, АТФ, рибосомы. (Приложение. Слайд 16.)

     Выполните задания блока 6:(Приложение. Слайд 17.)Сделайте взаимопроверку работ с соседом по парте, сверяясь с ответами на слайде.

 

     Клеточная ДНК несет в себе генетическую программу, необходимую для синтеза сотен различных белков, однако в каждый данный момент клетка синтезирует только те белки, которые нужны ей в это время. Синтез определенных белков контролируется ферментами.Генетические инструкции, определяющие аминокислотные последовательности белков, заключены в структурных генах.  Активность этих генов регулируется геном-регулятором. Этот ген препятствует переходу структурных генов в активное состояние. Ген-регулятор содержит информацию для синтеза белка-репрессора,который будет блокировать структурные гены, связываясь с прилегающим к ним участком — геном-опрератором. Промотор – этоместо присоединения фермента РНК-полимеразы. От него зависит, какая из цепей ДНК станет матрицей.В определенном участке ДНК под действием ферментов белки-гистоны отделяются, водородные связи рвутся, и двойная спираль ДНК раскручивается. Одна из цепочек становится матрицейдля построения иРНК. Затем на основе матрицы под действием фермента РНК-полимеразы из свободных нуклеотидов по принципу комплементарности начинается сборка иРНК.После  сборки новообразованная иРНК через поры в ядре уходит в цитоплазму, где прикрепляется к рибосомам. А две цепочки ДНК вновь соединяются, восстанавливая двойную спираль, и опять связываются с белками-гистонами. иРНК присоединяется к  поверхности малой субъединицы в присутствии ионов магния. Причем два ее триплета нуклеотидов оказываются обращенными к большой субъединице рибосомы. Если в клетку попадает вещество Х, разрушаемое ферментом Ф, который закодирован в структурном гене оперона, но не синтезируется, так как заблокирован репрессором, инициируется процесс синтеза фермента Ф. В этом случае одна из молекул вещества Х связывается с молекулой репрессора. Оператор освобождается, и РНК-полимераза начинает синтез иРНК, на которой рибосомы синтезируют фермент Ф. Этот фермент начинает работать, разрушая молекулы вещества Х. Когда все молекулы вещества Х будут разрушены, освобождённый репрессор снова связывается с оператором, синтез иРНК прекращается. Синтезированные иРНК имеют свой срок жизни, по окончании которого разрушаются специальными ферментами, и синтез фермента Ф прекращается. (Приложение. Слайд 18.)Учащиеся по учебнику самостоятельно знакомятся с информацией о механизме регуляции синтеза белка у эукариот («Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник с. 104-105).

     Выполните задания блока 6:(Приложение. Слайд 19.)Сделайте взаимопроверку работ с соседом по парте, сверяясь с ответами на слайде.

III. Заключительная часть.

(Приложение. Слайд 20.) Итак, подведём итоги сегодняшнего урока. Что мы планировали изучить? (переход с помощью управляющей стрелки на слайд 2). Формулируем выводы по всем пунктам плана, затем переходим с помощью управляющей стрелки на слайд 20, сверяем результат.

1. Важнейшим процессом, происходящим во всех клетках (за исключением клеток, потерявших ДНК в процессе своего развития), является синтез белка.

2. Информация о последовательности аминокислот, составляющих первичную структуру белка, заключена в последовательности триплетных сочетаний нуклеотидов ДНК.

3. Ген – участок ДНК, в котором заключена информация о структуре одного белка.

4. Транскрипция – процесс синтеза иРНК, кодирующей последовательность аминокислот белка.

5. иРНК выходит из ядра (у эукариот) в цитоплазму, где в рибосомах происходит формирование аминокислотной цепочки белка. Этот процесс называется трансляцией.

6. В каждой клетке – множество генов, однако клетка использует лишь строго определённую часть генетической информации, что обеспечивается наличием в генах особых механизмов, включающих или выключающих синтез того или иного белка в клетке.

     Выполните контрольный тест:(Приложение. Слайд 21.)и сдайте его на проверку учителю.

Итог урока:подведение результатов работы на уроке; выставление оценок.

VI. Домашнее задание

     Учебник “Общая биология” А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник §§ 26-27, ответить на вопросы в конце обоих параграфов,  самостоятельно изучить дополнительный материал к параграфам.

Используемыеые ресурсы:

  • Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2007, - 367с.
  • Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – М.: Дрофа, 2006, - 304с.
  • Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы» – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 286с.
  • Лернер Г. И. Биология. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009. – 168с.
  • school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f6b59884-caeb-fed7-c06b-6a04fb9c219e/9..
  • schools.perm.ru/modules/wfdownloads/singlefile.php?cid=8&lid=62
  • http://festival.1september.ru/articles/512777/
  • edu.kubannet.ru/catalog/rubr/bd633c61-be46-4f03-bdbe-66759c4c7d84/85244/
  • авторская презентация

Пояснения к презентации:

     Первый слайд – титульный.

     Открывая второй слайд,ставим цель урока и знакомим с содержанием. Уместно здесь определить задачи урока.

     Третий и четвёртый слайдынаправлены на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – повторяем материал о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях. Обращаем внимание на рисунки, демонстрирующие разное пространственное строение молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями. Вспоминаем значение белков в клетке и выполняем небольшой тест по этому блоку информации (слайд 5). У учащихся имеются бумажные варианты тестов и технологические карты, куда они записывают результат. После выполнения теста – взаимопроверка - меняются технологическими картами с соседом по парте и делают проверку работ, сверяясь с ответами на слайде, которые появляются после взаимопроверки.

     Шестой слайд – генетическая информация, заключённая в ДНК. Развиваем представление о строении ДНК, самоудвоении ДНК, реакциях матричного синтеза, принципе комплементарности. Рисунок иллюстрирует образование двойной спирали ДНК. Учим пользоваться терминами (репликация).

     Седьмой слайд – акцентируем внимание на том, что единственные молекулы, которые синтезируются под контролем генетического материала клетки,- это белки (если не считать РНК). Белки могут выполнять разные функции; это определяется аминокислотной последовательностью, которая зависит от информации о составе белка, закодированной в  последовательности нуклеотидов ДНК (генетический код). По схеме на рисунке начинаем формировать представление о пути передачи информации с ДНК на белок. Работаем с терминами. Выполняем небольшой тест по этому блоку информации (слайд 8).

     Девятый слайд – формулируем вместе с учащимися основной вопрос, на который должны ответить в конце урока. Как создаются белки в клетках и каковы обязательные условия процесса биосинтеза?

     Десятый слайд – работа с картой генетического кода и изучение свойств генетического кода. Свойства генетического кода учащиеся самостоятельно изучают по учебнику («Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник с. 96-97), составляют в тетради схему, потом сверяются со схемой на слайде. Обратить внимание на мировоззренческое значение универсальности генетического кода. Выполняем небольшой тест по этому блоку информации (слайд 11).

     Двенадцатый слайд – изучаем первый этап процесса биосинтеза белка – транскрипцию. Комментируем рисунок учебника «Схема процесса транскрипции» («Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник с. 98). Обращаем внимание на матричный синтез иРНК. Делаем промежуточные выводы (1. ДНК – носитель генетической информации, расположена в ядре. 2.Синтез белка происходит в цитоплазме на рибосомах. 3.Из ядра в цитоплазму информация о структуре белка поступает в виде иРНК. 4. Для синтеза иРНК участок двухцепочечной ДНК раскручивается под действием ферментов, на одной из цепочек (матрице) по принципу комплементарности синтезируется молекула иРНК). Работаем с терминологией. Чётко определяем, с какого момента определяется и чем заканчивается этап биосинтеза белка, называемый транскрипцией. Выполняем небольшой тест по этому блоку информации (слайд 13).

     Четырнадцатый слайд – трансляция –завершающий этап биосинтеза белка. Повторяем строение тРНК и его активных центров, механизм присоединения аминокислоты к тРНК, идущий с затратой энергии АТФ. Изучаем общую схему синтеза полипептидной цепи на рибосоме, а затем поэтапно. Знакомимся  со структурным образованием – полисомой, и её ролью в биосинтезе белка. Работаем с терминами. По рисунку 43 учебника («Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник с. 99)определяем взаимосвязь между процессами транскрипции и трансляции. Выполняем небольшой тест по этому блоку информации (слайд 15).

     Шестнадцатый слайд – обобщаем материал о веществах и структурах, участвующих в биосинтезе белка и роли каждого участника процесса. Выполняем небольшой тест по этому блоку информации (слайд 17).

     Восемнадцатый слайд – регуляция транскрипции и трансляции. Знакомим со сложным механизмом регуляции биосинтеза белка, генетической единицей которого является участок ДНК – оперон; со структурой оперона, включающего несколько структурных генов, промотора, оператора; о роли белка-репрессора в синтезе белка. Учащиеся по учебнику самостоятельно знакомятся с информацией о механизме регуляции синтеза белка у эукариот («Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник с. 104-105).Выполняем небольшой тест по этому блоку информации (слайд 19).

     Двадцатый слайд – подведение итогов урока. С помощью слайда обобщаем изученный материал, зачитываем и комментируем выводы, подготовленные учителем, возвращаемся с помощью управляющей стрелки на слайд 9 (основной вопрос) и учащиеся самостоятельно отвечают на него. С помощью управляющей стрелки переходим на 21 слайд и выполняем контрольный тест (слайд 21). Подводим итоги урока, выставляем оценки.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
тестовые задания.doc 55 KB
Копия биосинтез белка.ppt 3.88 MB

»  Размещено в сообществах:   

Лучший методист

Фото пользователя Елена Анатольевна Демидова
Елена Анатольевна Демидова
Камчатская область

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн