Автор:
Зырянова Ольга Васильевна
Место работы:
МОУ «СОШ №109». Челябинская область, город Трёхгорный, учитель истории
Урок по теме: «Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака»
- Исходя из возрастных особенностей учащихся 5 класса, на уроках истории следует больше уделять внимание наглядности. Использование компьютерной презентации позволяет это сделать.
- Современные дети тесным образом связаны с компьютером и поэтому любят работать за ним. Использование обучающих дисков позволяет больше заинтересовать ребят в предмете, разнообразить процесс обучения.
- Программа «Notebook», где ребёнок сам может работать с интерактивной доской (стирая, рисуя, перетаскивая), повышает заинтересованность, самостоятельность детей.
Цели урока:
- Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты.
- Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.
- Закрепить и проверить свои знания по восстанию Спартака и гражданским войнам.
- Развить навыки работы с интерактивной доской и компьютером.
- Развитие интереса к истории, любознательности.
Учебное оборудование:
Компьютеры, интерактивная доска, презентация в программе «Notebook», тетрадь, раздаточный материал, учебник 5 класс, учебный диск «История древнего мира», интерактивная карта из Интернета (www.gladiator.ru).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Рассказать о листе оценивания.
Введение в тему. Как называется глава, которую мы изучаем?
Что такое гражданская война?
Как называлась тема прошлого урока?
На прошлом уроке мы с вами изучили одно из событий этой войны. Между какими группами населения там разгорелась борьба? (земледельцы и землевладельцы)
Это событие является важным в истории гражданских войн. Мы сейчас ещё раз остановимся на нём
Проверяем у доски, вызывая желающих.
Слайд 1: применение ластика.
Слайд 2: выполнение тестового задания (эффект затемненного экрана).
Слайд 3: Кто это? Что вы о них знаете? (ответ за картинкой).
Подведём итоги. Занесём в лист оценивания. Есть ли такие, которые выполнили всё верно? Молодцы!
3. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы узнали, как жили земледельцы в Риме, как изменилась их жизнь после реформ Гракхов.
Слайд 4: учитель читает стихотворение на фоне слайда.
Цирк вкруг бойца плывет, он умирает -
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Перед ним – шалаш на берегу Дуная:
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот
Отец зарезан, римлян забавляя!
(Байрон)
Вопросы к классу:
- О каком зрелище пишет Байрон?
- Почему гладиаторские бои – самые страшные зрелища Древнего Рима?
- Кто выступал на арене цирка?
- Охарактеризуйте положение рабов в Древнем Риме.
Сегодня на уроке мы поговорим о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме. Это восстание под предводительством Спартака. Оно является частью гражданских войн.
К сожалению, сведений об этом событии не много, но образ Спартака вдохновил ни одно поколение писателей на создание произведений. Особое место занимает книга Р.Джованьоли “Спартак”, которую с интересом читают жители планеты Земля. Этот образ вдохновил и режиссёров на создание фильмов о гладиаторах, я думаю, что многие смотрели фильм «Гладиатор».
4. Изучение новой темы.
Слайд 5: в тетради записываем тему урока.
Слайд 6: один из учеников формулирует цели урока путём перетаскивания.
Знакомство с этим событием древней истории мы осуществим по следующему плану:
Слайд 7:
- Причины восстания
- Состав восставших
- Цели восставших
- Героическая личность Спартака
- Ход восстания
- Причины поражения
- Значение восстания.
Какие виды работы нас сегодня ждут на уроке? Рассматриваем первые три пункта плана, работая с документом, 4 пункт- сообщение ученика, 5,6,7- работа по вопросам с видеофрагментом и картой, а закрепление - проверочная работа на компьютере. Следовательно, чтобы с ней справиться, нужно быть очень внимательным на уроке.
Работа с документом
Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитает текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени даётся 10 минут. Если возникают вопросы, то поднимаем руки.
Плутарх. Марк Красе, 8—11
...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей.. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве...
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.
Вопросы к документу.
- Почему началось восстание рабов в городе Капуя? {Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)
- Сколько рабов собиралось бежать из школы? {200рабов, но сбежали только 78.)
- Чем были вооружены восставшие рабы? {Кухонными ножами, вертелами.)
- Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? {Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
- Что рассказывает Плутарх о Спартаке? {Спартак из Фракии, смелый, сильный.)
Слайд 8: вопрос 1 к документу проговариваем, указываем причины, смотрим слайд и записываем в тетрадь.
Слайд 9: как вы думаете, какую цель преследовали восставшие?
Слайд 10:Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навека оставшийся в памяти народа.
Сообщение ученика о Спартаке.
Перемещается изображение Спартака и ещё раз обращается внимание на некоторые моменты из биографии.
Слайд 11: найдите листочек с вопросами к видеофрагменту, прочитайте их. Внимательно смотрим на экран, а затем работаем по вопросам.
Слайд 12-18: ещё раз проговорить ход восстания, работая с картой.
Слайд 19: теперь возвращаемся к вопросам к видеофильму, отвечаем на них.
Желание к свободе и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы причины поражения восставших?
Слайд 20: записываем в тетрадь.
Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу. “ Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность наслаждаться на земле!”.
Заполните до конца оценочный лист.
Рассаживаемся за компьютеры. Открываем
Процент выполнения записываем в оценочный лист.
Ребята, вы сегодня молодцы! Успешно поработали. Осталось записать домашнее задание.
Слайд 21: пояснение домашнего задания.
Подведение итогов, сдача оценочных листов (что мы делали, чему научились, что больше всего понравилось на уроке).
|