Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок словесности

"Невыразимое подвластно ль выраженью?.."

Submitted by Татьяна Юрьевна Дубина on вс, 14/10/2012 - 14:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дубина Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: 
Дубина Татьяна Юрьевна – учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 127» г. Снежинска Челябинской области Образование – высшее, окончила Челябинский Государственный Университет по специальности «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Стаж работы – 22 года. В 2006 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и грамотой за I место в городском конкурсе «Учитель года» с присвоением звания «Учитель года-2006».
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Цели и задачи урока:

Ø    Воспитание сознательного отношения к языку и литературе как явлениям культуры, воспитание интереса и любви к русскому языку и родной литературе.

Ø    Совершенствование речемыслительной деятельности учащихся, их коммуникативных умений и навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учеников.

Ø    Обогащение знаний о русском языке и его выразительно-изобразительных средствах.

Ø    Развитие ассоциативно – логического мышления учащихся.

Ø    Формирование умений анализировать художественный текст и произведения живописи, развитие навыков исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Место занятия в учебном процессе: кажется органичным включение данного урока в изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», так как материал урока помогает понять учащимся слабые стороны базаровского нигилизма и авторскую позицию.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Используются тексты произведений Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А.

Используемое оборудование: 

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация урока, выполненная в формате Power Point (Microsoft Office®).

Краткое описание: 
Проблемный характер урока задан уже в формулировке темы урока в виде вопроса: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» Очевидно, что это сложный философский вопрос, поиск ответа на который для учащихся непрост. Но я и не ставила задачу найти однозначный ответ. Главное – побудить учеников к размышлению о красоте и способах ее выражения в различных видах искусства: в литературе, живописи и музыке. Это определило и структуру урока, основные его этапы: анализ стихотворения Фета, работа с репродукцией картины Левитана, с музыкальным фрагментом. С моей точки зрения, структура урока полностью соответствует содержанию учебного материала, формам организации познавательной деятельности и методам обучения.

Слово учителя.

- Добрый день, ребята. Тема нашего урока – «Невыразимое подвластно ль выраженью?..».

Слайд №3


«Лексические, морфологические и синтаксические особенности стихотворений в прозе И. С. Тургенева «Два богача», «Памяти Ю. П. Вревской »».

Фото пользователя Галина Алексеевна Голощапова
Submitted by Галина Алексеевна Голощапова on чт, 15/04/2010 - 21:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Голощапова Галина Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия №2"
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цели: Познавательные: Обобщить знания жанровых особенностей стихотворений в прозе; совершенствовать умения целенаправленно воспринимать текст, определять стиль и тип речи, образно, логично передавать его содержание Развивающие: развивать навыки связной устной и письменной речи, формировать умение анализировать текст, выделять проблему, определять авторскую позицию, аргументированно высказывать свою точку зрения. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, преклоняться перед нравственным подвигом человека.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Ход урока:
 
1.     Организационный момент:
2.     Психологическая подготовка:
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы научимся видеть и понимать литературный текст. «Текст, - как говорил Хайдеггер, - это целая вселенная». Мы познакомимся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, проанализируем эти стихотворения с точки зрения композиции, идеи, приведём литературные реминисценции.
На уроке мы будем говорить о нравственном подвиге человека, о том, что волновало человечество со времён его появления на Земле. Иисус Христос, Джордано Бруно, Галилео Галилей…этот список можно продолжать бесконечно, и мы попробуем сделать это вместе. Ответим на вопрос: « Подвиг – это требование общественного мнения или порыв, состояние человеческой души?»
 М. А. Горький в рассказе «Старуха  Изергиль» утверждал: «В жизни всегда есть место подвигу, просто нужно хотеть его совершить».
Мы поговорим о таких людях, которые жертвуют собой ради других, забывая о своей выгоде.
Лексическая работа:
- Как называют таких людей?
(Альтруисты).
Сегодня я познакомлю вас с  двумя  миниатюрами  И. С. Тургенева «Два богача» и «Памяти Ю. П. Вревской».
Оформление тетрадей.
Работа с эпиграфами:
Лучший друг И.С. Тургенева французский новеллист Ги де Мопассан о писателе говорил:
Люди, подобные ему, стяжают
 любовь всех благородных умов мира.
Ги де Мопассан
-что обозначает слово стяжают?
2-ой записываем:
Не было души более открытой,
более  тонкой
 и более проникновенной,  
не было таланта
 более пленительного, не было сердца
более честного
и более благородного.
Ги  де Мопассан
Беседа с элементами морфологического анализа:
- Как Мопассан относился к Тургеневу?
- Какая форма прилагательного помогает ему показать превосходство Ивана Сергеевича перед другими писателями?
-Как формы слова открывают обоих писателей?
- О какой особенности морфемного строения прилагательных в простой сравнительной степени нужно помнить при разборе слова по составу?
3. Работа с текстом:
Своё впечатление от И.С. Тургенева Мопассан выразил так: (дать детям время прочитать, затем читают вслух)
Орфографическая работа (на доске проецируется «слепой» текст)
Вставьте и графически объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
… Отв…рилась дверь   явился гигант. Гигант с серебря..ой головой как было бы сказа…о в волшебной сказк… У него были дли..ые седые волосы густые брови и большая седая голова, настоящей бел…зны серебра, отливающее  блеском спокойное лицо, с чертами несколько крупными. И у этого колосса были жесты детские боязливые и сдержа..ые. Он говорил очень тихо, голос его был несколько мягок.
-Как вы понимаете «жесты детские боязливые и сдержа..ые»
Морфемный разбор:
Сдержанные.
 
- К какой части речи вы отнесёте данное слово? Докажите.
Углубление материала:
- Как называется процесс перехода из других частей речи в прилагательные?
(Адъективация)  - неморфологический способ образования
 Приведите свой пример подобного перехода. (Блестящий на солнце – блестящий ответ).
Репродуктивная беседа:
- Что нового узнали о Тургеневе из текста?
Литературоведческая работа:
Он любил музыку и живопись, жил в атмосфере искусства, откликался на все утончённые впечатления.
Стихотворения в прозе как нельзя лучше иллюстрируют сказанное великими людьми о Тургеневе.
В конце своей жизни И. С. Тургенев издаёт цикл стихотворений в прозе «Senilia», что в переводе с латинского обозначает «старческое, сновидения старца». Это философские раздумья о жизни, о человеке, о себе.
«Стихотворения в прозе» были созданы во Франции, в Бужевале. Создавая колорит Франции, являясь истинно русским, Тургенев написал предисловие к своему сборнику на французском языке:
Mon cher lecteur. ne parcours pas ces poémes l'un aprés l'autre: tu peux meme t'ennuyer et le llvre va tomber de tes mains. Mais lis-les sans ordre: aujourd'hui celui-ci, demain celui- là, et peutetre un des vers laissera tomber quelque chose dans ton ame.
 
- О чём просит своих читателей  Тургенев?
«Добрый мой читатель, не пробегай эти стихотворения сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»
Сегодня мы знакомимся со стихотворениями «Два богача» и «Памяти Ю. П. Вревской», которые, может быть, «заронят что-то в ваши души».
Литературоведческая работа:
Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме. Для такого произведения характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма и рифмы.
 
Мотивированное чтение:
- О чём стихотворение?
1.     «Два богача».
Учитель читает текст.
Анализ текста:
- Почему оно называется «Два богача»?
- О каких богачах идёт речь?
- Чем богат Ротшильд?
- Чем богат крестьянин?
- Почему у крестьянина нет имени?
- Как называется такой герой в литературном произведении?
Чтобы разобраться в идее произведения, выделим семантические центры и оформим в виде таблицы.
Выделение семантических центров:

Ротшильд
мужик
- громадные доходы
- разорённый домишко
- жертвует «целые тысячи»
- не жалеет «последние гроши»
- помогает многим, но безадресно
- взял в убогое семейство «девочку - сироту»
- имеет материальное богатство
- имеет духовное богатство

 
- По какому принципу построена таблица?
(Антитеза)
- Что противопоставляет Тургенев?
- Какова позиция автора? Запишите её.
- Охарактеризуйте это предложение.
 - Какова ваша позиция? Аргументируйте её.
- Почему Ротшильду далеко до мужика?
-кто совершил подвиг?
- Как связаны предложения в тексте?
Литературоведческая работа:
Симплока
(Художественный приём, основанный на повторении в каждом последующем предложении слов или частей из предыдущего предложения).
- Какова цель использования симплоки?
(чтобы термин запомнился, приведу зрительный весенний пример А.А. Блок «О,  весна, без конца и без краю!»)
* Найдите в тексте слова с орфограммой пре- и при-, объясните цель их использования в тексте?
-как понимаете «призрение бедных»?
Слово учителя:
Не только бедные люди способны на самопожертвование. И. С. Тургенев был знаком с Юлией Петровной Вревской, баронессой. Она принадлежала к высшим кругам общества. Необыкновенно красивая, она в 1858 году 17- летней девушкой вышла замуж за генерала Вревского, который служил на Кавказе, где в то время шла война. В том же 1858 году Вревский погиб на поле боя. Юлия Петровна, совсем юной, овдовела…
Свет её не интересовал, её душа жила другим – жаждой самопожертвования. Она отправилась на Балканы, в качестве медсестры ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла.
Чтение и анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской»:
-Чем, прежде всего,  поражает стихотворение?
- Почему нет имени героини?
Перед вами некролог.
- Какое определение мы можем дать этому жанру?
Литературоведческая работа:
Некролог –( от греч. некрОс – смерть, логос – слово) – статья по поводу смерти кого – либо.
- Некролог строится по определённой композиции. (На экране композиция некролога).
- Как заканчивается стихотворение?
- О каком цветке идёт речь?
- Как называется такой приём?
- Почему Тургенев сцепляет предложения с помощью личного местоимения 3 лица, ед. числа?
- Стихотворение построено на принципе контраста. Найдём это в тексте, выделив речевую доминанту.
Выделение речевой доминанты:
Вместо коек – вонючая солома
Вместо стакана – черепок разбитого горшка
Вместо дома – ветхий сарай
- Какую эмоциональную нагрузку несёт слово ветхий? Чем ветхий отличается от старого?
Блестящая женщина высшего света - умирающий в грязи человек
Обеспеченная жизнь в прошлом - крайняя нищета
Мягкое сердце – твёрдая воля.
Контрастность подчёркивается и употреблением разной по эмоциональной окраске лексикой.
- Почему Тургенев обращается к риторическим вопросам?
- О чём грустит автор?
- Можно ли назвать выбор  Вревской подвигом?
- Приведите примеры из художественной литературы или из жизни, подтверждающие вашу позицию.
Синтаксическая работа:
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
 
- Почему Тургенев завершает повествование побудительным предложением?
- Как он относится к своей героине?
- Какова позиция автора?
- Как вы можете определить свою позицию?
- Что объединяет эти два текста?
- Докажите справедливость высказывания Горького.
- Есть ли место подвигу в нашей жизни?
-Чем подвиг отличается от поступка?
Приведите аргументы из жизни и из литературы.
4. Итог урока:
Обобщающее слово учителя:
И. С. Тургенев вошёл в литературу как поэт, очень любил и хорошо знал музыку. В конце жизни свои раздумья над вечными вопросами облёк в форму стихотворений в прозе (до него писали такие миниатюры Луи Бернар, Артюр Рембо, Стефан Мелларме), с которыми мы познакомились сегодня.
Тургенев заставил нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живём? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками7 Ответили на вопрос: «Есть ли место подвигу в вашей жизни?» Сегодня вы поняли, чем подвиг отличается от поступка.
  Тургенев оставил нам «нечто бессмертное и неоценённое – своё искусство, незабываемые произведения, ту драгоценную и непреходящую славу, которая выше всякой другой славы».
5. Домашнее задание:
Дома я рекомендую познакомиться со стихотворением, входящим в этот семантический и эмоциональный ряд – со стихотворением «Порог».

Письменный анализ стихотворения в прозе.

Краткое описание: 
урок представляет собой комплексную подготовку к ГИА.

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн