Автор:
Раева Светлана Григорьевна
Место работы:
г. Норильск, Красноярский край МОУ «СОШ – 37»
Разработка урока ИЗО с использованием ЦОР и КОЗ
Урок изобразительного искусства
в 3 классе по теме «Картина – портрет (жанр портрета)» (2 часа).
Уроки соответствует программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», проводится в 3 классе – Тема года «Искусство вокруг нас»; в 4 четверти – тема четверти «Художник и музей». В этой четверти впервые внимание детей четко переводится на собственно изобразительное искусство, на раскрытие специфики его видов и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.).В практической деятельности продолжается развитие чувства композиции, цвета, пропорций, навыков передачи формы, пространства и эмоционального состояния.
Характеристика класса: всего 23 человека (10 мальчиков, 13 девочек), возраст детей 9-10 лет; .8 человек имеют высокий уровень познавательной активности, 5 человек с низкими учебными возможностями, у остальных – средний уровень. 3 человека посещают художественную школу.
Цель уроков: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства - портрет.
Сформировать навыки рисования портрета.
Задачи:
- Рассказать о жанре портрета и о возможностях рассказа о человеке
через его портрет.
- Побудить к обсуждению темы «Дети в изобразительном искусстве».
- Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.
- Развивать глазомер, воображение, художественный вкус; осуществлять межпредметные связи (литература, история, искусство).
В ходе уроков формируются следующие знания, умения и навыки:
-Знать определение портрета, разновидности портрета, пропорции лица.
-Уметь составить рассказ – описание по картине (используя опорные вопросы).
-Приобрести навыки рисования портрета, используя знания о пропорциях лица.
В ходе уроков формируются следующие компетентности:
Задание 1.
* Коммуникативная компетентность.
Аспект: Публичное выступление . Уровень 1.
Информационная компетентность.
Аспект: Извлечение вторичной информации. Уровень 1.
Составить рассказ – размышление о героях портретной живописи, используя опорные вопросы
Задание 2.
* Информационная компетентность.
Аспект: Извлечение вторичной информации. Уровень 1.
Проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям и заполнить таблицу.
Навыки владения ИКТ для учащихся на этом уроке не требуется.
Оборудование уроков:
Для учителя: Компьютер, проектор, экран. Дидактические материалы: методические таблицы «Пропорции лица», «Мимика лица. Схема построения», карточки с опорными вопросами. Зрительный ряд: репродукции картин (портретов). Литературный ряд: стихи – загадки.
Для учащихся: Альбом, любые художественные материалы.
-
Презентация (Дети в искусстве)
-
Презентация 2 (Дидактика)
-
Дополнительные материалы
Описание урока 1
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Вводная беседа.
В начале урока предлагается детям отгадать загадки (см. дидактический материал) и подумать, как они связаны с темой сегодняшнего урока.
Сообщается тема и задачи урока.
3. Объяснение нового материала в форме беседы.
Дается определение портрета, краткая история возникновения портрета.
Демонстрация различных портретных изображений на слайдах. В ходе просмотра дети узнают, какие бывают портреты по характеру изображения, по числу изображенных людей и другие характеристики портрета.
Необходимо побуждать детей размышлять о героях картины(кто они и какие, где живут, каков предполагаемый характер их занятий), обращая в процессе восприятия внимание на предметы, детали, костюм, позу, которые многое могут рассказать о портретируемом.
4. Задание 1.. (КОЗ)
Формирование коммуникативной (публичное выступление, уровень 1) и информационной (извлечение вторичной информации, уровень 1) компетентностей
По предложенным репродукциям составить рассказ – размышление о героях портретной живописи, используя карточки с опорными вопросами (см. дидактический материал).
5. Беседа с использованием ЦОР. «Дети в изобразительном искусстве».
Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается нам в творчестве художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного мастера, которого бы не волновала и не увлекала эта тема. Дети были источником вдохновения, с ними связано немало шедевров изобразительного искусства.
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин – портретов детей, постараться увидеть, что хотел рассказать зрителю художник и подумать, сильно ли отличались дети прошлого от современных.
- Итог урока
-Какая тема урока была?
-Что такое портрет?
-Какие бывают портреты?
-Как окружающий предметный мир может рассказать о человеке?
Описание урока 2
- Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку..
- Проверка знаний Спросить учащихся, что они изучали на прошлом уроке, что запомнилось, какие репродукции картин рассматривали.
- Задание 2. (КОЗ) Формирование информационной компетентности (извлечение вторичной информации, уровень 1).
Проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям и заполнить таблицу (см. дидактический материал).
- Беседа с использованием ЦОР. Знакомство с пропорциями лица Познакомить учащихся с основными пропорциями лица. Показать отражение пропорций в портрете и необходимость знать их. Использование фоторобота поможет наглядно продемонстрировать самые распространенные ошибки при рисовании портрета (неправильное расположение и изображение частей лица – нос, глаза, рот и т.д.).
- Практическая часть урока Изображение по памяти или представлению портрета друга, используя знания о пропорциях лица. Предложить детям рассказать о друге через его портрет. Обратить внимание детей, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.
- Итог урока Выставка детских работ « Знакомьтесь, мой друг!»
|