Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Ефремова Л.Р. «Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина (урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»)

Выберите действие:

Автор: 
Ефремова Л.Р.
Место работы: 
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 12 г . Ноябрьск, ЯНАО

«Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина (урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»)

 

Тема «Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов» включена в раздел «Открывая мир вокруг», программа «Школа – 2100», учебник Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник-хрестоматия для 6 класса.

 

На уроке дети отправятся в виртуальное путешествие по музею Грина в Феодосии. Презентация подготовлена по материалам сайта http://grin.feo.ru/grin.htm и http://grinlandia.narod.ru/.

 

На следующих этапах уроках ученикам предстоит решить, какого человека называем хорошим, а какого – плохим. И почему герой рассказа Кист, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?

 

В конце урока сделаем несколько выводов:

 

Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

 

Проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему.

 

Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно.

 

 

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»

Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении;

развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе;

воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.

 

Оборудование: портрет А.Грина, карточки для групповой работы, презентация.

  • Презентация Виртуальное путешествие по музею Грина
  • Презентация Изображение человека в рассказе А. Грина

 

План урока:

  1. Вступление.
  2. Заочная экскурсия по музею А. Грина.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Поиск решения. Работа с текстом.
  5. После чтения. Творческое задание
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание.

 

Эпиграф урока:

Быть хорошим человеком – значит

не только не делать несправедливости,

но и не желать этого.

Демокрит.

 

 

Ход урока:

• I. Орг. момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.

• II. Знакомство с творчеством А. Грина.

 

Учитель (читает стихотворение В. Саянова):

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Беседа:

- Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?

- А что вы знаете о жизни Грине? (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)

- О какой стране говорится в стихотворении? Как называется эта страна? ( Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)

- Что вы знаете о Грин-ландии?

- Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником, мы с вами и отправимся на экскурсию в музей. А.Грина в Феодосии.

 

2. Индивидуальное задание. (с презентацией).

- Что вы узнали о Грин-ландии?

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

Вывод: Жизнь Грина была тяжела и драматична , а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.

• II. Создание проблемной ситуации.

 

1. Составление кластера.

- Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?

•  Как вы понимаете «хороший человек», «плохой человек»?


Хороший человек

Плохой человек

Добрый

Щедрый

Бескорыстный

Отзывчивый

Дружелюбный

Трудолюбивый

Милосердный

Храбрый

 

Совершающий хорошие поступки

Помогает людям

Приносит пользу людям и обществу

 

Злой

Жадный

Бессердечный

Эгоистичный

Корыстный

Грехи

Зло

 

Совершающий плохие поступки

Приносит вред людям и обществу

 

 

3. Постановка проблемного вопроса и темы урока.

•  А вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов»?

•  Понравилось?

•  Что понравилось?

•  Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои?

•  А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? (Род – хороший, Кист – плохой).

•  А разве Кист совершил плохой поступок, или он убил кого-то, или не пришел на помощь другу в трудную минуту?

•  Что вас удивило? (Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?).

•  У.: И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто в глубине души человека, оказывать влияние на его поведение и чувства.

У.: Тема урока: Наше тайное «Я».

Сформулируйте цель. (Разобраться, что влияет на наши поступки, понять, что в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое).

•  Поиск решения. Работа с текстом.

Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа.

1. Герои рассказ и их взаимоотношения. Схема. Индивидуальное задание.

 

 

 

2. Герои рассказа нам уже известны, а какие события описывает Грин в рассказе?

Краткий пересказ. Составление плана.

Индивидуальное задание. (Вторая колонка заполняется по мере ответов групп).

Рассказ. План

Вывод

«Когда гостиница исчезла за поворотом...».

Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

 

«Восемнадцатилетний Соломон в юбке».

Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.

 

Заблудились.

Экстремальная ситуация

«Подлая мысль».

1. Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

2. Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

«Если ты сделала выбор, то не ошиблась».

Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.

 

 

1.Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему.

2.Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно

 

Работу мы построим по плану рассказа, пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист.

 

3. Групповая работа.

1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...».

Чтение по ролям разговора Рода и Киста.

Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними?

Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смот­рели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы».

Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в тракти­ре за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает?

Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке».

Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.

Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки?

Что есть для нее центр все­ленной?

Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»?

Как постепенно изменяются чувства Кэт?

Соломон – библейский мудрец и царь.

Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.

3. Беседа.

Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация.

Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию?

Какова роль экстремальной ситуации в произведении? (Экстремальная ситуация прове­ряет людей)

Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил.

3 группа. Кульминация. «Подлая мысль».

Выразительное чтение сцены прыжка.

Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка?

Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту?

Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека?

Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

 

4. Беседа.

- Почему мы считаем Киста плохим человеком?

- Обратимся к эпиграфу.

- Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?

- Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?

Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом?

- Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком?

Вероломный - коварный, действующий путем обмана, измены.

- Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Кис­та?

Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

 

 

4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась».

Выразительное чтение финала рассказа.

Объясните смысл финала рассказа.

Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»?

Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?

Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»?

Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.

• IV. После чтения.

 

1. Беседа.

•  Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»? (Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.)

•  К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина? (Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно. Эта же проблема поднимается в рассказе О.Генри «Последний лист», который вы прочитаете к следующему уроку.

 

2. Творческая работа.

Следующее задание – творческое. Я предлагаю вам изложить свою точку зрения на проблему в виде мини-сочинения.

Мини-сочинение:

1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

2. Виновен ли Кист в смерти Рода?

 

• V. Итоги урока.

Над чем заставил задуматься рассказ?

Ваши впечатления от урока?

Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?

 

• VI. Домашнее задание.

- Мини-сочинение (закончить работу)

1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

2. Виновен ли Кист в смерти Рода?

- Прочитать рассказ О.Генри «Последний лист»

 

Литература:

  1. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник-хрестоматия для 6 класса. В 2-х кн. – М.: Баласс,2005.
  2. Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя. По научной редакцией Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс.2005.

Интернет-ресурсы:

  1. http://grin.feo.ru/grin.htm
  2. http://grinlandia.narod.ru/

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн