коррекционный класс
Submitted by Ольга Михайловна Пененко on чт, 07/06/2012 - 20:34
Данные об авторе
Автор(ы):
Пененко Ольга Михайловна
Место работы, должность:
МБОУ"СОШ №16", учитель физической культуры
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Физическая культура
Цель урока:
Совершенствование навыков ведения мяча, передачи мяча на месте и в движении. Закрепить навыки пройденного материала в эстафетах.
Тип урока:
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование:
Баскетбольные мячи, скакалки, гимнастические скамейки, мешочки с песком.
Краткое описание:
Урок баскетбола для учащихся 5 специального(коррекционного) класса VIII вида.Закрепление пройденного материала преимущественно в игровой форме.Для развития координации и ориентации в пространстве - прохождение полосы препятствий.
Submitted by Фёдор Киприянович Чернов on Wed, 26/05/2010 - 23:58
Данные об авторе
Автор(ы):
Чернов Фёдор Киприянович
Место работы, должность:
учитель-дефектолог, Рыбно-Слободская сош №2
Регион:
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Литературное чтение
Цель урока:
Стимулирование дискуссии; свободного высказывания своих взглядов учащимися; вдумчивое чтение текста. Конкретные цели при анализе текста определяем совместно со школьниками. Вступление.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
10
Используемая методическая литература:
1.Лебедев И.Е. Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. НПО «Образовательные технологии», Казань, 2002.
2.Петрова В.Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной
деятельности умственно отсталых учащихся.// Эмоционально-волевые
процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей.
Сборник научных трудов. Научное объединение «Компенс-Центр». М.
1993.
3.Сорокина Н.К. Особенности нравственной оценки поступков литературных
героев умственно отсталыми учащимися младшего школьного возраста.//
Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно
отсталых детей. Сборник научных трудов. Научное объединение «Компенс-Центр». М. 1993.
4.Стил Дж. Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Www. ippk. Ru /metod mater./
5.Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации
произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших
классов.// Дефектология. 2003. №2.
6.Шатова Е.Г. Применение алгоритмов в обучении орфографии. Нерешённые вопросы.// Русская словесность. 2004. №1.1 Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов.// Дефектология. 2003. №2. с.18
Краткое описание:
Применение технологии критического мышления в коррекционных классах VIII вида. Применение при работе в коррекционных классах технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ), называемой иногда Активно-продуктивным чтением, на первый взгляд может показаться неоправданным, сама технология - слишком сложной для учеников с дефектами интеллекта. Однако мой опыт использования данной системы, пусть небольшой, дал положительные результаты. Умственная отсталость, как известно, представляет собой стойкое недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы. Нарушения же познавательной деятельности ведут к значительному недоразвитию личности. : Для умственно отсталых детей характерно замедленное восприятие, преобладание конкретного над абстрактлым, обобщённым. Им свойственно отсутствие самостоятельности в работе. Страдает у них аналитико-синтетическая деятельность, проблемой является научить их сравнивать, классифицировать. На уроке чтения ученикам коррекционных классов бывает трудно установить связь между частями текста. Тяжело даётся им осознание мотивов действий основных персонажей художественного произведения. Часто олигофрены не могут осмыслить, выделить существенные особенности произведения. Л.С. Выготский отмечал, что при умственной отсталости в качестве вторичного синдрома чаще всего оказывается недоразвитие высших психических функций». Усилия учителей как раз и направлены на коррекцию и развитие этих функций во время учебного процесса. Одной из важнейших характеристик познавательной деятельности наших учеников служит произвольное внимание. На это указывают Ульенкова У.В. и Метиева Л.А. авторы статьи «Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов». Они подчеркивают, что «произвольное внимание выполняет функцию контроля в психической деятельности».1 Исходя из этого, они пишут следующее: «Его можно формировать, как и любое другое умственное действие, сначала в практическом плане, а затем в процессе его интериоризации перевести в умственный план. Внешний контроль, перешедшйй в контроль внутренний, т. е. самоконтроль, и есть произвольное внимание».1 Приёмы, используемые в технологии ЧПКМ, как раз способствуют концентрации внимания школьников, облегчают ученикам коррекционных классов усвоение знаний, выполнение трудных для них мыслительных операций, конкретизируют и делают более доступным учебный материал, развивая в то же время способность к обобщениям. ЧПКМ как содержательная техника реализации учебного процесса рассчитана на то, чтобы каждый ученик смог принять участие в работе, цель которой -проявление собственного опыта. Дети стимулируются к свободному высказыванию своих мнений о содержании произведения, приучаются не бояться того, что их мнение окажется неправильным. Доктор педагогических наук Шатова Е.Г. подчёркивает, что умственное развитие «связано как с накоплением ассоциаций, так и с накоплением хорошо «отработанных» и прочно закрепленных умственных приёмов».2 Накоплению ассоциаций и умственных приёмов эффективно содействует используемая мной технология. Содействуя коррекции и развитию наших воспитанников, ряд её приёмов позволяет осуществлять межпредметную интеграцию. Так, на уроке чтения попутно идёт повторение и закрепление материала по русскому языку, например, сведений о частях речи - в приёме «синквэйн» (по другому 5 строчек), подбор синонимов - в приёме «подбор кластеров (ячеек)», о чем будет сказано дальше. Чтение и письмо для развития критического мышления направлены на то, чтобы учащиеся не были пассивными на уроке, старались вникать в суть текста и заданий, воспринимали их личностно. Эта модель развивает самостоятельность школьников, она построена на основе партнёрских взаимоотношений между учителем и учениками, между детьми. Исследователь Сорокина Н.К. приводит данные о том, что только часть учеников начальных классов коррекционной школы в полной мере оценивают поступки литературных героев. Тем не менее она высказывает важное замечание: «Вместе с тем данные исследования говорят о том, что даже у той группы испытуемых, которая не смогла дать аргументированную оценку поведения героя, есть глобальное эмоциональное восприятие текстовой информация, что даёт основание предположить, что при условии взаимосвязи работы над информационным и эмоциональне - оценочным планами текста можно перевести нравственные понятия из зоны ближайшего в зону актуального развития умственно отсталых учеников младшего школьного возраста»3. Технология ЧПКМ как раз содействует взаимосвязи информации и эмоционального восприятия, к тому же она предполагает оценку учениками своих ощущений, выражение собственных сомнений. Речь в последней цитате шла о начальных классах. А вот что пишет об учениках старших классов коррекционных школ В.Г.Петрова: «По сравнению с учащимися младших классов старшеклассники более тонко характеризуют эмоции изображённых персонажей, используя при этом довольно болыное количество разнообразных слов, обозначающих различные по степени выраженности эмоции». 4В данном случае проводились эксперименты по исследованию восприятия умственно отсталыми картин художников. Но то же самое можно отнести и к восприятию ими литературных текстов. Таким образом, результаты исследований учёных свидетельствуют о том, что ученики коррекционных школ VIII вида способны анализировать тексты художественных произведений, давать оценку поведения их героев, характеризовать их. Технология ЧПКМ содействует коррекции и развитию их познавательной деятельности, нравственному воспитанию благодаря своеобразной структуре урока и разнообразным приёмам анализа, вызывающим интерес у школьников. «Чтение и письмо для развития критического мышления» разработали американские ученые Дж.Л.Стил, К. Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер. Они дают такое определение: «Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами .Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельныи навык или умение, а сочетание многих умении».5 Структура РКМЧП состоит из трёх этапов: 1.Вызов. 2.Реализация смысла. 3.Рефлексия. Татарстанский педагог И.Е.Лебедев, плодотворно использующий обсуждаемую технологию, определяет эту основу так: «Она позволяет ученикам самостоятельно определять цели обучения, активно осуществлять поиск информации и размышлять на стадий рефлексии о том, что они узнали на занятии». Привожу конспекты двух уроков чтения (литературы) в 9 коррекционном классе, подготовленных в соответствии с данной технологией.
Урок по рассказу Л.Толстого « Бедные люди»
Используемый приём - чтение со стопами (остановками).