В современном образовании большое внимание уделяется исследовательской работе с учащимися. С чего начинать эту работу? Всегда ли мы понимаем к чему стремимся в итоге? Как проводится эта работа в других школах? Хотелось бы услышать мнения коллег.
С уважением учитель географии и экологии МОУ "Началовская СОШ" Дощанова Зульфия Вадутовна
Добрый вечер Зульфия Вадутовна. Вы задели очень актуальный для каждого учителя географии вопрос. Почему то многие коллеги в школах считают, что исследовательской работой должны заниматься учителя предметов естественного цикла. Во всяком случае, это мнение большинства коллег моей школы. Уже много лет руковожу работой научного общества учащихся и занимаюсь исследовательской деятельностью. Считаю, что исследование надо начинать с выбора интересной и актуальной для региона( села, города, района или школы ) темы.Найти и заинтересовать группу ребят или одного учащегося ( я люблю работать с одним). Начинаю свою работу именно с того, что чётко определяем цель и задачу нашего исследования, прорабатываем всю литературу, работаем с архивными документами и т. д. На хорошую исследовательскую работу уходит год, а то и больше времени. Стараюсь ,по окончанию работы ,поучаствовать с ней как можно больше в различных конкурсах. Важно ребёнка ещё научить правильно и грамотно защишить её. Материалы своих исследований применяю на уроках(" Появление названий сёл Лиманского района", "Название водных обьектов" ," Национальные праздники посёлка" и т.д.) Очень многие работы используем для проведения классных часов .Исследовательская работа требует от учителя много времени, но это очень интересное, а главное, нужное занятие.У нас в школе наставниками учащихся в исследовательской деятельности являются 11 учителей. Правда, эта деятельность практически не поощряется.
С уважением учитель географии и природоведения МОУ " Лиманская СОШ №2" Щеглова Наталья фёдоровна.
Наталья Федоровна, добрый вечер. Спасибо за ваш комментарий. И еще за новую тему, по поводу национальных праздников села я еще не думала. Надеюсь на плодотворное общение.
С уважением учитель географии и экологии МОУ "Началовская СОШ" Дощанова Зульфия Вадутовна
Учителей географии всегда отличало и отличает стремление расширить круг обязательных знаний по предмету .Я работаю в районной школе с наполняемостью классов более 20 человек. Дети имеют разный интеллектуальный уровень и потенциал, разные способности и интересы, разное желание учиться. Исследовательская деятельность позволяет создать ситуацию успешности, комфортности и саморазвития для каждого участника образовательного процесса слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться. Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, представляющая интерес для меня как учителя .Благо дело ,что в области и районе проводится огромное количество конкурсов в этом напрвлении ,где можно реализоваться учителю и его детям. Но это кропотливый труд, на скорый результат не стоит надеяться ,поэтому начинают многие работать ,а в итоге остаются самые стойкие. Мы изучаем наши реки, историю села, традициии , быт народов ,живущих на данной территории, о Астрахани и Астраханской области.Вообщем направлений много,но времени бывает и не хватает. И совершенно согласна с Наталией Федоровной, ещё надо научить защитить её.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, вс, 08/05/2011 - 17:58).
Исследовательская работа!!! - Это прекрасная возможность для развитие творческого и научного интереса у современных школьников.
Главное чтобы школьник уже с маленьких рефератов, приучался к их правильному оформлению!!! Но для этого необходима единая методичка, а у нас в каждом вузе, на каждой кафедре свои требования!!! Я уж не говорю про те жи конкурсы, где работа оформляется каждый раз поразному!!!
Многие требования устарели. Их надо менять, но так чтобы все это знали!!!
Оформление зависит от формата исследовательской работы: научное исследование, исследовательский проект, учебное исследование. От этого зависит и оформление и критерии оценки работы.
Я давно занимаюсь этой деятельносью, являюсь руководителем школьного научного общества. У нас разработана целая система не только по географии. Из опыта работы считаю, что одному учителю невозможно охватить всю работу даже с одним учеником. Это превращается в самостоятельную работу самого учителя, а не ученика. А вот вместе, в рамках МО например. Один учитель занимается непосредственно научным исследованием с группой учеников, другой готовит их выступлению и продвигает на различных конкурсах, третий занимается публикацией работ. Или по-другому, но только вместе!
Комментарий был изменен с момента создания (kucherganovka, пн, 06/02/2012 - 11:26).
С уважением, Колесниченко Светлана Алексеевна, учитель географии МБОУ Наримановского района "СОШ №11"
Светлана Алексеевна, позвольте с Вами не согласиться. Вы сами пробовали вести какое нибубь конкретное исследование с одеим учеником? А я много раз . Получается очень творческое сотрудничество. А как же научные руководители, при выполнении научных работ? Если будет много руководителей, у всежъх свой подход, свои взгляды, идеи. И причём здесь МО или Вы имели ввиду научное общество? Не знаю, но исследовательские работы моих учеников занимали призовые места не только в области, но и на России. Я думаю, что содружество " ученик- учитель" для исследовательской работы очень творческое и оптимальное сочитание.
Уважаемые коллеги, уже очень давно хочу заняться исследовательской работой по географии, даже продумала тему, которая будет интересна ребятам, но подскажите, пожалуйста какие источники лучше проштудировать, чтобы успешно справиться с исследовательской работой, так как опыта в этом направлении у меня нет.
Уважаемые коллеги, уже давно занимаюсь исследовательской работой по географии. И хотела бы поделиться с использованием ЭОР при проведении исследовательской работе. Например, исследовательская работа на уроке география 8 класс. Тема: «Факторы, влияющие на климат России» Можно использовать http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9dda3ef8-ed87-49da-9336-1c5a54059e68/klimat2_1.swf при анализе схемы «Угла падения солнечных лучей и продолжительность освещенности на разных широтах». Ребята делают вывод о притоке солнечной радиации на севере, в средних широтах и на юге России в разные сезоны года. А для выявления зависимости направлений господствующих ветров в теплый и холодный сезоны от распределения атмосферного давления по территории России. Можно использовать http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d392a02d-9942-4a57-ab65-7d8eeb57f72d/klimat2_3.swf
Уважаемые коллеги, учебно-исследовательская работа интересна обучающимся в том случае, если выбранная тема актуальна, а поставленные цели реализуемы и полученные знания будут иметь практическую направленность. Они смогут в процессе жизнедеятельности воспользоваться ими сами и поделиться с окружающими. Например, влияние автотранспорта в районе школы или изучение воды близ лежащего водоема, рекреационные ресурсы и рекреационные нагрузки своей местности, экологокраеведческий путеводительи другие. На моей странице вы можете найти рекомендации и фрагмент учебно-исследовательской деятельности из оыта работы.
Уважаемая Зульфия Вадутовна! Унас в Ростовской области много лет работает Донская академия юных исследователей. Есть сайт на котором проводят консультации учёные разных вузов. У нас в городе и районе ежегодно проходят конференции на которых выступают дети со своими работами. Коллеги очень серьёзно подходят к подготовке исследовательских работ. Темы самые разнообразные. Работа идёт по секциям. Это первый этап ДАНЮИ.Затем работы высылают в область для проверки компетентной комиссией. На втором этапе- в Ростове, выступают те кого выбрала комиссия. Ну, и третий этап - Россия. Я лично начинала с выбора подходящей и простой для ребёнка темы - школа и экология.
В современном образовании большое внимание уделяется исследовательской работе с учащимися. С чего начинать эту работу? Всегда ли мы понимаем к чему стремимся в итоге? Как проводится эта работа в других школах? Хотелось бы услышать мнения коллег.