С 2005 года являлась учителем математики и классным руководителем в классе компенсирующего обучения, где обучались дети, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке, а так же дети очень часто болеющие.
Дети, обучающиеся в классе компенсирующего обучения, обращают внимание своей непосредственностью, желанием постоянно менять род деятельности, с трудом выдерживают время занятий (уроков). Они легко отвлекаются, с трудом переключают свое внимание, мышление их отличается конкретностью, они плохо ориентируются в тетради и в учебнике, интерес к занятиям поверхностный, они не стараются проникнуть в глубь явлений, требуют постоянной смены деятельности. Мышление таких детей носит узко конкретный характер, логических связей они не замечают.
Поэтому главная задача обучения математике в этом классе состояла в том, чтобы придать математическому курсу наибольшую оперативную направленность, сочетая её с доступностью. Программа для этих учащихся была направлена на компенсацию недостатков в математической подготовке школьников. Позволяла использовать обучение математике как средство для развития продуктивного мышления учащихся. Формирование знаний и умений осуществлялась на доступном для школьников уровне.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводилась коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ставились коррекционные задачи обучения.
1. Обеспечить разноуровневый подход в преподавании математики с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
2. Приблизить содержание учебного материала к возможностям слабо подготовленных учащихся.
3. Способствовать формированию продуктивной мыслительной деятельности учащихся средствами математики на материале, отвечающим возможностям и особенностям школьников.
4. Проводить работу по развитию познавательного интереса к предмету, математической речи.
5. Способствовать развитию личности учащихся, воспитанию у них воли и настойчивости для решения поставленной задачи, уважительного отношения друг к другу, ответственности и умения работать в коллективе.
Изучение математики на ступени основного общего образования было направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
· формирование представленийоб идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Целями воспитательно-коррекционной работы ставились:
- Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.
- Развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций.
- Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.
Задачи воспитательно-коррекционной работы осуцществлялись
В работе с детьми:
- Диагностика и коррекция познавательной сферы.
- Диагностика и коррекция личностных особенностей ребёнка.
- Коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной сферы.
- Включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
- Организация успеха ребёнка.
- Формирование навыков общения.
В работе с родителями:
- Повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.
- Активное включение родителей в воспитательный процесс.
- Помощь родителям в воспитании ребёнка.
- Контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение его безнадзорности.
- Оптимизация процесса общения в семье.
- Восстановление потенциала семьи.
Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: комплексная диагностика, лечение, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество.
Основными принципами работы с детьми в системе корреционно-развивающего обучения мною определялись.
- Нормативность образования и открытость образовательных перспектив для детей риска.
- Обучение «на равных» со сверстниками, без снижения образовательной планки, что предполагает возможность свободного перехода на иные образовательные уровни. Такие ученики имеют равные со сверстниками перспективы в получении общего, среднего, профессионального и высшего образования.
- Педагогическая ориентация жизнедеятельности ребёнка (санитарно-гигиенические, психогигиенические и дидактические условия).
- Принцип равноправного партнёрства с семьёй.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании ребёнка (прогнозирование, диагностические линии личностного развития с опорой на сильные природные склонности и дарования, выявление склонностей каждого):
- Приоритетность внимания к отношению ребёнка к учению.
- Принцип победности учения.
- Принцип педагогического оптимизма, важность высокого уровня ожиданий от данного ребёнка.
- Интенсивный характер образовательного процесса - органическое слияние учебных и диагностических, охранно-оздоровительных и социальных стратегий.
Организация учебно-воспитательной работы в этих классах осуществляется по основным направлениям:
- управленческая деятельность;
- психолого-логопедическое сопровождение;
- медицинское сопровождение;
- социальная адаптация;
- работа с родителями.
За пять лет работы в этом классе мною была проделана огромная работа по решению коррекционно-развивающего обучения. По решениям ШПМПК из данного класса были выведены четверо учащихся в классы возрастной нормы, в класс были введены четверо учащихся, нуждающихся в коррекции.На данный момент учащиеся 9-В коррекционного класса, в котором обучалось 9 человек, окончили 9 класс, успешно сдав выпускные экзамены, причем трое сдали экзамен по алгебре на «4». Выпускники этого класса обрели чувство собственного достоинства, умеют отстоять личное пространство, начали принимать активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни школы.
Четыре ученика этого класса продолжают обучение в 10 классе, пятеро учащихся успешно обучаются в профессиональных училищах, приобретая профессии.
Учащиеся, продолжающие обучение в 10 классе школы, имеют еще ряд коррекционных проблем, в том числе и психологических, над которыми совместно с учителями, работающими в данном классе, и психологом школы Курловой М.В. успешно продолжаю ликвидировать.
|