«Новая школа» определяет, что основной миссией современного образования становится «обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности».Важную роль в реализации образования занимает искусство. Специфика и многообразие функций искусства, делают его неотъемлемой частью мирового культурного наследия, необходимой и незаменимой частью современного содержании образования.
Современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства. На современном этапе в качестве важнейшей задачи в реализации практической деятельности учителя искусства выступает способность и готовность учителя к самостоятельному конструированию содержания учебного предмета в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, к овладению новыми педагогическими технологиями.
Важность интегрированного исследовательского подхода к процессу освоения искусства в школе обоснована еще и следующими факторами:
минимальное количество отводимого учебного времени на искусство (2 часа в неделю);
потребность культурного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
важность освоения культуры и искусства с позиций региона и общечеловеческих ценностей;
потребность времени в воспитании творчески активных личностей;
оторванность предметов художественного и эстетического цикла от реальной жизни.
Таким образом, интеграция - это сложный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве .
Интегрированный подход способствует
переосмыслению общей структуры организации учебного процесса,
специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы),
Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время.
Что же необходимо менять в преподавании предметов искусства?
Работая в «Открытом классе» мы уже меняем подход в преподавании предметов. Но необходимо сохранить то лучшее , что наработано десятилетиями нашими предшественниками, ведь наша отечественная школа всегда отличалась от зарубежных качеством фундаментальных знаний. Необходимо совершенствовать материальную базу школ, сейчас уже не тот ученик, который будет внимать учителю, который объясняет «на пальцах» новый материал.
А с существующей материальной базой школ это вакуум будет расти. Необходимо ломать стереотипы в преподавании предметов по- старинке, а для этого подобные проекты надо внедрять в обязательном порядке. Необходимо мотивировать учителя, привлекая этим самым в школу талантливых людей.
Евгений Дмитриевич, Вы совершенно точно сформулировали направления развития образования в соответствии с инициативой "Наша новая школа", все направления, освещенные этим документом, так или иначе связаны с преподаванием предметов искусства. Учителям МХК, музыки, изобразительного искусства есть над чем работать в образовательном и воспитательном плане. Интегрированный подход в преподавании предметов искусства обусловлен многими факторами, а что касается МХК, то уже сам предмет является интегрированным. Хотелось бы на этом форуме обсудить и формы взаимодействия учителей искусства, различные подходы к подаче материала на уроке с позиций интеграции, опыт бинарных уроков.
По поводу материальной базы, это отдельная и больная тема для многих наших коллег, работать сегодня без компьютерного оборудования на уроках искусства уже невозможно, но для многих это только мечты, к сожалению.
Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, вс, 11/04/2010 - 15:07).
Предметы искусства занимают одно из главных мест в воспитании современного человека. Начало этому воспитанию закладывается ещё в утробе матери. В школе предметы, входящие в эту область развития, пробуждают способность видеть, ценить, создавать и, что очень важно, понимать красоту. Основная задача, которую должен стремиться решить учитель в этой области – реализация принципов целостности, преемственности, образности в процессе занятий искусством.
Современный урок по искусству должен научить школьников понимать природу художественной культуры, специфику её видов. Учитель должен осознавать, в первую очередь, сущность глобальных перемен в современном образовании и их причины, т.к. предметы искусства интегрируют многие потребности человека – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные. Воспитывает в детях духовность, патриотизм, национальную гордость.
Значимое место в достижении результата по этим направлениям занимает интегрированный подход. Интеграция – это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с различных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Я считаю, что предметы искусства в общеобразовательной школе сегодня, даются не в том объёме и не на том уровне, который необходим для достижения вышеуказанных целей. Такие предметы должны вести учителя действительно влюблённые в искусство, а не по совместительству. Именно эти причины, на мой взгляд, не дают в полной мере развиться современной, культурной личности.
Марина Викторовна, причин, сдерживающих развитие предметов искусства, мы знаем множество, но главный фактор профессионализм педагога. Преподавание предметов искусства по совместительству допустимо, но если это просто дополнение, чтобы набрать количество часов до ставки, что мы часто наблюдаем, то это чудовищный подход. Сегодня у учителя есть все возможности заниматься повышением профессиональной компетентности, в том числе и дистанционно, используя Интернет-технологии и сетевое взаимодействие. Надеюсь, наши курсы тоже внесут вклад в это дело. В сообществе учителей искусства собран уже очень большой материал в помощь учителю, надо только грамотно его использовать. Желаю успехов!
Умение обучаться в течение всей жизни , выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов.Характерной чертой развития современного школьного художественного образования является естественное сочетание основных тенденций развития педагогической теории,связанных со спецификой средств предметной области.При правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива.В преподавании предметов искусства необходимо использовать как традиционные так и инновационные технологии.
Комментарий был изменен с момента создания (gelua371, Wed, 07/04/2010 - 10:50).
А я бы о целительной силе искусства сказала бы. Ведь если бы не живопись, музыка, кино, фотография, архитектура и их воздействие на человека, жить было бы очень сложно. Столько проблем и сложностей! А искусство их помогает пережить. В любые времена.
Да, Вера Петровна, бесспорно, для духовного развития человека нет более сильного воздействия, чем искусство, к котором отражена вся мудрость и культурный опыт человечества. Какими приемами пользуетесь Вы, чтобы показать это на уроках своим ученикам?
Уважаемые коллеги!
Этот форум посвящен обсуждению темы
"Значение и роль предметов искусства в современном образовании".
1. Какое место предметам искусства отводится в"Нашей новой школе"?
2. Каковы основные тенденции развития художественного образования школьников в современной педагогике?
3. Какое значение имеет интегрированный подход в процессе освоения предметов искусства в школе?
4. Что, на ВАШ взгляд, необходимо менять в преподавании предметов искусства в школе и надо ли?
С уважением, Антонина Александровна