Для начала хочу познакомить коллег с замечательной книжкой со странным названием – «Как роман», автор которой - французский писатель и педагог Даниэль Пеннак. Она целиком посвящена нашей проблеме. Размышляя, почему современные дети не любят читать, автор приходит к парадоксальному выводу: потому, что родители слишком рано перестают читать детям вслух; потому, что в школе на уроках почти не звучит живое художественное слово; потому, что чтение постепенно превращается из награды, радости, наслаждения - в обязанность, насилие, наказание.
Вот отрывок из этой книжки (при желании можно прочитать ее полностью: http://lib.rus.ec/b/161123/read#t1 )
"Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать — и гла-гол выбран верно, именно любовь тут и ранена, — не надо винить телевизор, наше время, школу. Или все вместе, если угодно, но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы-то сде-лали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой?
Мы же предали его! Да еще как!
Когда-то мы составляли — он, сказка и мы — нераздельную Троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой.
Легкое течение нашей речи делало и его невесомым; теперь непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте.
Мы приобщили его к путешествиям со скоростью мысли; теперь он раздавлен тупостью усилия.
Мы одарили его вездесущностью — теперь он узник своей комнаты, класса, книги, стро-ки, слова.
Куда же спрятались волшебные персонажи: братья, сестры, короли, королевы, все гони-мые злодеями герои, которые избавляли его от груза бытия, призывая к себе на помощь? Возможно ли, чтобы они были как-то связаны с этими жестоко расплющенными следами чер-нил — буквами? Возможно ли, чтобы эти полубоги были так мелко искрошены и сведены к ти-пографским значкам? Чтобы книга превратилась вот в этот предмет? Странная метамор-фоза! Обратная магия. И он, и его герои вместе задыхаются в толще книги!
И не меньшая метаморфоза — ожесточение, с каким папа и мама, не хуже чем учитель-ница, требуют, чтобы он высвободил замурованные грезы.
— Ну, так что же произошло с принцем? Говори, я жду!
И это — родители, которые, читая ему сказки, никогда, никогда не трудились выяснять, понял ли он, что Спящая Красавица уснула из-за того, что укололась веретеном, а Белоснежка — из-за того, что съела яблоко. (Кстати, ни с первого, ни со второго раза он по-настоящему и не понял. В сказках было столько чудес, столько красивых слов, и все его так волновало! Он сосредоточенно дожидался своего любимого места, повторял его про себя, когда до него до-ходило дело; а там уж проступали другие, более темные, где завязывались все тайны, но ма-ло-помалу он понимал всё, абсолютно всё, и прекрасно знал, что Красавица спала из-за вере-тена, а Белоснежка — из-за яблока…)
— Отвечай: что произошло с принцем, когда отец выгнал его из замка?
Мы настаиваем, настаиваем. Господи боже, это ж в голове не укладывается — чтобы мальчишка не мог понять содержание каких-то пятнадцати строк! Пятнадцать строк, было бы о чем говорить!
Раньше мы ему читали — теперь мы за ним считаем.
— Раз так, сегодня никакого телевизора!
Так-так…
Да… Телевизор, возведенный в ранг награды — а чтение, соответственно, низведенное в разряд повинностей… наша находка, не чья-нибудь".
Согласны ли вы с мнением автора? Как совместить несовместимое – необходимость читать на уроке и до предела (или беспредела?) урезанные часы на литературу?
Для начала хочу познакомить коллег с замечательной книжкой со странным названием – «Как роман», автор которой - французский писатель и педагог Даниэль Пеннак. Она целиком посвящена нашей проблеме. Размышляя, почему современные дети не любят читать, автор приходит к парадоксальному выводу: потому, что родители слишком рано перестают читать детям вслух; потому, что в школе на уроках почти не звучит живое художественное слово; потому, что чтение постепенно превращается из награды, радости, наслаждения - в обязанность, насилие, наказание.
Вот отрывок из этой книжки (при желании можно прочитать ее полностью: http://lib.rus.ec/b/161123/read#t1 )
"Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать — и гла-гол выбран верно, именно любовь тут и ранена, — не надо винить телевизор, наше время, школу. Или все вместе, если угодно, но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы-то сде-лали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой?
Мы же предали его! Да еще как!
Когда-то мы составляли — он, сказка и мы — нераздельную Троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой.
Легкое течение нашей речи делало и его невесомым; теперь непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте.
Мы приобщили его к путешествиям со скоростью мысли; теперь он раздавлен тупостью усилия.
Мы одарили его вездесущностью — теперь он узник своей комнаты, класса, книги, стро-ки, слова.
Куда же спрятались волшебные персонажи: братья, сестры, короли, королевы, все гони-мые злодеями герои, которые избавляли его от груза бытия, призывая к себе на помощь? Возможно ли, чтобы они были как-то связаны с этими жестоко расплющенными следами чер-нил — буквами? Возможно ли, чтобы эти полубоги были так мелко искрошены и сведены к ти-пографским значкам? Чтобы книга превратилась вот в этот предмет? Странная метамор-фоза! Обратная магия. И он, и его герои вместе задыхаются в толще книги!
И не меньшая метаморфоза — ожесточение, с каким папа и мама, не хуже чем учитель-ница, требуют, чтобы он высвободил замурованные грезы.
— Ну, так что же произошло с принцем? Говори, я жду!
И это — родители, которые, читая ему сказки, никогда, никогда не трудились выяснять, понял ли он, что Спящая Красавица уснула из-за того, что укололась веретеном, а Белоснежка — из-за того, что съела яблоко. (Кстати, ни с первого, ни со второго раза он по-настоящему и не понял. В сказках было столько чудес, столько красивых слов, и все его так волновало! Он сосредоточенно дожидался своего любимого места, повторял его про себя, когда до него до-ходило дело; а там уж проступали другие, более темные, где завязывались все тайны, но ма-ло-помалу он понимал всё, абсолютно всё, и прекрасно знал, что Красавица спала из-за вере-тена, а Белоснежка — из-за яблока…)
— Отвечай: что произошло с принцем, когда отец выгнал его из замка?
Мы настаиваем, настаиваем. Господи боже, это ж в голове не укладывается — чтобы мальчишка не мог понять содержание каких-то пятнадцати строк! Пятнадцать строк, было бы о чем говорить!
Раньше мы ему читали — теперь мы за ним считаем.
— Раз так, сегодня никакого телевизора!
Так-так…
Да… Телевизор, возведенный в ранг награды — а чтение, соответственно, низведенное в разряд повинностей… наша находка, не чья-нибудь".
Согласны ли вы с мнением автора? Как совместить несовместимое – необходимость читать на уроке и до предела (или беспредела?) урезанные часы на литературу?
С.Л.Каганович