Приглашаем в этом форуме сообщать о семинарах и других формах обмена опытом учёбы с мобильными электронными устройствами в разных городах и регионах.
Пожалуйста, давайте каждому посту в форум свой заголовок, а в содержании указывайте даты, ссылки и другую конкретику, позволяющую связаться с участниками события.
Вступившие в Сетевую лабораторию могут присоединять к этому форуму подробные сообщения о событиях в своих регионах, связанных с апробацией ИМЭУ
6 марта региональный координатор проекта апробации ИМЭУ Д.Ю.Кулагин организовал на сайте Калининградского областного института развития образования форумы по ходу учёбы с мобильными электронными устройствами в школах.
Ваше видение электронного учебника для школы
Обсуждение учебно-методических и дидактических возможностей использования электронных учебников
Обсуждение электронных учебников с позиции соответствия гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников
Обсуждение функциональных возможностей различных электронных учебников и их программного обеспечения
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, вс, 18/03/2012 - 09:56).
В форуме "Ваше видение электронного учебника для школы" участвовали 9 учителей из трёх школ, где учатся с PlasticLogic 100. Отношение к этой модели скептическое:
"устают глаза рассматривать серые буквы на сером фоне" (Н.В.Карезина)
"изучение ИЗО в черно-белом варианте никуда не годится" (Е.В.Альферович)
мало интерактивности (1. Учебный материал должен носить комплексный характер, т.е. иметь в своём составе не только классический школьный учебник, но и задачники, практикумы, хрестоматии, мультимедийные и интерактивные образовательные контенты и т.д. - С.Р.Судакова; 2. устройство должно служить и рабочей тетрадью, т.е. давать возможность создавать различные файлы на основе преобразования информации учебника - Н.Шеленкова)
в контенте должны быть видеофайлы, передающие последовательность движений (В.П.Алёшина, И.Н.Боренко)
Эти и другие недостатки устройства PlasticLogic 100 привели к спаду интереса уже через месяц На столах школьников вновь появились бумажные учебники (Н.И.Выдрина).
На региональном форуме учителя повторили многое из суждений на мастер-классах, проходивших в декабре 2011 г. на портале ЭОР Национального фонда подготовки кадров, а ещё ранее - в Сетевой лаборатории Открытого Класса (здесь, здесь, здесь, здесь...).
Постановка вопроса для форума и суждения апробаторов, возможно, были бы несколько иными, если бы его участники сразу после установочного семинара в ФИРО 26 сентября 2011 г. начали общаться в Сетевой лаборатории и использовали открытую там информацию. В частности, участники эксперимента в школах, размышляя о будущем "электронного учебника", не стали бы смешивать эту категорию контента с техническим устройством, которое и является главным объектом апробации.
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Wed, 02/05/2012 - 08:56).
Зинатуллина И.Б.: "я стала больше использовать приемы ТРКМ, например, «двойной» дневник, дневник с реакцией на прочитанное, РАФТ, синквейн, «вставка» и др. Этому способствует наличие в «ридере» окон для записи, и других графических инструментов, что позволяет быстро выполнить эту работ"
Лащикова И.И.: ".Иногда дети забывают зарядить устройство.Это крадет время на уроках..."
Федосеева Е.Н.: залить в устройство рабочую тетрадь, тесты.
Шеленкова Н.: " лучше найти более богатый возможностями электронный учебник. чем создавать специальную методическую систему для данной модели (Plastic Logic)"
Судакова С.Р.: (подробное описание а) практической работы по русскому языку в классе на тему "Имя прилагательное", б) командного соревнования на уроке литературы) "Преимущества: можно подписывать, рисовать, вставлять закладки, а затем всё стирать. Можно на уроке обращать к другим учебникам, закаченным ИМЭУ."
Подробные ответы воспроизведены на страницах Сетевой лаборатории:
Судя по видео "Электронные учебники Plastic Logic 100 в Калининграде", и школьники, и учителя не испытывают особых затруднений в использовании мобильного электронного устройства на уроках
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Sat, 05/05/2012 - 18:53).
На обсуждение в форуме Калининградского ОИРО поставлены 2 вопроса:
1. Какие несоответствия нормам СанПин (другим стандартам и техническим регламентам) мы обнаружили?
2. Какие приходилось решать задачи на уровне образовательного учреждения, дабы обеспечить безопасное использование устройств?
На первый вопрос ответили 8 учителей.
Н.Шеленкова процитировала п.36 раздела VII ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
"Количество электронных страниц с текстовой и (или) знаковой информацией в общем количестве электронных страниц (без учета видеоматериалов) не должно превышать:
20 процентов – для детей младшего школьного возраста;
40 процентов – для детей среднего школьного возраста;
60 процентов – для детей старшего школьного возраста."
Учитель физики Е.И.Сивченко отметила, что при использовании в работе с PlasticLogic функции «повернуть и увеличить», высота прописной буквы приближается к требованию СанПина, но "при этом происходит деление страницы на 3 части, разрыв абзацев, а рисунок, попавший на разрыв частей в увеличенном масштабе, полностью не просматривается."
Второй вопрос остался без ответов. Вообще, стоит ли ставить подобные вопросы учителям, не располагающим ни инструментарием, ни временем для гигиенической оценки электронных устройств.
На форуме Калининградского ОИРО Д.Ю.Кулагин предложил высказаться по таким вопросам:
1. Основные недостатки мобильных устройств с которыми мы столкнулись в ходе эксплуатации
2. Какое дополнительное компьютерное оборудование мы имели возможность использовать в ходе реализации эксперимента. Возможно есть какие-то интересные находки.
3. Ваши предложения по совершенствованию устройства и его программного обеспечения.
Получено 12 ответов.
Л.Р.Михайлова из гимназии 32 Калининграда пишет о "большом количестве поломок ридеров". Здесь же и "Отсутствие аудиофайлов, тестовых и практических работ, которые содержатся в основных комплектах к учебному курсу по предметам" (т.е. в оценках "электронных учебников" апробаторы не всегда различают техническое устройство и его учебный контент).
Е.Сорокина (гимназия 32): с ноября 2011 г. треть учеников перестали использовать электронный учебник и вернулись к бумажному, поскольку, по их словам, "удобнее" (в бумажном варианте держать перед глазами одновременно правило и текст задачи, что невозможно в электронном варианте).
Э.С.Яремчук (гимназия 32): учебник физики Белаги «Физика-7" издательства «Сферы». Этот учебник, сам по себе, очень яркий и интересный, насыщен информацией, красочными иллюстрациями, имеет формат А4. В эл.версии он превратился в серую невзрачную книгу с мелкими картинками и мелким шрифтом. Современным детям, привыкшим к ярким иллюстрациям, сложно понять, почему нужно изучать столь невнятные изображения и текст.
Кроме того, в эл.книге отсутствует задачник, который очень необходим на уроках."
В других ответах общее, что функционал для школы в PlasticLogic "не доработан".
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Tue, 20/03/2012 - 17:51).
"Учителя гимназии № 248, в которой апробируется PlasticLogiс, провели открытые уроки, на которых показали интересные методические приемы использования этих ридеров. Например, в ходе одного из уроков учащиеся проводили сравнительный анализ учебного материала двух разных учебников по одной и той же тематике, размещенных в одном устройстве, и учились обосновывать разные принципы определения типов и классов объектов и явлений. Кроме этого, все учителя показали различные варианты использования ридеров в качестве устройств для оперативного фронтального контроля, а контрольная в формате "крестики-нолики" с использованием этих устройств, разработанная учителем биологии Лицея № 64, в котором апробируются PocketBook Pro 902, пришлась по душе не только учащимся, но увлекла и взрослых". Подробнее
Размышления Марины Голубковой об эксперименте в школах СПб по замене бумажных учебников на электронные на мобильных устройствах - ридерах, планшетах...
На сайте ФИРО сообщение о заседании, где обсуждались актуальные вопросы разработки, лицензирования и распространения электронных учебников. Ниже - ссылки на презентации (увы, эти материалы удалены с сайта, и на 20.09.2012 ссылки не работают)
С.М. Авдеева «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями»
С.М. Авдеева «Разработка структуры, процедур и механизмов организации контентного администрирования интерактивных мультимедийных электронных учебников для системы общего образования Российской Федерации»
А.В. Авраменко «Бизнес-схемы и технологические решения PocketBook по распространению электронного контента»
Н.В. Башарули «Технология и юридические модели дистрибуции образовательного контента на ридеры и планшеты», а также тезисы доклада Н.В. Башарули
Л.Л. Босова «Электронный учебник: перспективные модели и подходы к организации учебного процесса»
В.В. Волков «Технологические и правовые особенности создания электронных учебных материалов»
С. Жуков и П. Щеглов «Цифровой контент для школ: распространение и защита»
А.М. Лейбович «Создание условий эффективного внедрения электронных учебников»
В.А. Порхачев «Электронные ресурсы для высшего профессионального образования. Правообладатели, агрегаторы, читатели»
В комментариях откликаемся на вопросы, затронутые в презентациях, и делимся собственным опытом использования в мобильных электронных устройствах легального контента.
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Fri, 21/09/2012 - 08:24).
На сайте городского методического центра Управления образованием сообщение о семинаре 15 марта "Апробация электронных учебников" и подборка ссылок на выступления и материалы
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Sat, 05/05/2012 - 11:26).
Приглашаем в этом форуме сообщать о семинарах и других формах обмена опытом учёбы с мобильными электронными устройствами в разных городах и регионах.
Пожалуйста, давайте каждому посту в форум свой заголовок, а в содержании указывайте даты, ссылки и другую конкретику, позволяющую связаться с участниками события.
Вступившие в Сетевую лабораторию могут присоединять к этому форуму подробные сообщения о событиях в своих регионах, связанных с апробацией ИМЭУ
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)