Программу «Начальная школа ХХI века» обязали ввести во всех школах нашего района. По данному комплекту работаю только второй год. В данном УМК есть всё необходимое для реализации стандартов нового поколения. Он создаёт условия для формирования основных компетенций: формирования общеучебных умений и навыков, планирования, контроля и оценки учебной деятельности, развития практических умений и навыков. Одной из первостепенных задач УМК является развитие творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося.
Плюсы:
- сопровождение УМК педагогической диагностикой, которая дает учителю объективные данные о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности;
- учебники и тетради содержат разноуровневые задания;
- УМК предполагает парную или групповую работу;
- для предупреждения и преодоления причин трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы;
- школьник приобретает исследовательские навыки;
- знакомство нового материала всегда частично поискового или проблемного характера.
Минусы:
- не устраивает учебник по математике.
На мой взгляд, самое главное чётко придерживаться авторской линии программы.
Рекомендации родителям
С уважением, Аитова Альбина Ильматовна, учитель начальных классов МБОУ "ЛСОШ №2", п. Лиман, Астраханская область.
С 1 сентября перехожу на программу Виноградовой "Начальная школа 21 века". Конечно, непросто будет первое время после "Школы России", но, думаю, "переходный адаптационный период" продлится недолго.
Во-первых, программа «Начальная школа 21 века» — одна из самых популярных сегодня. Тем более коллектив программы удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования — премии Президента Российской Федерации.
Считаю, что одно из главных отличий программы «Начальная школа 21 века» заключается в построении системы педагогической диагностики целенаправленно с 1 по 4 класс.
Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.
Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.
Во-вторых, УМК обеспечен необходимой учебной, методической. развивающей, диагностичекой литературой, что позволяет организовать урочное и внеурочное время.
Минусы: не очень понравился учебник по русскому языку в плане последовательности изучения тем.
Рекомендации родиетям
Комментарий был изменен с момента создания (ox.sedowa, вс, 15/07/2012 - 16:46).
Уважаемые коллеги, в новом учебном году мне предстоит начать работу по УМК "Начальная школа 21 века". До этого работала по УМК "Школа России". Конечно, пока много вопросов, чем ответов. В настоящий момент изучаем все методические рекомендации, посещаем курсы подготовки для работы по УМК "Начальная школа 21 века". Надеюсь, что в процессе работы всё постигну. Конечно в этом УМК много работы для дифференцированного обучения, групповой работы, интересны виды упражнений и сам подход обучения.
Я уже более 10 лет работаю по программе "Начальная школа 21 века". Начала работать по ней через год после того, как она появилась. А первым в нашей семье её испробовал мой сын. Вместе с ним осваивала азы УМК. В те годы еще не было ни методичек, ни публикаций, ни опыта. Всё было впервые и вновь. Многие авторские моменты сначала не понимали, шли, как говорится вслепую, учитель моего сына, а я за ней на следующий год. Программу сначала очень долго не принимали в нашем районе. Пугало многое: тетради на печатной основе (их ведь покупать надо), интегрированный курс "Грамота", пропедевтика умножения и деления в 1 классе, непонятные задания и т. п. Сколько было проведено родительских собраний перед каждым набором 1 класса, встреч с родителями?! И тем не менее, по этой программе я сделала уже 3 выпуска + класс, в котором учился сын (его можно тоже считать, так как усвоение УМК шло практическим путем через ученика). Но я нисколько не жалею, что перешла на этот УМК.
Постепенно программа прижилась (не без помощи администрации). Вся началка в нашей школе перешла на этот УМК. Недавно у нас стало 2 школы (разделили одну на две), но ни в нашей, ни во второй школе ни один учитель не переходит на другое УМК. Как говорится, уже привыкли. Многие из нас проходили курсовую подготовку, ездили на встречи с авторами учебников. Мы научились приобретать оптом тетради на печатной основе, мы в курсе всех новшеств, которые появляются по УМК, мы имеем всё методическое обеспечение. Вот такое небольшое предисловие у меня получилось.
Достоинств у программы много. Мне особенно импонируют курсы "Русский язык", "Литературное чтение". Меньше восторгов я испытываю от "Окружающего мира". Материал хорош, но его размеры и построение меня не устраивает практически всегда. Поэтому приходится дорабатывать самой материал. И совсем мало меня устраивает курс "Математики". Нет материала для отработки вычислительных навыков, нет задач. Авторы вроде бы и стараются совершенствовать свой курс (за 10 лет много чего не стало в курсе), но пока особенных изменений я не вижу. Надеюсь, что новая "Математика" по ФГОС все-таки лучше стала, чем была раньше.
Русский язык нравится своим построением материала (линейным). Уж если начали имя существительное, так изучаем полностью эту тему. Орфография строится на знаниях фонетики, и это я считаю правильным моментом. Нравится мне момент, что авторы считают, что ученик не обязательно должен знать наизусть текст правила, но обязательно должен уметь видеть эту орфограмму и проверять ее. Никогда не требовала знание правил от детей наизусть, через практическое применение на практике все усваивается прекрасно. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся. Последовательно, методично дети учатся писать изложение и сочинения. Это большой "+".
Прекрасное "Литературное чтение". В 1 классе раздолье для учителя. Материал есть как для читающих, так и для нечитающих. Здесь только правильно надо организовать урок. Очень нравится литературный материал учебников. Возможно не совсем удачны иллюстрации, но теперь наполнить урок иллюстративным материалом не сложно, было бы желание. Тексты заставляют детей критически мыслить, сопереживать, развивают речь устную и письменную и т. д. Прекрасный курс.
Курс "окружающего мира" богат материалом, есть много возможности для проектной деятельности, исследовательской деятельности, развития творческих способностей. Конечно, требуется большая подготовка к уроку. Но в наше время много чего можно найти в сети. Авторы начали выпуск ЭОРов (для 1 класса уже выпущены по всем предметам).
Курс "Математики" приходится дополнять. Мы используем решебники, старые учебники, чтобы ученики могли отработать вычислительный навык. Нравится в Математике то, что к концу 4 класса детки уже свободно владеют всеми случаями умножения и деления многозначных чисел. Помнится мне, что в традиционке мы это только только успевали к апрелю сделать. Здесь к Новому году мы практически (4 класс) все основные темы уже изучены и только закрепляй навыки решения.
Совсем не нравится курс "Технологии". Не понимаю его авторов, поэтому заменяю своими поделками материал программы. Дети не любят на таких уроках читать учебник, но очень любят мастерить руками, и это я считаю главным. Поэтому с этим предметом у нас не очень все гладко складывается, хотя я честно пыталась одни из своих наборов обучать по учебникам и тетрадям по технологии. Не понравилось.
В настоящее время в УМК появились курсы "ИЗО", "Музыки", "Анг. языка", "Физкультуры". По этим предметам у нас работают предметники, поэтому о них сказать ничего не могу. Очень понравился учебник и тетрадь по ИЗО для 1 класса. Супер!!! Если есть возможность, то ведите предмет сами.
Рекомендации родителям
Сегодня утром искала информацию для родителей по нашему УМК. Наткнулась на сайт, где показаны особенности всех действующих УМК в начальном образовании. Там же были ссылки на форумы, где родители высказывают свое мнение о них. Начала читать естественно с нашего УМК. Отзывы самые противоположные. Даже расстроилась немного, что родители опять ругают программу. Решила прочесть форумы по другим УМК. А там также, кто-то ругается, кто-то хвалит программу. Отсюда вывод:
Уважаемые родители! Выбирайте в первую очередь УЧИТЕЛЯ! Грамотный учитель сможет выучить вашего ребенка по любому УМК.
Не бойтесь подходить к учителю за консультациями, если что-то не поняли в задании. Вы учились по-другому, в образовании много чего изменилось.
Постарайтесь, чтобы ребенок был максимально готов к 1 классу. Если есть возможность посещать предшколу, сделайте это. Занимайтесь с ребенком сами. В Интернете полно информации, как сделать это правильно.
Не оставляйте ребенка без контроля за учебой, старайтесь вовремя ликвидировать все проблемы.
Не ругайте программу, учебники, тетради, учителя при ребенке. Обратитесь за консультацией. Учитель должен вам помочь.
Можно еще много чего писать, но мне кажется, что мои советы универсальны для любой программы.
Четыре года я работала по УМК "Начальная школа 21 века" и могу сделать некоторые выводы. Для первого класса очень хороши учебники математики и окружающего мира. Все четко и доступно. Мне кажатся, что для первоклассников именно так и должно быть структурировано. Постепенно учебники теряют четкость в структуре, что, наверное, тоже неплохо, так как позволяет детям и учителю самим определять объем и наполение учебного процесса. Очень хорошо и то, что материал дан в большем объеме, чем требуется для урока. Нравится и проектная деятельность, которая определяет направления, но позволяет выбрать тематику самостоятельно.
19 лет работа по "Школа России". Чего - то не хватало. Необходимо было подбирать к уроку дополнительный материал. Хотелось творчества. Поэтому, набирая 4 года назад первоклассников, перешла на УМК "Школа 2100". Это был мой первый выпуск по данной системе. В школе и в районе первая перешла на УМК "Школа 2100", занималась самообразованием, чтобы освоить данный УМК. Была возможность работать по учебнику "Математика" Л.Г. Петерсон. Сложно, но детям нравилось. Затем присоединяться стали и другие учителя. При переходе на ФГОС - оказалась, что там основные идеи уже были заложены.
Увидела только плюсы: дифференцированный подход, возможность самооценивания, курс "Риторика", а какой "Личный дневник"!
Очень хорошо прописано на сайте: Родителям
Комментарий был изменен с момента создания (erofeevalg, Tue, 24/07/2012 - 21:19).
Я работаю по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. С 1 сентября 2011 года все первые классы страны перешли на обучение по ФГОС НОО. В соответствии со стандартом усвоение и присвоение ребенком накопительного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослым, так и с ровесником. В связи с этим, на современном этапе развития образования совпали ключевые моменты, характеризующие систему Л.В.Занкова и ФГОС НОО:
1) цель образования - развитие личности;
2) понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;
3) понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
Программы и методические комплексы, разработанные на методологических основах системы Л.В.Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте, обеспечивают преемственность с основной школой, соответсвуют современным образовательным целям, обеспечивают реализацию задачи современного образования НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ.
Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.
Многие родители (да и педагоги) боятся выбирать программу Л.В.Занкова, считая, что с первых дней обучения их будут поджидать трудности, что эта программа только для сильных и подготовленных детей. У меня в классе учатся дети разные по способностям. Многое зависит от самого учителя, от его подходов и того, как он проникнет в суть программы, будет ли придерживаться принципов (изложены выше), станут ли родители учащихся полноправными партнерами в процессе обучения детей. Для полноценного обучения детей, для облегчения процесса подготовки к урокам для педагога кроме учебников достаточно учебных и методических пособий. В настоящий момент разрабатываются электронные материалы для текущего и тематического контроля по разным курсам начальной школы. Программы можно скачать и на домашний компьютер для тренировки в домашних условиях. В настоящий момент на сайте Занков.ру размещены мультимедиа для 1 класса по математике и литературному чтению. Программа охватывает все разделы по предметам и очень интересна для детей. Особенностью является то, что учителю (родителям) не нужно отслеживать время работы ребенка за компьютером (в соответствии с нормами СанПиН - 15 минут), герой, который сопровождает ребенка на страницах программы, черех 15 минут выдает: "Я устал". Возобновить работу в программе можно только через 30 минут. Советую всем педагогам и родителям обратить внимание на данный электронный материал.
Комментарий был изменен с момента создания (SvetlankaA, Wed, 25/07/2012 - 09:36).
Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, родителям придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу. В настоящее время существует несколько систем учебников или учебно-методических комплексов (программ):
- "Школа России"
- "Перспектива"
- "Школа 2100"
- "Начальная школа XXI века"
- "Гармония"
- "Перспективная начальная школа"
- "Планета знаний"
- "РИТМ"
- "Начальная инновационная школа"
- система Л.В.Занкова
- система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года все образовательные программы были доработаны, учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения. Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Таким образом, нет "плохих" и "хороших" программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Практически во всех программах сегодня реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности. Практически у всех авторских обучающих программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, отзанимавшись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные "рельсы" и потеряет интерес к учебе.
В работе среднего звена школы приходилось сталкиваться с детьми осилившими разные программы, и особой разницы я не заметила. Программа средней школы и учитель в среднем звене дают возможномть ребенку выявить уже сформированные наклонности и развивать их.
Уважаемые коллеги!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
По какому УМК работаете?
Сколько лет?
Сколько выпусков?
Особенности программы(достоинства и недостатки)
Рекомендации родителям.
с уважением, Богданова Елена Геннадиевна
сообщество Начальная школа XXI век