Приобщение школьников к чтению художественной литературы
Ответов - 28
Wed, 05/05/2010 - 09:52
Софья Львовна Каганович
На сайте с: 11/01/2010
Баллы: 603
В организованном на нашем сайте опросе, где были предложены проблемы для обсуждения, наибольшее количество голосов получила проблема падения интереса школьников к чтению. Предлагаю обсудить на форуме эту проблему и попробовать совместно найти какие-то пути приобщения детей к книге. Большая просьба ко всем будущим участникам форума: не нужно общих слов и общеизвстных фактов! Нужны конкретные идеи и предложения! Если у кого-то есть удачный опыт, поделитесь им! Обратите внимание, что к комментариям на форуме можно прикреплять файлы, пусть это будут странички с названием: "А я делаю так...".
Для начала хочу познакомить коллег с замечательной книжкой со странным названием – «Как роман», автор которой - французский писатель и педагог Даниэль Пеннак. Она целиком посвящена нашей проблеме. Размышляя, почему современные дети не любят читать, автор приходит к парадоксальному выводу: потому, что родители слишком рано перестают читать детям вслух; потому, что в школе на уроках почти не звучит живое художественное слово; потому, что чтение постепенно превращается из награды, радости, наслаждения - в обязанность, насилие, наказание.
Вот отрывок из этой книжки (при желании можно прочитать ее полностью: http://lib.rus.ec/b/161123/read#t1 )
"Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать — и гла-гол выбран верно, именно любовь тут и ранена, — не надо винить телевизор, наше время, школу. Или все вместе, если угодно, но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы-то сде-лали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой?
Мы же предали его! Да еще как!
Когда-то мы составляли — он, сказка и мы — нераздельную Троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой.
Легкое течение нашей речи делало и его невесомым; теперь непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте.
Мы приобщили его к путешествиям со скоростью мысли; теперь он раздавлен тупостью усилия.
Мы одарили его вездесущностью — теперь он узник своей комнаты, класса, книги, стро-ки, слова.
Куда же спрятались волшебные персонажи: братья, сестры, короли, королевы, все гони-мые злодеями герои, которые избавляли его от груза бытия, призывая к себе на помощь? Возможно ли, чтобы они были как-то связаны с этими жестоко расплющенными следами чер-нил — буквами? Возможно ли, чтобы эти полубоги были так мелко искрошены и сведены к ти-пографским значкам? Чтобы книга превратилась вот в этот предмет? Странная метамор-фоза! Обратная магия. И он, и его герои вместе задыхаются в толще книги!
И не меньшая метаморфоза — ожесточение, с каким папа и мама, не хуже чем учитель-ница, требуют, чтобы он высвободил замурованные грезы.
— Ну, так что же произошло с принцем? Говори, я жду!
И это — родители, которые, читая ему сказки, никогда, никогда не трудились выяснять, понял ли он, что Спящая Красавица уснула из-за того, что укололась веретеном, а Белоснежка — из-за того, что съела яблоко. (Кстати, ни с первого, ни со второго раза он по-настоящему и не понял. В сказках было столько чудес, столько красивых слов, и все его так волновало! Он сосредоточенно дожидался своего любимого места, повторял его про себя, когда до него до-ходило дело; а там уж проступали другие, более темные, где завязывались все тайны, но ма-ло-помалу он понимал всё, абсолютно всё, и прекрасно знал, что Красавица спала из-за вере-тена, а Белоснежка — из-за яблока…)
— Отвечай: что произошло с принцем, когда отец выгнал его из замка?
Мы настаиваем, настаиваем. Господи боже, это ж в голове не укладывается — чтобы мальчишка не мог понять содержание каких-то пятнадцати строк! Пятнадцать строк, было бы о чем говорить!
Раньше мы ему читали — теперь мы за ним считаем.
— Раз так, сегодня никакого телевизора!
Так-так…
Да… Телевизор, возведенный в ранг награды — а чтение, соответственно, низведенное в разряд повинностей… наша находка, не чья-нибудь".
Согласны ли вы с мнением автора? Как совместить несовместимое – необходимость читать на уроке и до предела (или беспредела?) урезанные часы на литературу?
А почему, собственно, не сделаешь? По-моему, это как раз и должно стать нашей целью! Надеюсь, - достижимой! Я помню, что для меня в детстве чтение на самом деле было наградой за что-то.
Чтение как награда - мысль интересная и,на мой взгляд, очень продуктивная. Чтение как награда должно быть семейным: с мамой, с бабушкой, с папой... Хрошо бы сделать это семейной традицией, из этого будет складываться культурный опыт ребенка=культурному опыту семьи. Если говорить о семье и школе в Год Учителя, то вполне можно запустить проект "Читаем вместе".
Я же, приучая старшеклассников к книге, после уроков читала им вслух "Войну и мир". Не скажу, чтобы это было просто, однако не прошло мимо моих десятиклассников это творение Л.Н. Толстого. Каждый раз они просили читать еще и еще (сегодня, кстати, меня очень выручают аудиакниги).
И еще, думаю, что на уроках не стоит отмахиваться от произведений, которые интересны ученикам. Мои, например, решили "поймать" меня, задав вопрос: "К какому жанру отнести "Шлем ужаса" Пелевина и "Эвакуатор" Быкова?" Тот еще вопрос... Пришлось читать в интернете и составлять систему учебных занятий по освоению новых жанров виртуальной среды. (Если это кого-то заинтересовало, могу прикрепить материалы).
А когда появилась на уроке русского языка по теме "Сложное предложение" "Водонапорная башня", я была только рада. Оказывается, школьники все же читают, хорошо, что не только программные произведения. Школьники еще и нас поучат.
Софья Львовна! Сегодня узнала, что Комитет образования Новгородской области в Год учителя планирует выпустить книгу об учителях, победителях ПНП " Образование" (2006 - 2009 г.г.) В перечне вопросов к лучшим учителям есть и вопрос о причине потери интереса к чтению. Как минимум 160 учителей предложат свое видение ситуации. Интересно будет проанализировать мнения учителей разных предметов. Если будут точки совпадения, то можно практически точно определить причины незаинтересованности детей в чтении.
Спасибо за инфорацию, Ирина Львовна! Буду "держать руку на пульсе". Пока - не вижу интереса к самой теме даже у литераторов: наш "молчащий" форум тому доказательство...
Софья Львовна, я не согласна с автором книги. Я сама жила в семье, в которой почти не читали. Я не помню своих родителей с книжкой в руках. Но зато сама читала много и даже вопреки маминым запретам по ночам под одеялом. И сейчас у меня не пропало желание почитать, для меня - это удовольствие. А моя сестра(она всего на год меня младше) не любит читать и всегда делала это с нежеланием, только потому, что надо было читать. Сейчас она уже взрослая, но ситуация не изменилась. В своей семье я читала детям много с раннего детства, но дочка в 7 классе и в прямом смысле ненавидит чтение. Для неё большая проблема прочитать книги, заданные учителем. А в 10 классе у меня дети очень ответственные - читают то, что им задают. Но читают, потому что надо.И очень мало, что их волнует в литературе. На вопрос , почему вам не нравится , они отвечают : не понимаем, не интересно . Вот вырастем лет до 40 и прочитаем "Мертвые души" и нам понравится. Но мне кажется, если в детстве нет любви к художественному слову, то и потом она не появится.
Комментарий был изменен с момента создания (Irishka Ирина, Sat, 19/06/2010 - 13:32).
В том - то и дело, что не знаем, как приобщить детей к чтению. Скажу на опыте своего сына. Он учится в седьмом классе. Долго я читала ему сказки. Потом мы вместе читали с ним програмный материал по литературе. Даже знакомила его с материалом, которого нет в программе. Сразу ему было интересно. Просил, чтоб я ему ещё что - нибудь прочла или рассказала. Вместе анализировали произведения. Ему это было очень интересно. Сам говорил. Было время, когда он самостоятельно заинтересовался творчеством В. Высоцкого. Слушал его песни, пытался узнать о нём больше. Но постепенно он всё - таки перешёл на то, что слушали его одноклассники. Стал больше сидеть перед компьютером, играть в игры. Читал только тогда, когда задают по литературе. Все подаренные ему книги остались пылиться на книжной полке, которые он так и не дочитал. Может, содержание не заинтересовало? Нет. Бегать на улице надо. На секцию - надо. Потом стали смотреть с ним вместе фильмы. (Не "стрелялки" американские, а жизненные фильмы.) Обсуждали их . Но потом снова интересы разошлись. Ему нужно было обсуждать с друзьями именно те фильмы, которые я не смотрю. Вот и всё.
Вижу, что чтение книг благоприятно сказалось на его воспитании, но только этим и ограничилось. Что делать дальше - не знаю. Вот и жду, что кто - нибудь поделится опытом...
В одном умном журнале прочитала: "Возможно, для наших внуков владение навыками самостоятельного чтения может стать такой же экзотикой, как для современного горожанина - охота с луком. Это только предположение, но стоит задуматься о такой перспективе, во всяком случае,это будет способствовать преодолению собственных стереотипов и переосмыслению того, что мы называем качеством образования"
Как Вам мысль?
А тут еще ЕГЭ, который полностью игнорирует устную речь... Скоро наше общество будет смотреть, слушать и... молчать...
Уважаемые коллеги! АУ! Неужели такой проблемы, как приобщение школьников к чтению, НЕТ? Пожалуйста, поделитесь положительными эмоциями на сей счет. Я в некотором унынии: сегодня на экзамене услышала, что Татьяна Ларина - это простая девушка-крестьянка... Даже Онегина не читали, а на экзамен наши дети идут охотно, видимо, думают, что чтение - это не литература...
Ирина Львовна! Я думаю, пока ребёнок не заинтересуется какой-либо темой, читать будет неохотно. Всё время школьникам советую ни дня не проводить без чтения. А со своими были проблемы. Хотя в нашем доме много книг, читают все, дочь же долгое время заставляли читать ежедневно определённое количество страниц. Давали разные по жанру книги. Это продолжадось до тех пор, пока ей не попалась историческая книга, причём не художественная, сейчас уже не помню, какая. И началось... стала читать, сама покупать книги. С сыном же данная тактика не прошла. Он читает только техническую литературу, другая его не интересует. А с внучкой проблем нет, она читает разные книги.
Л.А.Валито.
Комментарий был изменен с момента создания (514728, пн, 14/06/2010 - 12:50).
В организованном на нашем сайте опросе, где были предложены проблемы для обсуждения, наибольшее количество голосов получила проблема падения интереса школьников к чтению. Предлагаю обсудить на форуме эту проблему и попробовать совместно найти какие-то пути приобщения детей к книге. Большая просьба ко всем будущим участникам форума: не нужно общих слов и общеизвстных фактов! Нужны конкретные идеи и предложения! Если у кого-то есть удачный опыт, поделитесь им! Обратите внимание, что к комментариям на форуме можно прикреплять файлы, пусть это будут странички с названием: "А я делаю так...".
С.Л.Каганович