Цель урока:
Тема:Строчная буква Ю.
Цель:
Знакомство с новой буквой и звуком.
Развитие умения говорить и слушать.
Расширение активного и пассивного словаря детей.
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов, формирование навыка чтения у детей.
Развитие интереса к чтению и желания читать.
Формирование чувства языка.
Ознакомление с орфограммами русского языка (пропедевтический курс русского языка).
Оформление доски:
1 столбик 2 столбик 3 столбик 4 столбик
Сколько букв и Напиши слова Орфограмма Орфограмма
звуков: юг, клювик, с –цы на конце - ча – ща -чу –щу
юбка, союз. слова.
5 столбик ( за доской спрятана фигурка Кляксича из книги И.Токмаковой
Слова с –чк-чн- «Аля, Кляксич и Буква А», которую читали накануне)
- Посадка детей:
- сядьте те, у кого в имени согласных больше, чем гласных;
-гласных больше, чем согласных;
-имя состоит из уголков ( два открытых слога: Лена, Гена);
-у кого ударение на 2 слоге;
-кто остался, покажите ваше имя уголками на пальчиках.
- Речевая разминка: дыхание
- «Андрей – воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок».
- узнай по ритму ( по хлопкам) « Проворонила ворона вороненка».
«Револьверы отрегулировали в лаборатории».
-«Японская машинка» ( хлопок в ладоши– хлопок о колени – щелчок пальцами правой руки вправо – щелчок пальцами левой руки влево и т.д. «Расскажи мне про покупку. Про какую про покупку?
Про покупку, про покупку, про покупочку свою».
-«Ладушки» в паре – «Три старушки на опушке брали грузди и волнушки».
«Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, зубки сразу же сломали»
«Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе»
( у доски работают 4 человека со столбиками)
- Проверка домашнего задания.
- Чтение текста «Лекарственные растения» по одному предложению.
- что узнали из этого рассказа? Какие лекарственные растения вы знаете, как они применяются?
-найти слова, в которых только мягкие согласные
-найти слова, в которых только твердые согласные
- поставить вопросы к любому предложению
- найти глаголы
- «Догони меня» - учитель или ученики читают, а дети догоняют.
( проверка самостоятельной работы учащихся на доске)
Класс добавляет новые слова на данную орфограмму.
- Новая тема.
Знакомство с буквой Ю и звуком Ю. стр 150.
Стр. 172 ( загадка) Работа со столбиками слов. Выделение звука.
Показ буквы письменной и печатной, из каких элементов она состоит?
Проверка самостоятельной работы 1 столбика на доске, где дана транскрипция слов юг, союз, юбка и клювик. Выяснение, какую работу выполняет буква Ю в словах.
- столбик: -чтение парами полслога –слог «Карлики – великаны»
( 1 вариант – читает тоненьким голоском – «Карлики», а 2 вариант читает грубым голосом – «Великаны»)
- какую роль играет буква Ю? ( после согласного, после гласного, в начале слова).
-Какие задания можно придумать к столбику: тюбик, любимый, плюс, шлюз?
( объяснение лексического значения слов)
- столбик: -найди сладкое слово ( плюшка)
раздели его на слоги уголками.
- найди ласково слово. Почему? Выдели суффикс.
- какое слово имеет переносное значение? ( лютый зверь, мороз. Поставьте вопрос.
- найдите слово, которое обозначает инструмент для игры -клюшка ( спортивный инвентарь)
- столбик: -прочитать про себя, объяснить лексическое значение,
- выделить корень.
Физминутка. Скок-скок-поскок….
5. Разминка пальчиков и кисти руки – росчерк. Два ученика одним кусочком мела пишут на доске и приговаривают: «Бежит волна и падает». Поставим точку вместо глаза птичке. Получилась ли птичка?
Кляксич спрятал буквы в росчерке. Вписать буквы в росчерк и дать звуковую характеристику.
- Показ письма Ю и элементов.
Гигантская буква, письмо на ладошке.
Письмо в прописи.
А как спрятать букву на ступеньках?
- Сними слово со ступеньки:
- Подведение итогов:- Чему научились у «Азбуки»?
9.Домашнее задание. Задание другу: составить и записать 10 слов с пропущенными орфограммами
10. Рефлексия. - Как я занимался? (самооценка).
Сюрприз – солнышко под партой.
Нарисуй солнышку лицо ( если ты хорошо трудился) веселое. Солнышко довольно. Если не очень хорошо, то чуть-чуть грустное.
Все было хорошо, мне от вас и урока тепло и солнечно!