Использование таких мультимедиа, как презентация(это настоящее время более доступно и распространено в учебном процессе), целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные моменты урока помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к предмету физика в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Мультимедиа-презентации на уроках физики используются мною:
-Для объявления темы.Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
- Как сопровождение объяснения. .В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты,виртуальный эксперимент. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы.
- Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов.
- Для работы с устными упражнениями.
- При повторении пройденного материала.
- Как информационно-обучающее пособие(электронные учебники)
- Как демонстрация условия и решения задачи.
- Для демонстрации чертежей,таблиц.
- При взаимопроверке самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
- При проведение физкультминуток, рефлексии.
- Для демонстрации портретов физиков и рассказ об их открытиях.
Главное в уроке с использованием ИКТ разумно соединить традиционное и новое!
Комментарий был изменен с момента создания (olgasmirnova, чт, 12/05/2011 - 22:12).
Спасибо, коллеги за участие в обсуждении темы. Давайте постараемся конкретизировать нашу дискуссию. Владимирские методисты убеждены, что презентация на уроке - это всего лишь использование наглядности в электронном формате. Традиционные технические средства обучения (магнитофоны, слайд-проекторы, кинопроекторы) просто заменены компьютером, который используется с теми же целями. Ученики являются просто зрителями. Что же надо изменить, чтобы обновление в учебном процессе не было аналогичным замене перьевых ручек на шариковые. Предлагаю познакомиться с презентацией М.Г. Майорова, в которой учитель добавил интерактивность, и в результате получилось маленькое учебное пособие с контролем усвоения нового материала.
Модное увлечение ИКТ на разных уроках приводит к тому, что учащиеся перестают самостоятельно добывать нужную информацию. Все что нужно учитель подсветит, покажет. за ребенка выводы вывведет на экраны. Мне кажется, что использовать презентации необходимо на тех уроках или этапах урока, где действительно без них нельзя.
Я уже упоминала, что использовать ИКТ нужно на различных этапах урока. Использование ИКТ не сводится только к презентациям - это только один из приемов. В качестве домашнего задания можно задать сделать презентацию самим учащимся, тогда они будут добывать и оформлять свои знания самостоятельно. Чтобы участвоватьв конференциях эти знания и умения необходимы.
Сейчас столько создано тестов, заданий и т.п., которые дают возможность ИКТ служить не только средствами наглядности на уроках. Творческие работы учащихся, представленные ребятами в презентации, дают возможность учащимся повысить свою ИКТ-компетентность, закрепить знания. Конечно, многое в использовании ИКТ зависит от учителя: кто-то использует ИКТ на уроке только лишь как усовершенствование ТСО.
Я согласна с мнением коллег, что использование ИКТвсегда должно быть разумным. Нельзя забывать о здоровье как учителя, так и учащихся.
Комментарий был изменен с момента создания (Наталья Владимировна Феофанова, Fri, 13/05/2011 - 23:16).
Согласна с коллегами, что целесообразность ипользования ИКТ на разных этапах урока не вызывает сомнения. Только всё должно быть в пределах разумного. Поставить цели и задачи урока вместе с детьми, выявить, какой вопрос на уроке станет проблемным - важно. Проиллюстрировать какой-то материал. Посмотреть и послушать те домашние задания, которые выполнялись учениками дома - всё необходимо и интересно для детей. Только надо помнить о возрасте и психологмческих особенностях детей данного возраста, не забывать об особенностях классного коллектива.
На каких этапах урока целесообразно использование ИКТ?
Ольга Куликова