Сегодня очень много и на всех уровнях говорится о необходимости использовании ЭОР (электронных образовательных ресурсов) на уроках в школе.
Выскажите, пожалуйста, своё мнение в отношении следующих вопросов:
1. Готовы ли сегодня школы к активному использованию ЭОР не только учителями информатики, но и учителями-предметниками?
2. Смогут ли "умные" компьютеры и ЭОРы заменить учителей, в том числе и в малокомплектных школах (ведь такие разговоры имеют место при оптимизации образования)?
1. Я думаю, что использование ЭОР учителями-предметниками это жизненная необходимость, способствующая более качественному усвоению знаний обучающимися, подготовке к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ обучающимися.
2. Мне кажется, что "умные" компьютеры и ЭОРы будут верными помощниками учителей, но заменить учителей не смогут никогда, так как образовательный процесс - это не только получение знаний, но и развитие и воспитание обучающихся, а без живого слова учителя это невозможно.
1. На мой взгляд значительная часть учителей-предметников пока еще недостаточно готова использовать ЭОР в своей работе. Возможно, это следствие некоторого консерватизма и боязни (нежелании) ломки традиционного подхода к обучению. Но, действительно, использование ЭОР - жизненная необходимость, особенно в условиях введения ФГОС-2. Поэтому хочешь - не хочешь, а перестраиваться надо. Тем более, что ЭОР дают возможность не только поднять на современный уровень урочную форму обучения, но и организовать дистанционное обучение (карантин в школе и т.д.).
2. Категорически нет. Компьютер никогда не сможет полностью заменить учителя. Сделать технически и организационно обучение с использованием ЭОР в малокомплектной школе с целью оптимизации возможно , но будет ли это безболезненно для ребенка, который учится в такой школе. Схема обучения из "человек-человек" перейдет преимущественно в "человек-машина", даже при наличии тьютера Можно, конечно, использовать веб-камеры для общения с преподавателем-предметником, форум, чат, электронную почту (опять же общение через машину).
Кроме того:
1. Необходим достаточно высокий уровень компьютерной грамотности детей (как и где они его получат, а осваивать компьютер и учиться предмету одновременно сложно, а для некоторых детей и невозможно).
2. Разная мотивация учащихся на обучение. Есть ученики, которые без постоянного надзора и контроля просто не могут обойтись. Кто будет контролировать? Тьютер словами: "Не отвлекайся от компьютера."?
3. Какая реакция будет у ребенка если он в пятый раз получит: "Ответ неверный"? Учитель который рядом всегда поправит, объяснит другими словами, подбодрит. Он видит эмоциональное состояние ребенка и подстроится под него. Машина этого всего лишена.
На мой взгляд, такое обучение больше подходит для старшей школы, особенно для профильной. Причины: более высокая мотивация на обучение, достаточная компьютерная грамотность и психологическая устойчивость. Элективные курсы, спецкурсы с привлечением специалистов ВУЗов, техникумов только улучшит качество подготовки выпускников.
Для начальной и основной школы ЭОР - не замена учителя на уроках, а помощники, которые сделают процесс обучения современным, соответсвующим новым требованиям государственного стандарта.
1. К активному использованию ЭОР, думаю, школы ещё не готовы. Техническое оснащение ещё не на должном уровне: не во всех кабинетах есть компьютеры, проекторы, выход в Интернет. Можно с успехом использовать материал из Интернета, но скачанный заранее, но находить материал по ссылке прямо на уроке - можно обречь урок на провал, так как порой выхода в Интернет просто нет(это, конечно в сельских условиях). Во-вторых, учителю-предметнику пока трудно ориентироваться в разнообразии ЭОР.
Конечно я согласен, что наличие компьютера и проектора в классе - это главные составляющие для того, чтобы использовать ЭОР на уроках. А насчет интернета можно поспорить. Если в классе нет проводного интернета, можно использовать модемы (мегафон, билайн, мтс).
1. Да, современная жизнь диктует свои требования. Преподаватели, учителя должны идти "в ногу со временем", быть компетентными во многих вопросах. А именно, ИКТ-компетентность- это одна из основных составляющих информационной культуры педагога, которая реализуется в профессионально-педагогической деятельности для решения современных задач. Учитель должен уметь и активно использовать современные ИКТ в своей педагогической деятельности для решения образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. Также, быть компетентным в сфере ИКТ - значит иметь представления об электронных образовательных ресурсах, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ. Использование информационно-коммуникационных технологий является условием выполнения государственного заказа на развитие образования. На сегодняшний день, к сожалению, школа не совсем готова к активному использованию ЭОР на уроках и других занятиях. Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды требует соответствующих изменений. Нам следует изменить цели, методы, средства традиционной образовательной среды на качественно новую, связанную с новыми способами распространения информации. Школа должна стать новым ИОС образовательным учреждением. (цитаты из лекций) Не все учителя готовы использовать ЭОР в своей деятельности. Одной из причин является то, что не во всех кабинетах ОУ есть доступ к сети Интернет, а значит и нет доступа к ресурсам, которые можно было бы использовать.
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых прогр
2. Современные технологии предлагают нам много новых возможностей. Думаю, на каких-то этапах образовательного процесса даже удобнее использовать компьютер или, например, при индивидуальном обучении очень удобно использовать дистанционное. Но компьютер не заменит живое общение ни с детьми, ни с их родителями. Всего должно быть в меру. Вряд ли, в ближайшем будущем машина полностью сможет заменить человека, в частности, если мы говорим об образовании.
это готовность и способность учителя самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.
Комментарий был изменен с момента создания (liydmila76, Tue, 19/06/2012 - 13:24).
Во многом можно согласиться с уважаемыми коллегами. Но нельзя забывать о том, что школа должна научить детей учиться, самостоятельно получать новые знания. И в этом никак не обойтись без ИКТ, интернета. Все мы прекрасно понимаем, что ребенку намного интереснее выполнить презентацию или учебный проект, чем сидеть за учебниками. А при выполнении таких заданий дети учатся самостоятельно получать новые знания. Изучив огромное количество информации из интернета, они вдумчиво выбирают нужную информацию для презентации или поекта.
Я думаю, что использование ЭОР на уроках младших школьников, возможно и нужно. У многих обучающихся есть дома компьютеры, многие младшие школьники умеют работать на компьютере. Уважаемые коллеги! Наверное все-таки лучше и для родителей и для общества, если дети будут выполнять домашние задания, сидя за компьютером, чем будут бесцельно слоняться по подворотням и подвалам в подозрительных компаниях.
Все хорошо в меру (и для младших и для старших). Компьютер, как известно, имеет свойство затягивать, а виртуальный мир заменять реальный. Как уже и известны примеры ошибок родителей - пусть уж лучше сидит за компьютером, чем шляется где попало, приводит к трагическим последствиям. Если у ребенка и родителей налажен контакт и он чувствует себя комфортно в своей семье ни в какие подворотни он не пойдет (выращены два сына). Что бы самостоятельно искать информацию в Интернете опять же нужен высокий уровень мотивации. Из собственного опыта знаю, что далеко не все дети с восторгом принимают задания связанные с такой формой работы и не все владеют компьютером. А дома на рабочем столе всегда найдется ярлычок с любимой игрушкой, а надо выполнять задание. Для ребенка который мучается с учебником за столом и прячет развлекуху какю нибудь услышав шаги родителя все может превратиться в быстрое сворачивание окон. Я бы не стала идеализировать обучение через компьютер и Интернет как средство для решения многих проблем. А есть еще и Сан ПиН.
Кстати, работаю в школе достаточно хорошо оборудованной компьютерной техникой с подключением к Интернету, использую и ЭОР, Интернет. Работаю и с младшими школьниками и с более старшими.
И опять же у нас пока предметное обучение. Презентация по истории, проект по биологии и т.д. и все в практически в одно время (имею в виду домашнее задание).
Мне больше видится использование ЭОР как форма чередования деятельности на уроке, дозированное использование для выполнения домашних заданий.
Это мое субъективное мнение.
P.S. Японские школы широко используют ИТ в процессе обучения, но при этом расписание уроков и сам процесс обучения построены так, что дети имеют возможность чередовать движение и работу за компьютером (средняя норма работы 105 часов в год на одного ученика). На сегодняшний день одной из важнейших задач японской школы и японского общества становится нейтрализация негативных аспектов компьютеризации и интернетизации. Очень остро там стоит и проблема перегрузок, которым подвергаются ученики, чрезмерно увлекающиеся Интернетом .(http://aromics.livejournal.com/38557.html). Стоит задуматься, что бы не повторить чужих ошибок.
Комментарий был изменен с момента создания (Elsa64, Tue, 19/06/2012 - 21:39).
Возможность применения ИКТ, ЭОРов на уроках обладает многими преимуществами. Одно из главных преимуществ - наглядный и дидактический материал. В процессе урока можно включить в работу и активных, и пассивных детей, повлиять на эмоциональную сферу (музыка, анимация, видео…) а результатом может быть то, что увеличивается объем выполняемой на уроке работы.
Надо не забывать и о недостатках. Непродуманное использование ЭОРов на уроке может отрицательно отразиться на здоровье обучающихся, особенно младших школьников. Во время использования ЭОРов следует учитывать новые нормы СанПиНа. Урок должен быть построен так, чтобы, в первую очередь, было удобно детям. Качество урока зависит от творчества учителя. Плохой урок даже презентация не украсит.
Если в ОУ будет создана правильно организованная ИОС , то все педагоги будут просто вынуждены работать в системе и использовать ЭОРы в своей работе регулярно, а не эпизодически. Но на сегодняшний день во многих ОУ все-таки еще слабая материально-техническая база- это с одной стороны, а с другой стороны ИКТ-компетентность педагогов не на должном уровне.
Что касается вопроса о замене учителей ПК и ЭОРами, то я считаю, что это возможно, по крайней мере, это будет не хуже, чем то, что сейчас во многих сельских школах не хватает специалистов, и детей учат люди без педагогического образования. Другое дело как это все будет реализовано технически, но последние выборы Президента России доказали, что все возможно.
Здравствуйте, коллеги! Я думаю, что не все учителя готовы к активному применению ЭОР, да и в школах еще не в каждом кабинете есть свободный доступ к интернету, хотя дело интересное и нужное. Ведь не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Ученики лучше усваивают материал, если видят, как происходят различные процессы, становятся внимательнее и наблюдательнее. Использование электронных образовательных ресурсов очень помогает и в подготовке к ГИА, и к ЕГЭ. Конечно, живое слово учителя не менее важно, поэтому надо сочетать одно с другим, не допускать "перенасыщения", соблюдать правила САНПИНА.
Уважаемые коллеги!
Сегодня очень много и на всех уровнях говорится о необходимости использовании ЭОР (электронных образовательных ресурсов) на уроках в школе.
Выскажите, пожалуйста, своё мнение в отношении следующих вопросов:
1. Готовы ли сегодня школы к активному использованию ЭОР не только учителями информатики, но и учителями-предметниками?
2. Смогут ли "умные" компьютеры и ЭОРы заменить учителей, в том числе и в малокомплектных школах (ведь такие разговоры имеют место при оптимизации образования)?