Место работы, должность:
Тема «Древний Киев».
Цель: формировать представление о древнерусских городах, о древнейшем архитектурном памятнике Руси - Софийском соборе.
Воспитывать любовь к русской земле, к её культуре, уважение к предкам и их традициям.
Оборудование. Карта «Древняя Русь в 9-11вв.», картина Софийский собор, рисунок мозаики. Аппликации реки, ладьи, домов простых и знатных горожан, запись звона колоколов.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Работа с картой.
Покажите на карте реки, по берегам которых селились восточные славяне.
-Назовите, какие славянские племена вы знаете.
-Какие племена в древности жили на территории нашего края?
Исторический диктант.
1.Приспособление для вспахивания земли (соха).
2.Орудие труда для протирания зерна в муку (ручная мельница).
3.Орудия труда для обмолота зерна (цеп).
4.Орудия труда для сбора урожая, срезания колосьев (серп).
5.Орудия труда для рыхления почвы (борона).
6.Растение из которого славяне ткут полотно (лён).
7.Собирание мёда диких пчёл (бортничество).
8.Основное занятие восточных славян (земледелие).
Проверка диктанта.
-Расскажите об основном занятии славян.
- Работа над новым материалом.
-Вспомните, где селились наши предки и как укрепляли свои поселки?
Рассказ учителя.
Со временем посёлки разрастались, их окружали земляным валом, на котором ставили ограду из заострённых брёвен, с одной стороны защищала река, а с другой выкапывали ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост, который в случае опасности поднимали. Эти укреплённые посёлки стали со временем называть городами.
-От каких слов происходит название город? (городить, огораживать)
Рассказывают, что поселился на Днепре славянин Кий, который перевозил по реке через Чёрное море в Грецию товары и стал богат. От него будто и назван город Киев.
Мы отправимся в путешествие в этот прекрасный город. Я буду экскурсоводом, а вы группой туристов. Но прежде прочитайте пословицу.
Киев - мать городов русских.
-После путешествия вы ответите, почему так говорят.
Переносимся в 11в.
-Что вы видите на доске? (на доске аппликация речки и корабля)
Это ладья. На них плавали др. люди. А река называется Днепр. Представьте, что мы плывём на этой ладье по реке.
Работа с картой.
-Посмотрите на карту, где мы находимся. Найдите у себя на карте. Покажите на классной карте.
-По какому государству протекает эта река?
-К началу 11в. Киевская Русь простиралась от р. Висла на западе до р. Камы и Печоры на востоке. От Чёрного моря на юге до Белого на севере.
-Покажите это государство на карте.
-Какие народы граничат с Киевской Русью?
-Как называется столица этого государства? Покажите на карте.
-Что за красная линия проходит через г. Киев?
-Киев находился на пересечение важных торговых путей. Путь из варяг в греки. (показ учителем)
Покажите на карте этот путь.
-Какой можно сделать вывод из того, что город находился на пересечении торговых путей?
-Итак, плывя вдоль крутых берегов, мы подплываем к Киеву.
Главными в городе считались Золотые ворота. Называли их так потому, что створки ворот были обиты золочённой медью. Под лучами солнца она сверкала словно золото.
Рассматривание рис. в учебнике. (Золотые ворота)
-Через эти ворота въезжали гости, торговцы и сам князь.
(На доске появляется слово князь.)
Самостоятельное чтение.
Прочитайте на с.31 второй абзац и ответьте на вопрос
-Кто такой князь?
-Кто правил на Руси в 11в.?
-За что народ провал его Мудрым?
-Пройдя Золотые ворота, мы попадаем в Нижний Киев или Подол.
(на доске слово Подол и аппликация дома из Нижнего Киева)
Дома стояли неровно, но были ладно рублены и поставлены на высокие столбы.
-Как вы думаете почему?
-Кто же здесь живёт, и чем они занимаются, мы узнаем, прочитав на с.31 6 абзац.
Чтение текста уч-ся.
-Как называется Нижний Киев?
-Кто жил на Подоле?
-Чем занимались ремесленники?
Таблица «Ремесло в Древней Руси».
-Простые ремесленники несли прекрасное в обыденную жизнь. Самые простые обыденные вещи стремились выполнять как произведение искусства.
Рассказ учителя.
-А сейчас поднимемся в гору и через дубовые ворота войдём в Верхний город.
Здесь горделиво возвышаются дома богатых купцов, дружинников и хоромы князя.
(на доске рис. с изображением дома князя)
-Через овраг мы попадаем на Софийскую сторону. Назвали её так потому, что центром её был Софийский собор – главный храм города, который был заложен Ярославом Мудрым.
(На доске рисунок с изображением собора.)
Посмотрите на подлинное произведение искусства. Над каменной громадой возвышаются 13 куполов. Всё это великолепие создали киевские мастера простыми ор. труда. Но не только внешний вид поражал своей красотой. Гостей Киева восхищала пышность его убранства внутри. Они не могли оторвать взгляд от великолепных, завораживающих своим блеском мозаик. (На доске слово мозаика.)
Мозаика – картина из цветных камешков или стекла. Даже пол собора покрывал мозаичный узор. Мозаика собора не потеряла цвета и не высыпалась до настоящего времени.
-Что такое мозаика? (На доске рисунок мозаики.)
Чтение текста с.32 3абзац
Прочитав абзац, вы познакомитесь со значением нового слова.
-Какое новое слово узнали?
-Что оно означает?
(на доске слово фреска)
-Что изображали др. художники на своих картинах?
Рассказ учителя.
На фресках изображали не только святых, но и сцены охоты, народных зрелищ, плясок. Внутреннее убранство собора свидетельствует о высоком вкусе его создателей. Софийский собор – крупнейшее церковное здание в Киеве. По свидетельству иностранцев в Киеве в 11-12вв. было 400церквей. Характерным для быта Киевской Руси был колокольный звон церквей. Колокольный звон оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, приветствовал победителей, звучал во время праздников. Литьё колоколов было почётным делом. Это событие записывали в летопись, упоминая и имя мастера. При литье колоколов добавляли серебро. Отсюда и появилось выражение «серебряный звон»
Прослушивание звона колоколов (запись)
-Как вы думаете, по какому поводу прозвучали сейчас колокола?
Самостоятельное чтение текста с. 32 4абз.
-Прочитайте 4абз., вы узнаете, чем ещё славился Софийский собор?
Что такое летопись?
-Как относились к книгам на Руси?
-Что интересного узнали о Ярославе Мудром?
Рассказ учителя.
-Осмотрев храм, мы снова оказались на площади перед собором. Здесь торгуют купцы. Иностранные купцы продают янтарь, ткани, одежду, ковры, вина, душистые травы. Русские купцы продают зерно, мечи с узорами, кольчуги, меха. Здесь можно услышать музыкантов, увидеть плясунов, путешественников, рассказывающих свои приключения.
Однако нужно возвращаться.
-Почему Киев назвали «матерью городов русских»?
III. Итог урока.
-Какую тему изучали?
-С какими новыми словами познакомились?
IV. Домашнее задание.
1.Рассказать о своём путешествии родителям.
2.Выучить значение новых слов.