Автор:
Беленькая Людмила Владимировна
Место работы:
учитель ИЗО, МХК, черчения МОУ СОШ №17 Свердловского района г. Красноярска
Образовательная программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов "Формы вокруг нас". Методические рекомендации к уроку "Моделирование"
Пояснительная записка
Курс по данной образовательной программе направлен на определение учащимися 9 классов дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Основной целью является развитие творческих способностей обучающихся на основе расширения знаний инженерной графики и основ дизайна, полученных в основной школе.
Задачи программы:
• формировать умение практически применять общетехнические знания, развивать познавательную и организаторскую компетентности;
• приобщить учащихся к графической культуре, к освоению графических способов передачи информации;
• развивать логическое и пространственное мышление;
• развивать конструкторские способности;
• способствовать формированию эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.
Особенностью данной программы является углубленное изучение тем «Форма и формообразование» и «Введение в графический дизайн», имеющие важное значение в жизни современного человека. В ходе обучения реализуются межпредметные связи с геометрией, изобразительным искусством, дизайном, технологией. Связь с трудовым обучением выражается в применении таких общих приемов работы как чтение чертежей, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов и др. В процессе обучения предполагается использование опыта учащихся, приобретенного на занятиях ИЗО (знания о форме, перспективе, техническом рисунке, основах дизайна и др.). Связь с математикой проявляется в знании школьниками таких понятий, как точка, линия, луч, угол, плоскость, перпендикуляр, параллельность линий, геометрические фигуры и тела, подобие и др. Таким образом, предлагаемый курс по выбору является не самоцелью, а средством познавательной и творческой, созидательной деятельности, в ходе которой обучающийся приобретет универсальные компетентности.
Сроки реализации программы – полгода (17 часов, 1 час в неделю).
Образовательные результаты . По окончанию курса обучающиеся должны
знать:
- понятия «форма», «метод подобий», «графический дизайн» и др;
- плоские и объемные формы, их свойства и основные характеристики;
- основы графического дизайна;
- основы моделирования и конструирования;
- этапы проектной деятельности;
уметь:
- выполнять эскизы и технические рисунки в зависимости от задач и назначения;
- решать творческие задачи;
- выполнять композицию объекта или изображения, используя вариативность;
- подбирать цветовую гамму;
- применять полученные знания при выполнении творческих проектов;
- конструировать объект, видоизменять и усовершенствовать его по заданному условию.
Для оценки достигнутых результатов школьникам предлагаются творческие задания на моделирование форм как образов и на выполнение эскиза продукта графического дизайна. Для контроля и оценки результатов обучения использовать наблюдение за работой обучающегося, оценка творческого проекта по критериям.
Критерии по работе «Моделирование»:
- меню геометрических образов (количество и разнообразие);
- оригинальность образа;
- рейтинг обучающихся (определяется самими ребятами)
Критерии по работе «Логотип»:
- соответствие продукта заданию;
- соответствие изображения главной идее;
- соответствие логотипа основным принципам выполнения продукта графического дизайна.
Учебный тематический план
№
|
Тема
|
Содержание деятельности
|
Количество часов
|
I .
|
Форма и формообразование
|
Беседа с использованием ИКТ. Решение творческих задач.
|
3
|
II .
|
Плоскостная графика
|
Решение творческих задач.
|
2
|
III .
|
Объемная графика
|
Решение творческих задач.
|
3
|
IV .
|
Формы в технике, архитектуре, дизайне
|
Беседа с использованием ИКТ. Решение творческих задач. Моделирование.
|
3
|
V .
|
Введение в графический дизайн
|
Беседа с использованием ИКТ. Решение творческих задач. Индивидуальное творческое задание по выбору с элементами проектирования.
|
5
|
VI .
|
Заключительный урок
|
Презентация и обсуждение работ
|
1
|
|
Итого:
|
|
17
|
Содержание программы
I . Форма и формообразование (3 часа)
Урок 1. Беседа с использованием ЦОР «Что такое форма?». Определение понятия «форма». Выполнение заданий в ходе презентации.
Урок 2. Решение творческих задач по карточкам. Использование жизненного опыта учащихся.
Урок 3. Беседа с использованием ЦОР «Свойства форм» (симметрия и асимметрия, пропорции и т.д.). Использование ранее полученных знаний. Выполнение занимательных задач и упражнений.
II . Плоскостная графика (2 часа)
Урок 4. Плоские формы. Меню простейших плоских геометрических образов. Интеграция с геометрией. Решение творческих задач.
Урок 5. Танграм (чертеж для домашнего задания). Компьютерная игра.
III . Объемная графика ( 3 часа)
Урок 6. Объемные формы. Меню объемных геометрических образов. Интеграция с геометрией.
Урок 7. Решение творческих задач и заданий по карточкам.
Урок 8. Названия элементов геометрических тел и поверхностей. Параметры формы и положения. Учет жизненного опыта. Решение занимательных задач.
IV . Формы в технике, архитектуре, дизайне (3 часа)
Урок 9. Беседа с использованием ЦОР «Многообразие форм». Выполнение заданий в ходе презентации.
Урок 10. Беседа с использованием ЦОР «Моделирование». Выполнение заданий в ходе презентации.
Урок 11. Моделирование форм из пластилина (принцип: из отдельных частей целое). Создание объектов с заданными свойствами.
V . Введение в графический дизайн (5 часов)
Урок 12. Лекция с использованием ЦОР «Графический дизайн». Определение. Сфера дизайн-графики. Композиция. Символы.
Урок 13. Беседа с использованием ЦОР «Логотипы». Выбор творческого задания (учащиеся выбирают мероприятие согласно программы развития школы)
Урок 14-15. Презентация «Логотипы. Геометрические образы». Выполнение личностно-ориентированных заданий.
Урок 16. Презентация «Логотипы. Композиция». Выполнение заданий по ходу показа.
VI . Презентация и обсуждение работ (1 час)
Урок 17. Презентация творческих проектов по теме «Логотипы»
Методические рекомендации
1. За учителем остается право перераспределения времени в зависимости от выбранных средств обучения и уровня подготовки школьников, что позволит осуществить обучение с учетом их интересов и способностей.
2. Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории с практикой, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Целесообразно осуществлять межпредметные связи с математикой, изобразительным искусством, информатикой.
3. Важным источником иллюстративного материала, эффективной технологией погружения в тему является использование ИКТ. Для данного курса разработаны авторские презентации с заданиями по ходу показа. Предусмотрена игра «Танграм», в которую ребята играют на уроке на компьютере и могут играть в нее дома (затем выполняют изображение найденных образов в тетради при помощи аппликации).
4. Программа предусматривает создание тестов, творческих заданий, в том числе компетентностно - ориентированных, позволяющие повысить мотивацию учащихся к обучению и качество образования. Должны быть использованы задания, которые явно не указывают на использование определённых действий, но требуют их применения, задачи, выявляющие способность подростка применить свои личные, развитые в результате обучения знания для применения в конкретной ситуации.
5. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Для реализации этих задач создан пакет заданий по каждой теме.
6. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который реализуется при решении задач с элементами технического конструирования и моделирования. Например, задание на моделирование из пластилина предусматривает индивидуальную работу каждого учащегося над своим образом. Выполняется лепка простейших геометрических тел, при сборке которых образуется цельный образ. Каждая модель представляется всей группе в разобранном виде и ребята предполагают, что это может быть. Наивысшие баллы получают оригинальные модели.
7. Итоговой работой является создание логотипа для мероприятия школы. Школьники создают его, учитывая свои интересы. Заключительный урок посвящается презентации проектов и их обсуждению. Используется листок оценивания, где обучающиеся оценивают работы других по критериям:
- соответствует ли логотип заявленному мероприятию;
- передает ли изображение главную идею;
- учтены ли главные принципы выполнения логотипа и др.
8. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя детей от перечерчивания условий задач. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради.
9. Программой предусматривается самообразование, возможность самостоятельной работы обучающегося.
10. Фиксировать результаты обучения в лист индивидуальных достижений .
Ресурсное обеспечение
- Компьютерная техника, проектор, экран.
- Презентации «Что такое форма», «Свойства форм», «Многообразие форм», «Логотипы», «Логотипы. Геометрические образы», «Логотипы. Композиция».
- Пакет заданий-карточек и творческих задач по темам.
- Чертежные инструменты.
- Рабочие тетради в клетку.
- Художественные материалы (фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.)
- Павлова А.А. Графика и черчение. 7-9 классы. Рабочие тетради 1-2.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Интернет-ресурсы.
Библиография
- Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение для уч-ся 9 кл.общеобразоват. учреждений, - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Павлова А.А., Жуков С.В. Методика обучения черчению и графике: Учеб.-метод. Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2007.
Методические рекомендации к уроку "Моделирование" курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки «Формы вокруг нас» для 9 класса с использованием ЦОР Единой коллекции образовательных ресурсов
Урок «Моделирование» является частью курса по выбору «Формы вокруг нас» для 9 класса. Для решения проблемы отсутствия учебников по ключевым темам курса предусматриваются презентации, разрабатываемые учителем, в целях актуализации, обобщения и систематизации знаний и др. Использование презентации на уроке способствует интенсивности и насыщенности урока, смене деятельности в ходе урока. В ходе создания презентации использованы следующие материалы: Интернет – ресурсы, ЦОР Единой коллекции образовательных ресурсов, литература по инженерной графике и занимательному черчению.
Предмет: курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки «Формы вокруг нас»
Спецкурс: Формы вокруг нас
Тема раздела: Формы в технике, архитектуре, дизайне
Тема урока: Моделирование
Класс: 9
Роль и место урока в курсе: 1 час из 17 за полугодие
Жанр урока: Урок изучения нового материала с учетом ранее полученных знаний с применением ИКТ
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Цель урока: ф ормирование умений и навыков художественно-
конструкторской деятельности
Задачи урока :
- приобщить учащихся к графической культуре, к
освоению гр афических способов передачи информации;
- развивать логическое мышление и развивать
конструкторские способности;
- развить у детей способности художественного
восприятия образа и создания своего собственного.
Оснащение для учителя: компьютер, проектор, экран
Оснащение для учащихся: ноутбуки, тетрадь, карандаш, резинка, индивидуальные материалы к выполнению домашнего задания.
Структура урока с использованием презентации:
1. Оргмомент.
Сообщение темы «Моделирование» (1 слайд), целей и плана урока.
2. Изучение нового материала.
2-5 слайды. Суть моделирования.
6 слайд. Что такое модель. Типы моделей.
16 слайд. Примеры компьютерного моделирования.
17 слайд. Модели из бумаги, выполненные учащимися нашей школы.
Решение творческих заданий.
18-21 слайды. Задания во фронтальном режиме.
22-23 слайды. Задания в индивидуальном режиме (на экране и материалы раздаются каждому обучающемуся)
Домашнее задание.
24-25 слайды. Объяснение домашнего задания с раздачей материала каждому обучающемуся.
Сообщение темы следующего занятия « Моделирование форм из пластилина (принцип: из отдельных частей целое). Создание объектов с заданными свойствами, а именно: объект должен быть выполнен только из геометрических тел.
|