Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Соколова Г.А Использование ИКТ и материалов ЦОР в научно-исследовательской работе школьников

Выберите действие:

Автор: 
Соколова Галина Алексеевна
Место работы: 
МОУ ДОД ДДТ "Успех" г. Астрахань
Контакты: 

 

Использование ИКТ и материалов ЦОР в  научно-исследовательской работе школьников



В современном мире система образования должна формировать новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований  профессионал  должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них.

Туристы – экологи , которых я вела по трудному туристическому пути однажды проявили желание определить на сколько чиста вода в ерике , в котором они купаются. Так возникла тема: «Экологические проблемы ерика Солянка». Взяли пробы просто в стаканчики, посмотрели. Но оказалось, что , то, что они знают не достаточно. Решено, идем в библиотеку, в Интернет. Тут наступил шок, всего так много, а что же выбрать, что же мне конкретно надо? Так мы пришли к планированию своей работы. Договорились о консультации с местными учеными, провели практикум, проконсультировались на сайтах «Экосодружество « и «Экосистема», «Навеки.ру» Этот практикум был не забываем, все было впервые, все было открытием. Хотя на уроках биологии вроде бы это уже изучали. Тогда каждый для себя выбрал одно направление. Вы не представляете , как трудно молодому человеку остановиться на чем- либо конкретно.  Полевые пробы взять одному не возможно, значит начали формироваться тематические группы, данные от сбора  материала оказались нужны всем участникам экспедиции.. Получалось, что мы каждый делаем определенную тему, но в ее разработке участвует весь коллектив . Определиться помог сайт !Исследователь» конкурса В.И.Вернадского, «Отечество».

Значит, знание данного материала есть у каждого. Теперь наступил момент  обработки данных. Здесь нужно было думать и как думать. Необходимо было критически посмотреть на весь материал, что-то оставить, а от чего- то отказаться. Но как, когда кажется , что все это нужно, а материала очень много. Многие вспоминают, как мы обрабатывали большой учебный материал на уроках и начнут применять это уже на практике.  Значит надо пообщаться с коллегами и попытаться объяснить свой найденный результат, довести до слушателя  доходчиво и обстоятельно. Здесь пришлось обращаться  в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов . Помогло то, что в коллекции мы нашли не только теоретический материал по статистике и и посмотрели наглядно как можно было бы оформить наш материал. Все получилось потому ,что каждый отнесся с пониманием и по возможности критически ко всему предложенному, а тот кто защищал свой проект, вдруг наглядно увидел свои недочеты и даже открыл много неясного и неисследованного в исследуемом материале. Надо было научиться отстаивать свои идеи, спокойно, уверенно ,отстаивая свое мнение за 3-4 минуты  доказать необходимость твоих исследований и предоставить результат работы. Для консультационной работы все школьники с удовольствием использовали «Агент.ru», ICQ, так как они позволяют в любое удобное для учащихся время проконсультироваться с преподавателем, одноклассниками , да и вообще с любым ученым  на одном из научных сайтов. Это очень эффективная работа помогла самостоятельно выполнить научно-исследовательскую работу.

Работа продолжается уже более двух лет. Никто из секции не ушел, а кто и уходит ,то вернулся, и продолжает начатое дело.

Начало нашей исследовательской работы связано с проблемой, которая  заключается в том, что промышленные отходы, мусорная свалка создают по берегам ерика Солянка зону загрязнения. Как избавиться от такого загрязнения и на сколько оно велико и вредно для живущих по его берегам людям. Растительность и почвы могут показать  степень загрязнения района и возможность его восстановления. В данной проблеме заинтересован весь мир , поэтому варианты решения этой проблемы в интернете довольно много, но надо выбрать тот , который подойдет именно для нашей области , или обобщая опыт других выдвинуть свой проект решения данной проблемы.

Экология города  подвергается постоянному воздействию антропогенных факторов. Ерик Солянка и есть та часть города, по берегам которого строятся дачи и жилые дома, промышленные предприятия.. Хотя у ерика есть и часть, находящаяся  полностью в естественной природной зоне, вот это то и послужило толчком  для начала исследования. Решили сравнить экологическое состояние ерика в естественной среде и в городской среде. Для этого нужна карта района, ее мы взяли воспользовавшись программой «ДубльГИС» и «Google Maps.Космические карты показали весь рельеф нашего участка, а так же все промышленные объекты.  Это позволило серьезно задуматься над улучшением  экологического состояния ерика ,проведя соответствие между типами почв и растительностью, заселяющей эти почвы, а так же  решили использовать данный материал при изучении тем об экологии, как пример местного значения и по географии при изучении почв, а проложенные по берегу экологические маршруты помогут учащимся осознать значение человека в деле сохранения природы.Весь этот материал мы смогли найти на сайтах Экосистема и Экосодружество, где приводятся подобные работы школьников и можно выбрать одну из методик продолжения работы с почвами.

Выясняя конкретно в данном районе характеристику, типы, структуру почв, мы намерены дать экологическую  оценку почв и определить возможность их дальнейшего использования и восстановления. Основные методики проведения исследования взяты из нескольких источников и каждый из них помог провести сравнение данных полученных благодаря их использованию. Так за основу были взяты методики А.С.Боголюбова «Экосистема», так как они дают возможность без использования сложного лабораторного оборудования получить более достоверные данные. Так же помог в нашем исследовании  труд Т.Я.Ашихминой «Школьный экологический мониторинг»»Агар»»Рандеву-АМ»2000 , который позволил организовать само исследование и обработать полученные данные. Особенно мы благодарны  Н,В.Мех.- автору книги «Полевая практика по экологии для школьников» Астрахань2000.

Начали составлять экскурсионный маршрут. Вышли на тропу и прислушались. Очень много ворон, других птиц не слышно и не видно. Закончим экскурсию возле парка на берегу ерика  и у хлебокомбината . Очень скудная растительность с малочисленным видовым составом, следствие  освоения этой территории человеком. Вода в ерике покрыта  пленкой из зеленых водорослей, знаменующей наличие органических веществ. С мостов через ерик можно измерить скорость течения и убедиться в прозрачности воды используя прибор диск Секи ( по А.С.Боголюбову www.ecosystema.ru ).

В конце экскурсии выйдем на точку 6 , где расположено болото, но его постоянно осушают разными способами : засыпают мусором, строительным мусором. В каждой точке маршрута  необходимо взять  растения  характерные для данной точки. Для этого каждая группа выбирает соответственное место квадрат 1мх1м , считает количество всего растений, а затем определяет каких среди них больше всего.
По окончании экскурсии, каждая группа для защиты представляет компьютерную презентацию по тематике экскурсии, или изготавливает стенд, можно фотостенд. Как подготовить презентацию и представить ее мы научились в Виртуальной школе дистанционного обучения  Красноярского компьютерного Центра., прошли так же обучение и в «Эйдос», где получили полную информацию как вести исследовательскую работу , где искать дополнительный материал, с какими учеными возможна дистанционное консультирование.

Можно и дальше продолжать приводить примеры использования запасов ЦОР , но мне важен принцип работы, а он действительно приносит  большую пользу, так учащиеся самостоятельно научаются выполнять определенные исследовательские работы, используя весь школьный багаж, а ЦОР помогает его расширению.
Список литературы.

1. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие \Под редакцией Т.Я. Ашихминой.-М: АГАР,2000.365с
2.  Боголюбов А.С. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе. Ассоциация «Экосистема»: Московский полевой учебный Центр.2006 DVD 6 дисков.
4. Мех Н,В, Полевая практика по экологии для школьников и студентов. Методические рекомендации по проведению полевых практик и экскурсий по учебным экологическим маршрутам в западном ильменно-бугровом районе Астраханской области.- Астрахань , ГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2000.-384 с.
5. Сайт www.ecocoop.ru
6, www.eidos.ru
7.www.astrackan.ru
8  http://kkr.ru/pages/childfest.asp
9  http://chayk.u-education.ru/forum/index.php  образовательный сайт Чайковской школы руководитель Наумов А
10. / http://www.researcher.ru/about.html   
Портал Исследовательской деятельности учащихся разработан совместно специалистами ФИЗТЕХА-ЦЕНТРА, ДНТТМ МГДД(Ю)Т и Лицея № 1553 "Лицей на Донской", при содействии корпорации Intel.
11. http://www.edu.yar.ru/russian/projects/bioind/index.html  сайт «Биоиндикация природных вод» телекоммуникационный проект
12 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cd285216-eb96-a7b2-0127-01c6a1db4b31/?interface=pupil&class[]=51&class

[]=53&class[]=54&subject[]=29 История научногоэксперимента (ЦОР)
13. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6518c83-e457-4416-aec2-c6ba0a945a8e/atlas_demo.ppt  Цифровой атлас определить растений .Боголюбов А.С., Г.И. Лернер(ЦОР)
14. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a77825d0-e113-45e6-b414-16671ca5bd04/BIRDS_Light.pps  определитель животных России(ЦОР)
15. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=&context=current&interface

=pupil&class%5B%5D=49&class%5B%5D=50&class%5B%5D=51&class%5B%5D=53&class%

5B%5D=54&subject%5B%5D=29&rub_guid%5B%5D=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b (ЦОР)Энциклопедия «Кругосвет»
16.Эволюционная лаборатория (ЦОР) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2f2df4fb-6240-4c42-b476

-1bf13538b678/102513/?interface=pupil&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=29


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн