Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:
1. Организационный момент:
2. Психологическая подготовка:
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы научимся видеть и понимать литературный текст. «Текст, - как говорил Хайдеггер, - это целая вселенная». Мы познакомимся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, проанализируем эти стихотворения с точки зрения композиции, идеи, приведём литературные реминисценции.
На уроке мы будем говорить о нравственном подвиге человека, о том, что волновало человечество со времён его появления на Земле. Иисус Христос, Джордано Бруно, Галилео Галилей…этот список можно продолжать бесконечно, и мы попробуем сделать это вместе. Ответим на вопрос: « Подвиг – это требование общественного мнения или порыв, состояние человеческой души?»
М. А. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» утверждал: «В жизни всегда есть место подвигу, просто нужно хотеть его совершить».
Мы поговорим о таких людях, которые жертвуют собой ради других, забывая о своей выгоде.
Лексическая работа:
- Как называют таких людей?
(Альтруисты).
Сегодня я познакомлю вас с двумя миниатюрами И. С. Тургенева «Два богача» и «Памяти Ю. П. Вревской».
Оформление тетрадей.
Работа с эпиграфами:
Лучший друг И.С. Тургенева французский новеллист Ги де Мопассан о писателе говорил:
Люди, подобные ему, стяжают
любовь всех благородных умов мира.
Ги де Мопассан
-что обозначает слово стяжают?
2-ой записываем:
Не было души более открытой,
более тонкой
и более проникновенной,
не было таланта
более пленительного, не было сердца
более честного
и более благородного.
Ги де Мопассан
Беседа с элементами морфологического анализа:
- Как Мопассан относился к Тургеневу?
- Какая форма прилагательного помогает ему показать превосходство Ивана Сергеевича перед другими писателями?
-Как формы слова открывают обоих писателей?
- О какой особенности морфемного строения прилагательных в простой сравнительной степени нужно помнить при разборе слова по составу?
3. Работа с текстом:
Своё впечатление от И.С. Тургенева Мопассан выразил так: (дать детям время прочитать, затем читают вслух)
Орфографическая работа (на доске проецируется «слепой» текст)
Вставьте и графически объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
… Отв…рилась дверь явился гигант. Гигант с серебря..ой головой как было бы сказа…о в волшебной сказк… У него были дли..ые седые волосы густые брови и большая седая голова, настоящей бел…зны серебра, отливающее блеском спокойное лицо, с чертами несколько крупными. И у этого колосса были жесты детские боязливые и сдержа..ые. Он говорил очень тихо, голос его был несколько мягок.
-Как вы понимаете «жесты детские боязливые и сдержа..ые»
Морфемный разбор:
Сдержанные.
- К какой части речи вы отнесёте данное слово? Докажите.
Углубление материала:
- Как называется процесс перехода из других частей речи в прилагательные?
(Адъективация) - неморфологический способ образования
Приведите свой пример подобного перехода. (Блестящий на солнце – блестящий ответ).
Репродуктивная беседа:
- Что нового узнали о Тургеневе из текста?
Литературоведческая работа:
Он любил музыку и живопись, жил в атмосфере искусства, откликался на все утончённые впечатления.
Стихотворения в прозе как нельзя лучше иллюстрируют сказанное великими людьми о Тургеневе.
В конце своей жизни И. С. Тургенев издаёт цикл стихотворений в прозе «Senilia», что в переводе с латинского обозначает «старческое, сновидения старца». Это философские раздумья о жизни, о человеке, о себе.
«Стихотворения в прозе» были созданы во Франции, в Бужевале. Создавая колорит Франции, являясь истинно русским, Тургенев написал предисловие к своему сборнику на французском языке:
Mon cher lecteur. ne parcours pas ces poémes l'un aprés l'autre: tu peux meme t'ennuyer et le llvre va tomber de tes mains. Mais lis-les sans ordre: aujourd'hui celui-ci, demain celui- là, et peutetre un des vers laissera tomber quelque chose dans ton ame.
- О чём просит своих читателей Тургенев?
«Добрый мой читатель, не пробегай эти стихотворения сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»
Сегодня мы знакомимся со стихотворениями «Два богача» и «Памяти Ю. П. Вревской», которые, может быть, «заронят что-то в ваши души».
Литературоведческая работа:
Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме. Для такого произведения характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма и рифмы.
Мотивированное чтение:
- О чём стихотворение?
1. «Два богача».
Учитель читает текст.
Анализ текста:
- Почему оно называется «Два богача»?
- О каких богачах идёт речь?
- Чем богат Ротшильд?
- Чем богат крестьянин?
- Почему у крестьянина нет имени?
- Как называется такой герой в литературном произведении?
Чтобы разобраться в идее произведения, выделим семантические центры и оформим в виде таблицы.
Выделение семантических центров:
Ротшильд
|
мужик
|
- громадные доходы
|
- разорённый домишко
|
- жертвует «целые тысячи»
|
- не жалеет «последние гроши»
|
- помогает многим, но безадресно
|
- взял в убогое семейство «девочку - сироту»
|
- имеет материальное богатство
|
- имеет духовное богатство
|
- По какому принципу построена таблица?
(Антитеза)
- Что противопоставляет Тургенев?
- Какова позиция автора? Запишите её.
- Охарактеризуйте это предложение.
- Какова ваша позиция? Аргументируйте её.
- Почему Ротшильду далеко до мужика?
-кто совершил подвиг?
- Как связаны предложения в тексте?
Литературоведческая работа:
Симплока
(Художественный приём, основанный на повторении в каждом последующем предложении слов или частей из предыдущего предложения).
- Какова цель использования симплоки?
(чтобы термин запомнился, приведу зрительный весенний пример А.А. Блок «О, весна, без конца и без краю!»)
* Найдите в тексте слова с орфограммой пре- и при-, объясните цель их использования в тексте?
-как понимаете «призрение бедных»?
Слово учителя:
Не только бедные люди способны на самопожертвование. И. С. Тургенев был знаком с Юлией Петровной Вревской, баронессой. Она принадлежала к высшим кругам общества. Необыкновенно красивая, она в 1858 году 17- летней девушкой вышла замуж за генерала Вревского, который служил на Кавказе, где в то время шла война. В том же 1858 году Вревский погиб на поле боя. Юлия Петровна, совсем юной, овдовела…
Свет её не интересовал, её душа жила другим – жаждой самопожертвования. Она отправилась на Балканы, в качестве медсестры ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла.
Чтение и анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской»:
-Чем, прежде всего, поражает стихотворение?
- Почему нет имени героини?
Перед вами некролог.
- Какое определение мы можем дать этому жанру?
Литературоведческая работа:
Некролог –( от греч. некрОс – смерть, логос – слово) – статья по поводу смерти кого – либо.
- Некролог строится по определённой композиции. (На экране композиция некролога).
- Как заканчивается стихотворение?
- О каком цветке идёт речь?
- Как называется такой приём?
- Почему Тургенев сцепляет предложения с помощью личного местоимения 3 лица, ед. числа?
- Стихотворение построено на принципе контраста. Найдём это в тексте, выделив речевую доминанту.
Выделение речевой доминанты:
Вместо коек – вонючая солома
Вместо стакана – черепок разбитого горшка
Вместо дома – ветхий сарай
- Какую эмоциональную нагрузку несёт слово ветхий? Чем ветхий отличается от старого?
Блестящая женщина высшего света - умирающий в грязи человек
Обеспеченная жизнь в прошлом - крайняя нищета
Мягкое сердце – твёрдая воля.
Контрастность подчёркивается и употреблением разной по эмоциональной окраске лексикой.
- Почему Тургенев обращается к риторическим вопросам?
- О чём грустит автор?
- Можно ли назвать выбор Вревской подвигом?
- Приведите примеры из художественной литературы или из жизни, подтверждающие вашу позицию.
Синтаксическая работа:
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
- Почему Тургенев завершает повествование побудительным предложением?
- Как он относится к своей героине?
- Какова позиция автора?
- Как вы можете определить свою позицию?
- Что объединяет эти два текста?
- Докажите справедливость высказывания Горького.
- Есть ли место подвигу в нашей жизни?
-Чем подвиг отличается от поступка?
Приведите аргументы из жизни и из литературы.
4. Итог урока:
Обобщающее слово учителя:
И. С. Тургенев вошёл в литературу как поэт, очень любил и хорошо знал музыку. В конце жизни свои раздумья над вечными вопросами облёк в форму стихотворений в прозе (до него писали такие миниатюры Луи Бернар, Артюр Рембо, Стефан Мелларме), с которыми мы познакомились сегодня.
Тургенев заставил нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живём? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками7 Ответили на вопрос: «Есть ли место подвигу в вашей жизни?» Сегодня вы поняли, чем подвиг отличается от поступка.
Тургенев оставил нам «нечто бессмертное и неоценённое – своё искусство, незабываемые произведения, ту драгоценную и непреходящую славу, которая выше всякой другой славы».
5. Домашнее задание:
Дома я рекомендую познакомиться со стихотворением, входящим в этот семантический и эмоциональный ряд – со стихотворением «Порог».
Письменный анализ стихотворения в прозе.