Место работы:
МОУ «СОШ №109». Челябинская область, город Трёхгорный, Учитель начальных классов.
Здравствуйте, вулканы!
Окружающий мир 4 класс
Цели:
- Повторить формы поверхности Земли. Развивать память, самостоятельность мышления.
- Рассмотреть формы поверхности Земли Челябинской области. Развивать умение работать с картой, интерес к природе родного края.
- На основе уже имеющихся знаний детей подвести к осмыслению и пониманию нового материала. Систематизировать и расширить знания учащихся.
Ожидаемый результат: усвоение терминологии по теме, расширение наглядно-образного представления об окружающем мире, умение использовать накопленные знания для приобретения новых, получение положительных эмоций в процессе познания.
На уроке использовались ЦОР с диска « География 6-10 кл.», возможно использование учебников:
- А.А.Вахрушев»Наша планета Земля» 2 класс 2 часть М. Баласс, 2001г.
- А.А. Плешаков « Природоведение» 4 класс, М. Просвещение, 2000г.
- Виноградова « Окружающий мир» 4 класс, М. Просвещение 2000г.
Быстрое восприятие и обработка поступающей информации., более наглядное представление об окружающем мире.
Форма урока: изучение нового материала и обобщения знаний.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа, проверочная работа, творческая работа дома.
Организационные формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная работа в тетради, лабораторная работа.
Конспект занятия
по модифицированной программе «Игровая экология»
Учитель МОУ «СОШ №109»
Оборудование: презентация, карта Челябинской области, модели вулканов, посуда и химические вещества для проведения опытов, набор полезных ископаемых.
Презентация
Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим работу по теме « Формы поверхности Земли».
Понятна тема?
Значит нас ждет что-то интересное, может таинственное, а может быть загадочное, а может очень простое.
Вперед!
Слайд 2
Предлагаю подумать, что мы будем делать на уроке, т.е. определить цели.
Мы с вами в теме «Формы поверхности Земли», поэтому повторим и закрепим знания о формах поверхности Земли.
Поскольку мы жители Челябинской области, мы должны о ней знать как можно больше. Рассмотрим какие формы поверхности Земли находятся на территории нашей области.
Далее, уже имеющиеся знания надо постараться применить при изучении новой
темы.
Слайд 3
Для того чтобы достичь намеченных целей, распределим работу по этапам.
Слайд 4
Посмотрите на вид Земли из космоса. Какая она красивая.
Сейчас перед вами появятся утверждения.
Слайд 5
Выберите наиболее точное утверждение.
Объясните свой выбор
Слайд 6
Какие основные формы поверхности Земли вы знаете?(ответы детей)
А всегда ли Земля была такой, как сейчас?
Если происходили изменения, то какие?(ответы детей).
Хотелось бы вам посмотреть как это происходило?
Просмотр ЦОР
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11
Ну, а теперь, предлагаю посмотреть современные формы поверхности Земли.
Показ слайдов.
Что вы видите? Чем интересны?(ответы детей, обсуждение)
Слайд 12
Сейчас проверим как вы усвоили понятия. Перед вами два определения. Вам нужно выбрать верное. После выбора щелкните на стрелку. Каков ваш результат?
Если вы ответили неверно, вернитесь по стрелке обратно. Найдите правильный ответ и запомните его.
Слайд 15
Проверочная работа выполняется детьми самостоятельно на ПК.
Слайд 18
Переходим к рассмотрению форм поверхности Земли нашей области.
Работа с картой.
Вспомните, что поможет нам на карте определить формы поверхности Земли?(ответы детей)
Уральские горы самые большие по протяженности на территории России.
На территории нашей области где они располагаются?(ответы детей)
Обратите внимание, что горные хребты тянутся почти параллельно.
На карте у вас отмечены : хребет Таганай, высшая точка г. Круглица 1178 м,
хребет Уреньга, высшая точка г. Коротыш 1136 м, хребет Зюраткуль – 1175 м, г. Зигальга – 1389 м,
г. Нургуш – 1406 м.
Самая высокая – г. Иремель, 1510 м
Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22
Как вы думаете откуда я взяла эти снимки?
У нас в школе уже стало традицией восхождение сташеклассников на г. Иремель вместе с учителем физкультуры и ОБЖ Любогощенским Д.М. Когда вы подрастете, тоже можете стать участниками такого похода.
Работа с картой. (показ учителем)
На западе горные хребты резко переходят в Уфимское плоскогорье, а на востоке – плавно в Зауральскую равнину, которая протянулась с севера на юг области. Это холмистая равнина со множеством озер.
На востоке краешком заходит Западно-Сибирская низменность.
Среди форм следует выделить пещеры. Их у нас около 320. Самая крупная Игнатьевская.
Слайд 23
Подумайте!
Слайд 24
Да, это вулкан.
Теперь понятна тема занятия?
Давайте просмотрим поэтапно.
Просмотр слайдов, ЦОР.
Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28
Слайд 30
Перед нами проблема.
Как будем ее решать?(ответы детей)
Слайд 31
Перед вами схема вулкана. Что имеет вулкан?
На что он похож по форме?
В результате обсуждения подвести детей к выводу, что вулкан – это гора правильной формы.
Извержение связано с деятельностью человека? (ответы детей)
Значит, вулкан – это природное явление.
Предлагаю закрепить понятия, связанные с вулканом, на модели.
опыт
Слайд 32
Где можно встретить вулканы? На суше и на дне моря, океана.
Самый вулканическая зона – зона Тихого океана.
Вулканы могут быть действующими и потухшими.
Рассмотрим их на глобусе.(Вулканы заранее отмечены учителем на глобусе красными флажками)
А у нас в Челябинской области есть вулканы?
Обратимся карте. Предположения детей.
Вы правы. На территории нашей области нет вулканов, но есть продукты вулканизма. Это полезные ископаемые, которые человек использует в различных сферах своей деятельности.
Просмотр и обсуждение коллекции полезных ископаемых.
Вернемся к нашим целям урока. Удалось ли нам их достичь? Как мы это сделали? Какой этап урока был для вас самым ярким? Самым сложным? У каждого из вас есть шкала знаний в виде вулкана. Оцените себя. Объясните свой выбор.
|