- Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об исторических событиях конца XVII начала XVIII века.
-А для начала давайте вспомним, что предшествовало этой эпохе. Для этого разделимся на группы по желанию и каждая группа выполнит задание. Поработаем с Лентой времени (кто хочет?), разгадаем кроссворд (кто хочет?), остальные отправятся в археологическую экспедицию.
Работа в группах сменного состава.
Слайд № 2
1) Посмотрите на ленту времени, найдите период, о котором будем говорить сегодня. Укажите, как он называется? (Новое время) (графическое изображение см. в приложении)
До н.э. наша эра
0 I -XIV XV XIX XX XXI
Новое время
-Расставьте названия исторических эпох и фигурки людей в костюмах разных исторических эпох им соответствующие.
б) Отгадайте кроссворд и вспомните, какие изменения к этому времени произошли на территории Европейских государств. (Кроссворд на доске)
к
о
п
е
р
н
и
к
д
е
ф
о
г
у
т
е
н
б
е
рг
б
р
у
н
о
По горизонтали:
1. Создатель гелиоцентрической системы мира (Коперник).
2. Английский писатель, написавший книгу о Робинзоне Крузо (Дефо).
3. Немецкий мастер, напечатавший первую книгу в Европе (Гутенберг).
4. Какой ученый был сожжен на костре за свои убеждения? (Бруно). Ключевое слово кроссворда – Петр.
в) Археологическая экспедиция.
Оставшиеся дети отправляются на поиски артефактов.
(По классу разложены карточки с датами исторических событий. На синих карточках записаны события, произошедшие в странах западной Европы, на красных – в России к середине 17 века).
1492 г. – открытие Америки Колумбом
1498 г. – Васко да Гама достиг берегов Индии
1543 г. – вышла книга Н. Коперника “Об обращении небесных сфер”
1673 г. – Левенгук открыл способы шлифовки линз.
1612 г. - К.Минин и Д.И.Пожарский собрали народное ополчение против поляков
КонецXVI в. - освоение Сибири Ермаком
1613г. – Михаил Федорович Романов был избран на Московское царство.
1564г. – издана первая русская печатная книга
КонецXVI в.- Смутное время (царская корона несколько раз переходила из рук в руки)
Время работы каждой группы 3 минуты.
Проверка выполнения заданий (сигнальные карточки).
1 группа. Считает, что период, о котором мы сегодня будем говорить – Новое время (заливается на «Ленте времени»). Кто считает, что фигурки расставлены соответственно эпохам?
2 группа. Делятся на две группы: кто считает, что он держит карточку с событием Западной Европы встает справа от меня. Кто считает, что держит карточку с событием России – слева от меня. Зачитывают даты событий. Карточки с помощью магнитов крепятся к доске.
-Что можем сказать о странах Западной Европы того времени?
Начиная с XV века, Западная Европа стремительно развивалась:
слайд №3
зарождались крупные государства
быстро развивались города
совершались научные открытия
изменилась карта мира
стала развиваться техника
-Что можем сказать об огромной стране, какой была Россия к середине XVII века
Слайд №4
Переживала тяжелые времена.
Правители, менявшиеся на престоле, не могли наладить жизнь в государстве.
Землевладельцы крепко-накрепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Постоянно возникали восстания.
Россия не имела ни регулярной армии, ни флота.
Россия была отсталой аграрной страной, с богатыми природными ресурсами, но лишенная участия в мировой торговле.
Западные страны намного обогнали Россию в своем экономическом развитии. И вот такую страну получил новый российский государь. (10 минут)
3. Обозначаем тему урока.Слайд № 5
Прочитаем на слайде строчки А. С.Пушкина
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учитель. Догадались, о ком идет речь? Обоснуйте свой ответ. (Выделяю красным мелом ключевое слово в кроссворде)
Слайд №6
Появляется на доске портрет Петра I и открывается часть записи темы урока.
- Глядя на портрет, какие бы вы хотели задать вопросы?
- Когда правил?
- Какой это был человек?
- Что он сделал как правитель для своей страны и народа?
-Чтобы ответить на эти вопросы проведем исследование: познакомимся с личностью Петра I и его деятельностью как царя России (открывается вторая часть темы урока: царь и человек)
- У вас на партах карты исследования, в которых вы будете работать на протяжении всего урока, занося данные исследования. Определим, что будем исследовать. Итак:
Слайд № 7
Страна исследования – Россия
Время – XVII – XVIIIвека
Объект исследования – Петр Великий
4. Составим план исследования: Слайд № 8
Как можно найти ответы на поставленные вопросы?
Заглянем в компьютер
Понаблюдаем
Проведем эксперимент
Посмотрим в книгах
Спросим у других людей
Подумаем сами (3 минуты)
5. Проведение исследования. Слайд № 9
Выполняя домашнее задание, ребята из группы, которую мы условно назвали «Психологи» заглянули в компьютер, воспользовались Интернет-ресурсом. Послушаем, какие сведения о Петре I как человеке они отыскали.
Проверка домашнего задания.
1 группа «Психологи»
1.Сообщение о детстве Петра.
2. От ранней юности до самой смерти Петр много трудился. Летом и зимой он вставал очень рано, в три часа утра, трудился целый день. Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык. Потом он шел осматривать работы на мануфактурах, в мастерских, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим. В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо. В полдень обедал, ел самые простые блюда. После обеда отдыхал 2 часа. Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы. В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости.
3.В своем образе жизни Петр подавал пример простоты обхождения и бережливости. С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто. От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду. Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было»
4. Летом Петр ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь. Петр запретил падать перед ним на колени или на землю, как это было принято на Руси, а велел просто кланяться. Но низкопоклонства он не любил. «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость». Он не любил, если кто, встретив его, остановится. Таким он говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».
5. Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой. Царь Петр не раз говорил:
« Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».
Итог.Подумайте, какие человеческие качества были присущи Петру 1. (не любил роскоши, не любил низкопоклонства, был прост в общении, трудолюбивый, правдивый).
-Заполните соответствующую графу в картах исследования.
(5-7 минут)/20 минут
6. Понаблюдаем. Слайд № 10
Следующий пункт исследования. Предлагаю совершить мини-экскурсию в музей Петровской эпохи и понаблюдать, каким Петр был царем. Слово нашим экскурсоводам.
2 группа «Экскурсоводы»
Слайд № 11
1.Перед вами корабли Петра Первого, построенные в Воронеже.
Однажды маленький Петр осматривал старые вещи в доме прадеда Никиты Ивановича Романова и нашел брошенную лодку. Это оказался английский бот. Нетерпеливый Пётр хотел сразу отправиться в плавание по реке Яузе, но плот был неисправен. Тотчас отправились искать плотника. С детства Петр страшно боялся воды, больших трудов стоило ему преодолеть страх. Из Голландии выписали мастеров и построили корабельную верфь. Петр прошел все чины сухопутной военной службы, решил сам научиться строить корабли и с точностью узнать морскую службу. Главный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра. Петр сам забивал гвозди, клал каждую доску. Невероятно, но факт, что Петр опередил своего учителя и закончил работу раньше. (Создал флот)
Слайд № 12
2.Перед вами картина И.Филипса «Укорочение кафтанов на заставе»
У наших предков были золотые кафтаны, дорогие шубы, длинные бороды. Этим они отличались от европейцев. Петр выписывал из-за границы иностранцев-специалистов, которые выходя на улицу, сильно отличались от местного населения и подвергались опасности. Вскоре царь издает указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороду, носить новое платье, похожее на платье немцев и голландцев. Петр был неумолим: он приказывал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев и брать штрафы с не хотевших расстаться со своими бородами.
Слайд № 13 Перед вами картина художника А.В.Серова « Петр I на набережной Невы», где он широко шагает в удобном иноземном наряде. (Перенял европейский стиль жизни)
Слайд № 14.
3.Особенно государь заботился о просвещении. Проживая за границей, он видел, что там многое лучше устроено, чем у нас, благодаря наукам, благодаря тому, что много школ, из которых выходят образованные люди. Перед вами заглавный лист первой русской газеты «Ведомости», вышедшей в 1704 году. ( первая печатная газета)
Слайд № 15
А это гражданская азбука с исправлениями Петра Первого от 1710 года. Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут ему пользы, если в России не будет образованных людей. По велению царя в Москве, Петербурге и других городах были открыты училища. Он обязал дворян привозить детей для учебы в Петербург или Москву. Неграмотный дворянин не мог поступить на службу, жениться и терял права дворянства.
(упростил русский алфавит)
Слайд № 16
4. Перед вами картина строительства будущей столицы Российского государства.
16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря. Но для великого Петра не существовало препятствий. Работа кипела беспрерывно. Десятки тысяч рабочих из разных областей вызваны для построения города. Всеми работами распоряжался царь лично, трудился с топором в руке, подавая пример остальным.
Слайд № 17. Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик сохранен и поныне. Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф, сделаны руками Петра. Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу. Часто город он называл рай. Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей. (Построил новую столицу России – Санкт-Петербург)
Что выяснили в ходе исследования? Петр – царь.
Освоил много профессий
Перенял западные традиции
Вышла первая печатная газета
Реформа русской азбуки
Открытие школ и училищ
Строительство Санкт-Петербурга (5 минут/25 минут)
Учитель. Вникал Петр в большое и малое. Заметил, птиц мало по берегам Невы, велел купить в Москве несколько тысяч и выпустить в Петербурге. Приготовились послушать пение певчих птиц. (Упражнение на релаксацию.)
7. Посмотрим в книге.
Продолжая исследование, посмотрим в книгу.
Где же ты, дружок-волшебник,
Знаменитый наш учебник
Открывай его сестрицу
94 страницу, а также страницы дополнительной литературы.(индивидуальные задания)
-1.Читаем самостоятельно текст на страницах 94-97 с карандашом. Выбираем новые сведения для нашего исследования, вносим данные в карты..
2.Обухова Н., Ефремов Д.Дополнительная литература. История России для детей и взрослых. Стр.178
3 Хидоятов Р. ,Огурцова А., Что такое. Кто такой. Стр.372-373.
4.Печказова К., Сурнаева Н. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. Стр.
Что узнали нового? Обсуждаем прочитанное. Выбираем самое важное, интересное, что можно добавить в таблицу царь - человек.
(5-7 минут/ 30-32 минуты)
8. Проведем эксперимент.
Перенесемся с вами в Петровскую эпоху и сможем вжиться в образы тех далеких дней.
СЦЕНКА
Автор: Царь Петр с супругой своей Екатериной в личных палатах.
Императрица: Петруша, хочу подарить тебе кафтан. Вышила его блестками своими руками.
Автор: Во время одевания несколько блесток упало на пол, он сказал ей
Петр: Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата.
Какое человеческое качество продемонстрировано?
-Бережливость.
А какое качество - как государственного человека?
- Забота о подчиненных. Внесем данные в таблицу. (2 минуты/34 минуты)
9. Спросим у других людей. Слайды № 18-19
Спросим у наших краеведов. Они побывали в Музее-усадьбе «Суйда», поговорили с музейными работниками, изучили материалы о связи имени Петра с нашим краем и приготовились рассказать об этом.
-Деревни Суйда и Кобрино раньше принадлежали прадеду великого русского поэта А.С.Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу…… (2 минуты/36 минут)
10. Подведение итогов исследования. Слайд №20
Обобщение полученных знаний.
Подумаем сами.
-Используя данные исследования, составим портреты:
Петра – царя и Петра – человека.
Работа по группам:
1группа: характеристика Петра как царя.
2 группа:характеристика Петра как человека
На доске портреты Петра: царя и человека.
Слушаем отчеты исследования.
Слайд № 20.На доске формируется таблица со слов детей:
ЦАРЬ ЧЕЛОВЕК
Преобразователь России умный
Открыл школы трудолюбивый
Построил город Петербург простой в обхождении
Учеба за границей требовательный
Вышла первая печатная газета не любил роскоши
Ввел арабские цифры бережливый
Новый год стали отмечать 1 января любознательный
Создал регулярную армию настойчивый
Построил флот решительный
Открылись заводы, фабрики сильный
Открыл первый музей бесстрашный
Первая публичная библиотека не знал жалости
Расширил границы государства
На основании нашего исследования какой можем сделать вывод?
Благодаря преобразованиям царя Петра, Россия стала быстро развиваться. Появился флот, возникли новые города, был построен Санкт-Петербург. Россия стала империей.
(4 минуты/40 минут)
11. Проверка качества усвоения знаний.
Работа в парах.
У вас на партах конверты с карточками. Правильно ответив на вопросы бланка и совместить с ответами карточек, мы сможем осуществить мечту Петра. (2 минуты/42 минуты)
Что у вас получилось? (виды кораблей). О такой флотилии мечтал император Петр Великий.
- Кто узнал, как назывался первый фрегат Балтийского флота?
-«Штандарт»
- Кто был первым его капитаном?
- Сам Петр 1
Слайд № 21.
Учитель: В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. На вершине скалы изображен взвившийся на дыбы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли. Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: « Пред вами храм наук и искусств. Туда! Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»
12. Домашнее задание. Слайд №20
Стр.98-100, пересказ
Выполнить одно задание по выбору .
Мини-сочинение «Исторический портрет Петра I»
Экзаменаторы готовят вопросы по теме «Петр I: царь и человек»
Интернет-ресурс. Русский костюм эпохи Петра I.
13. Рефлексия. Оценка работы класса.
- Кто считает, что он сегодня на уроке ничего нового не узнал, покажите знак минус.
-Кто считает, что он сегодня хорошо поработал, покажите знак плюс.
- Кто считает, что он сегодня узнал много нового и будет в дальнейшем интересоваться этой эпохой, встаньте.
Размещено Tue, 09/10/2012 - 16:20 пользователем Александра Александровна Неклюдова.
Урок был задуман как урок-исследование. Для того, чтобы научить детей наблюдать, сопоставлять, анализировать и делать выводы. А также показать, что те великие свершения Петра как царя были совершены только благодаря его личностным качествам.
Все задания были направлены на достижение цели урока. На протяжении всего урока дети учились высказывать свое мнение, предугадывали, спорили, доказывали, объясняли (строили устные высказывания в соответствии с заданной темой). На уроке использовались следующие виды работы: разгадывание кроссворда, работа с Лентой времени, работа с учебником, работа с дополнительной литературой, инсценирование, выступления детей.
Размещено Tue, 09/10/2012 - 17:43 пользователем Людмила Николаевна Семёнова.
Уважаемая Александра Александровна. Большое спасибо за возможность познакомиться с опытом вашей работы по разделу "Окружающего мира" "Человек и общество". При знакомстве с конспектом представленного урока видно, что цель урока была достигнута. При этом Вы используете разнообразные источники информации и формы работы с ними. Невольно задумаешься, что же делать учителю истории, к которому Ваши дети придут на следующий год и начнут изучать систематический курс истории?
Урок мне понравился. Он представляет собой взвешеный и обоснованный продукт совместной деятельности учителя и учащихся. Надеюсь, что и деткам было интересно и увлекательно работать на этом уроке.
Заслуживает особого внимания и одобрения организованная исследовательская деятельность учащихся. Всё продумано до мелочей.
У меня только один вопрос: как выглядят карты исследования. Если возможно, поделитесь, пожалуйста.
Огромный привет Вашей семье. Я думаю, что этот урок (может быть я ошибаюсь?) стал своего рода групповым профессиональным проектом семьи Неклюдовых. Мне, кажется, это здорово!!! Межпредметные связи были в гармонии.
Размещено чт, 11/10/2012 - 20:56 пользователем Александра Александровна Неклюдова.
Уважаемая Людмила Николаевна! Огромное спасибо за ваш добрый отзыв об уроке. Это мои первые шаги в организации исследовательской деятельности. Поэтому ваше мнение для меня очень ценно и важно. Карты исследования были у каждого ребенка, и в ходе урока дети имели возможность вносить туда свои наблюдения. Образец карты есть во вложенном документе на последней странице. Огромный привет Вам от моих родных историков!
На: Петр 1. Царь и человек. (материал в разработке)
Урок был задуман как урок-исследование. Для того, чтобы научить детей наблюдать, сопоставлять, анализировать и делать выводы. А также показать, что те великие свершения Петра как царя были совершены только благодаря его личностным качествам.
Все задания были направлены на достижение цели урока. На протяжении всего урока дети учились высказывать свое мнение, предугадывали, спорили, доказывали, объясняли (строили устные высказывания в соответствии с заданной темой). На уроке использовались следующие виды работы: разгадывание кроссворда, работа с Лентой времени, работа с учебником, работа с дополнительной литературой, инсценирование, выступления детей.
школы
Уважаемая Александра Александровна. Большое спасибо за возможность познакомиться с опытом вашей работы по разделу "Окружающего мира" "Человек и общество". При знакомстве с конспектом представленного урока видно, что цель урока была достигнута. При этом Вы используете разнообразные источники информации и формы работы с ними. Невольно задумаешься, что же делать учителю истории, к которому Ваши дети придут на следующий год и начнут изучать систематический курс истории?
Урок мне понравился. Он представляет собой взвешеный и обоснованный продукт совместной деятельности учителя и учащихся. Надеюсь, что и деткам было интересно и увлекательно работать на этом уроке.
Заслуживает особого внимания и одобрения организованная исследовательская деятельность учащихся. Всё продумано до мелочей.
У меня только один вопрос: как выглядят карты исследования. Если возможно, поделитесь, пожалуйста.
Огромный привет Вашей семье. Я думаю, что этот урок (может быть я ошибаюсь?) стал своего рода групповым профессиональным проектом семьи Неклюдовых. Мне, кажется, это здорово!!! Межпредметные связи были в гармонии.
Спасибо за урок.
На: школы
Уважаемая Людмила Николаевна! Огромное спасибо за ваш добрый отзыв об уроке. Это мои первые шаги в организации исследовательской деятельности. Поэтому ваше мнение для меня очень ценно и важно. Карты исследования были у каждого ребенка, и в ходе урока дети имели возможность вносить туда свои наблюдения. Образец карты есть во вложенном документе на последней странице. Огромный привет Вам от моих родных историков!
На: Петр 1. Царь и человек.
Шикарный урок!! Отличный материал для начальной школы:))
На: Петр 1. Царь и человек.
Иван Иванович! Спасибо за комментарий. Успехов с вашими пятиклашками!!!