Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Невыразимое подвластно ль выраженью?.."

Submitted by Татьяна Юрьевна Дубина on вс, 14/10/2012 - 14:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дубина Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: 
Дубина Татьяна Юрьевна – учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 127» г. Снежинска Челябинской области Образование – высшее, окончила Челябинский Государственный Университет по специальности «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Стаж работы – 22 года. В 2006 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и грамотой за I место в городском конкурсе «Учитель года» с присвоением звания «Учитель года-2006».
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Цели и задачи урока:

Ø    Воспитание сознательного отношения к языку и литературе как явлениям культуры, воспитание интереса и любви к русскому языку и родной литературе.

Ø    Совершенствование речемыслительной деятельности учащихся, их коммуникативных умений и навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учеников.

Ø    Обогащение знаний о русском языке и его выразительно-изобразительных средствах.

Ø    Развитие ассоциативно – логического мышления учащихся.

Ø    Формирование умений анализировать художественный текст и произведения живописи, развитие навыков исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Место занятия в учебном процессе: кажется органичным включение данного урока в изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», так как материал урока помогает понять учащимся слабые стороны базаровского нигилизма и авторскую позицию.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Используются тексты произведений Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А.

Используемое оборудование: 

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация урока, выполненная в формате Power Point (Microsoft Office®).

Краткое описание: 
Проблемный характер урока задан уже в формулировке темы урока в виде вопроса: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» Очевидно, что это сложный философский вопрос, поиск ответа на который для учащихся непрост. Но я и не ставила задачу найти однозначный ответ. Главное – побудить учеников к размышлению о красоте и способах ее выражения в различных видах искусства: в литературе, живописи и музыке. Это определило и структуру урока, основные его этапы: анализ стихотворения Фета, работа с репродукцией картины Левитана, с музыкальным фрагментом. С моей точки зрения, структура урока полностью соответствует содержанию учебного материала, формам организации познавательной деятельности и методам обучения.

Слово учителя.

- Добрый день, ребята. Тема нашего урока – «Невыразимое подвластно ль выраженью?..».

Слайд №3

- Вам понятен вопрос, вынесенный в тему урока?

-Что непонятно?

Действительно, вопрос звучит парадоксально, то есть противоречит логике. Ведь понятно, раз невыразимое, то выразить невозможно. Это так, если мыслить логически, но искусство живет по другим законам.

- Что же обозначает слово «невыразимое»?

Слайд №4

Послушайте отрывок из стихотворения Василия Жуковского, откуда взята эта фраза.

Чтение отрывка

Задание:найдите в стихотворении контекстные синонимы к слову невыразимое. Выпишите их в тетрадь.

Слайды №5

Итак, «невыразимое» – это красота, красота мира, природы, красота человеческих чувств.

- Опираясь на эти контекстные синонимы, как вы иначе могли бы сформулировать вопрос, вынесенный в название урока?

Можно ли передать красоту?

Если да, то какими средствами? Это философский вопрос, на который поэты, художники, музыканты в разное время давали различные ответы.

Сегодня на уроке вам предстоит выступить в роли исследователей и постараться найти свой ответ на этот вопрос. Он не будет однозначным. Работа предстоит непростая, но интересная. Я уверена, что у вас все получится.

Первый блок

Слайд №7

Афанасий Афанасьевич Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов.

Я предлагаю вам прослушать его стихотворение.

Слайд №8(Стихотворение А. Фета «Вечер» без заголовка проецируется на экран.)

Ребята, вы почувствовали, какой таинственной красотой проникнуты эти поэтические строки. Обратите внимание, у стихотворения не написан заголовок. Это неслучайно. Я предлагаю вам отгадать тайну названия стихотворения. В заголовке отражен центральный художественный образ стихотворения.

Работа с термином «художественный образ»

Художественный образ– художественное отражение действительности, воплощенное в форме конкретного индивидуального явления.

Задание: подберите однокоренные слова к слову «образ»: образный, многообразие, воображение

-Какая смысловая связь между словами образ и воображение?

(Образ создается творческим воображением поэта, музыканта, художника.) Для того чтобы увидеть ХО, понадобится работа вашего воображения.

Работа со стихотворением А.А.Фета

- Чтобы отгадать тайну названия стихотворения, мы должны определить центральный художественный образ. Для этого я предлагаю вам выполнить работу в группах.

Работа по группам

1.    Следуя за мыслью автора, выписать слова и словосочетания, создающие образный (предметный) ряд стихотворения.

      Ясная река…

2.    Проанализируйте особенности синтаксиса данного стихотворения. При помощи каких синтаксических конструкций поэт передает свои ощущения?

3.    Какие средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) использует автор?

4.    Какие средства художественной выразительности (олицетворения, метафоры) использует автор?

Отвечая, вы можете использовать речевые модели, предложенные вам.

После ответа каждой группы учитель делает небольшое обобщение, используя слайд №9

Выводыпо анализу стихотворения А.Фета(в помощь учителю)

1.    Лирический герой внимательно всматривается в окружающий мир. Ничто не ускользает от его взгляда. Пейзаж не просто необычен, он меняется прямо на глазах у лирического героя.

2.    Особенности синтаксиса: безличные предложения, однородные члены с разделительным союзом – помогают поэту передать ощущение неопределенности, неясности, показать изменчивость мира, создают атмосферу таинственности.

3.    Природа в стихотворении одухотворена. Она динамична, все в окружающем мире быстро меняется. Картина, нарисованная в стихотворении, красочная, необыкновенно красивая. Большое количество тропов помогают передать восхищение поэта разлитой в мире красотой.

 

Итак, и образный ряд, и особенности синтаксиса, и тропы помогают Фету создать определенный художественный образ. Давайте еще раз обратим внимание на наши выводы (слайд №9).

- Как вы думаете, какой художественный образ создал Фет в этом стихотворении? Вечер. Вот мы с вами и раскрыли тайну названия.

- Вернемся к нашему основному вопросу: «невыразимое подвластно ль выраженью?..»

- Смог ли Фет в этом стихотворении передать красоту природы, красоту вечера?
 

Второй блок

Не только словом можно передать «невыразимое», но и посредством музыки, живописи.

1.    Работа с картиной И.Левитана

Слайд № 10

Перед вами репродукция картины замечательного русского пейзажиста конца 19-начала 20 века Исаака Левитана.

- Какие строчки из стихотворения Фета «Вечер» могут быть проиллюстрированы этой картиной?

Авторский вариант названия картины состоит из 2-ух предложений.

 2-ое – Золотой плес.

А 1-ое предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, нераспространенное. Оно называет центральный художественный образ данной картины. (Он ассоциативно связан с ХО стихотворения Фета.)  Я думаю, вам несложно будет восстановить авторский вариант названия картины («Вечер. Золотой плес.»).

Слайд № 10

- Какими средствами Левитан создает образ вечера?

(Темные краски, полутона, нечеткость очертаний.)

- Удалось ли Левитану передать в картине таинственную прелесть вечера?

2.    Работа с музыкальным отрывком.

А вот в музыке, мне кажется, труднее всего создавать художественный образ. Как вы думаете почему? (У композитора мало средств, только звук.) Поэтому от вас потребуется усиленная работа воображения. Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент.

Слайд № 11

- Прослушайте его и постарайтесь ответить на вопросы:

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- Какие образы рождаются в вашем воображении?

Учитель выслушивает ответы 2-3 учеников и делает обобщение.

Итак, в музыке звук угасает, как «в полумраке убегает на запад река» в стихотворении Фета, как темнеет золотой плес на картине Левитана. Так какой же способ выражения «невыразимого» вам ближе?

Ученики с помощью сигнальных карточек отвечают на поставленный вопрос.

 


Третий блок

Есть в русской литературе удивительный поэт, который соединил в своей поэзии приемы живописи и музыки. Это Федор Тютчев.

Слайд № 12

Слайд № 13

Учитель читает стихотворение «Тени сизые смесились…».

Давайте посмотрим, как искусно удалось Тютчеву использовать в этом стихотворении приемы и живописи, и музыки. Продолжаем работать в группах.

Работа по группам.

1. У автора нет названия. Я предлагаю вам озаглавить это стихотворение.

-  Подобрать заголовок, используя ключевое слово. (Сумерки.)

- Подобрать заголовок, выраженный словосочетание с типом связи согласование. (Сонный сумрак.)

2. Найдите в тексте слова, обозначающие цвет и со значением цвета. Проследите, как меняется цвет.

3. Найдите в тексте слова, обозначающие звук и со значением звука. Проследите, как меняется звук.

4. Сравните изображение вечера в стихотворениях Фета и Тютчева.

Заслушиваются выступление спикеров первых трех групп.

Вывод:Тютчева всегда привлекал мир переходных состояний. Именно в этот период в природе господствуют полутона, тонкие оттенки цвета, жизнь замедляется, звуки угасают. Мир в стихотворении Тютчева засыпает, но еще не уснул. Помня об этом, подберите к слову миром в последней строке эпитет, выраженный действительным причастием настоящего времени. Это слово является синонимом к слову «засыпающий».

Слайд № 13

Вечер – центральный художественный образ в стихотворениях Фета и Тютчева. Одинаковый образ, но как по-разному рисуют картину вечера поэты.

Заслушиваем выступление 4-ой группы.

В стихотворении Тютчева более зримо присутствует человек, лирический герой. Он чувствует тесную связь с природой. Человеческая душа стремится к покою, тишине. Поэтому лирический герой так страстно жаждет слиться с миром.

- Если человек может увидеть, понять красоту, гармонию мира природы, способен ли он воплотить это в слове, живописи, музыке?

Заслушиваю ответы 2-ух учеников.

    Также считал и А.Фет:

Как богат я в безумных стихах!

Этот блеск мне отраден и нужен:

Все алмазы мои в небесах,

Все росинки под ними жемчужин.

 

Выходи, красота, не робей!

Звуки есть, дорогие есть краски:

Это все я, поэт-чародей,

Расточу за мгновенные ласки.

В своих стихах поэты творят новую, художественную действительность, которая не только вбирает в себя внешнюю красоту природы и ее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова.

Давайте и мы с вами попробуем выразить словами невыразимое.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру (прозой или в стихах) на тему «Вечер».

 


Задания для работы по группам по стихотворению А.А.Фета

Задание для Iгруппы

1.    Прочитайте внимательно стихотворение А.Фета.

2.    Следуя за мыслью автора, найдите в тексте слова и словосочетания, создающие образный (предметный) ряд стихотворения. Подчеркните их.

Например, ясная река …

3.    Проследите, как движется взгляд лирического героя, внимательно всматривающегося в окружающий мир.

Задание для IIгруппы

1.    Прочитайте внимательно стихотворение А.Фета.

2.    Какие предложения использует автор в 1-ой  строфе?

3.    Какие ощущения лирического героя передаются при помощи данных синтаксических конструкций?

4.    При помощи какой синтаксической конструкции в 3-ей строфе поэт передает изменчивость окружающего мира?

Задание для III группы

1.    Прочитайте внимательно стихотворение А.Фета.

2.    Найдите в тексте олицетворения и метафоры. Подчеркните их.

3.    Подумайте, с какой целью использует эти средства художественной выразительности Фет.

Задание для IVгруппы

1.    Прочитайте внимательно стихотворение А.Фета.

2.    Найдите в тексте эпитеты и сравнения. Подчеркните их.

3.    Подумайте, с какой целью использует эти средства художественной выразительности Фет.

4.    Какие цвета преобладают в картине, которую рисует Фет в данном стихотворении?

Задания для работы по группам по стихотворению Ф.И.Тютчева

Задание для Iгруппы

1.    У автора нет названия стихотворения. Предлагаю вам озаглавить данное стихотворение.

2.    Прочитайте внимательно стихотворение Тютчева.

3.    Найдите слово, которое чаще всего употребляется в тексте.  Используя данное ключевое слово, подберите заголовок  стихотворения.

4.    Найдите в тексте словосочетание с типом связи согласование. Озаглавьте данным словосочетанием стихотворение.


Задание для IIгруппы

1.    Внимательно прочитайте стихотворение Тютчева.

2.    Найдите в тексте слова, называющие цвет, и слова со значением цвета. Подчеркните их в тексте.

3.    Проследите, как изменяется цвет в стихотворении.

4.    Сделайте вывод, какие приемы живописи использует Тютчев в стихотворении для создания художественного образа позднего  вечера.

Задание для IIIгруппы

1.    Внимательно прочитайте стихотворение Тютчева.

2.    Найдите в тексте слова, называющие звук, и слова со значением звука. Подчеркните их.

3.    Проследите, как изменяется звук в стихотворении.

4.    Сделайте вывод, какие приемы музыки использует Тютчев в стихотворении для создания художественного образа позднего вечера.

 

Задание для IVгруппы

1.    Внимательно прочитайте стихотворения Фета и Тютчева.

2.    Сравните изображение вечера в стихотворениях Фета и Тютчева.

3.    В каком стихотворении нарисованная картина природы более       красочная? Подумайте, почему.

4.    В каком стихотворении более ярко передается изменчивость природы, момент перехода день в ночь?

 

 

Речевые модели

Автор рисует картину(ы) …

В стихотворении поэт использует следующий образный ряд: …

В стихотворении (строфе, строке) возникает образ(ы) …

Поэт описывает …

Стихотворение ( строфа) пронизано …  настроением (чувством) …

Строфа окрашена настроением (чувством) …

Поэт испытывает чувство …

Используя …, поэт создает образ(ы) …

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть (услышать, представить) образ …

Поэт использует (назвать синтаксические конструкции), для того чтобы создать атмосферу …

Для создания … настроения автор использует …

Прикрепленный файл Size
Открытый урок Дубина.pps 647 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн