Автор:
Кокорин Виктор Васильевич
Место работы:
учитель физики с 1981 года, высшая категория. Работает в школе МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа», Челябинская область
Второй и третий законы Ньютона
Разработка урока к учебнику физики авторов Громова С В и Родина Н А. «Физика -8 кл». ЦОРы используемые в подготовке к уроку.
1. Слайд-шоу Иллюстрация к третьему закону Ньютона (N 187073)
2. Видеоролик Второй закон Ньютона(N 186901)
3. Анимация со звуком Третий закон Ньютона (N 187079)
4. Тестовая работа "Масса и сила". (N 186705). Загружается по гиперссылке указанной в презентации.
Использование репродуктивно-иллюстративного метода, с постановкой проблемных вопросов активизирующих процесс усвоения.
Методическое описание презентации «Второй и третий законы Ньютона»
Презентация создана для проведения урока по изучению второго и третьего закона Ньютона. К презентации добавлен опорный конспект для учащихся..
Презентация состоит из 14 слайдов, что позволяет подробно объяснить учащимся 2 и 3 законы Ньютона, но и провести закрепление данных знаний и повторить некоторые понятия.
Сопроводительный текст к слайдам.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как взаимосвязаны три физических величины друг с другом. Это сила, масса и ускорение. Взаимосвязь данных величин впервые открыл английский учёный Ньютон, поэтому данный закон называется «Второй закон Ньютона»
Проведём такой опыт, к тележке массой 1 кг с помощью нити привяжем груз весом в 1 Н и нить перебросим через блок. Груз будет тянуть тележку с силой в 1Н и тележка начнёт ускоренно двигаться. Для измерения ускорения тележки на неё поставим акселерометр. Посмотрим ускорение тележки, акселерометр покажет ускорение 1 м/с?.
(см анимацию движения тележки)
Увеличим вес груза который тянет тележку в 10 раз (до 10 Н) и снова измерим ускорение тележки с помощью акселерометра. Акселерометр покажет ускорение в 10 раз большее, чем в первом опыте.
Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Ответ ученика………….
(см анимацию движения тележки)
Теперь не меняя вес груза увеличим в 5 раз массу самой тележки и запустив груз измерим ускорение тележки. Акселерометр покажет ускорение в 5 раз меньшее, чем во втором опыте.
Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Ответ ученика……………..
Посмотрим ещё один опыт, доказывающий данную зависимость ускорения и массы. (см анимацию и видеофрагмент из ЕКЦОР)
Из трёх опытов можно сделать один общий вывод (См текст слайда).
Вопрос к ученикам?
Что значит - ускорение прямо пропорционально силе?
Ответ ученика………..
Что значит – ускорение обратно пропорционально массе тела?
Ответ ученика………..
Математическая запись закона такая…..
Второй закон часто формулирую и записывают для силы, как…….
Другой закон, открытый Ньютоном описывает, как взаимодействуют друг с другом любых два тела, и он читается так (см слайд).
Справедливость данного закона можно легко доказать экспериментально используя два динамометра (см слайд и флешь анимацию из ЕКЦОР)
Третий закон Ньютона справедлив для взаимодействия любых двух тел. Например, для взаимодействия Земли и Луны. Луна и Земля притягивают друг друга и силами равными по величине и противоположными по направлению. Если мы толкаем, какое то тело, то тело в свою очередь толкает нас с такой же силой в обратную сторону (см флешь анимацию из ЕКЦОР).
Вопрос к ученикам: Когда мы токаем шкаф, то шкаф под действием нашей силы перемещается. Почему мы под действием силы, с которой шкаф на нас действует, не перемещаемся в обратную сторону?
Проведём опыт с двумя тележками одинаковой массы. Поставим между ними упругую пластинку и отпустим её. Пластинка, выпрямляясь, оттолкнет тележки друг от друга, мы увидим, что они откатятся на одинаковое расстояние. Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Ответ ученика…………
Теперь возьмем тележки разной массы, когда отпустим пластинку, тележки, разъедутся на разное расстояние. Но (см текст слайда)
Смотри анимацию движения тележек.
Определить массу тела можно используя 3 закон Ньютона, т.е закон взаимодействия. Заставим тележки взаимодействовать. Та тележка, которая откатилась в два раза дальше, имеет массу в два раза меньшую. Значит её масса 400 г.
Такой способ определения массы используется тогда, когда невозможно использовать весы для определения массы тела. Например: Молекулу, атом или элементарную частицу на весы не положить, но по их взаимодействию, зная массу одной молекулы можно определить массу второй молекулы.
(см текст слайда)
Слайды №12, 13 и 14 используются для закрепления знаний и проверки усвоения знаний учащихся.
Используя второй закон Ньютона, учащиеся должны решить данную задачу (возможно с помощью учителя).
После этого учитель показывает ответ.
Используя второй закон Ньютона рассчитать силу, которая разгоняет лыжника и его конечную скорость разгона, если его начальная скорость равна 0.
Ученики решают самостоятельно. Потом учитель показывает ответ.
Нужно вспомнить первый закон Ньютона. Решить задачу для равномерного движения.
Потом рассчитать равнодействующую по второму закону Ньютона, когда штангу подымают с ускорением и зная равнодействующую найти силу тяги штангиста.
И последний этап проверки и закрепления знаний, это работа с тестом, который запускаем по гиперссылке на слайде. Из нескольких вариантов ответов выбираем правильный.
|