Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения ).
2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).
3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).
Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.
3.Новая тема.
Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.
Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)
А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)
Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?
Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.
Давайте вспомним:
1)Какой тканью образована нервная система?
2)Из чего состоит ткань?
3)как называются клетки нервной ткани?
4)Каково строение нейронов?
5)Из каких отделов состоит нервная система?
6)Что относится к центральной части?
7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?
В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.
Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.
Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.
Различают нервы:
1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).
2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью
3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.
Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.
Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.
Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.
Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.
Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.
На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.
В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.
Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.
Функции спинного мозга:
1)рефлекторная (коленный рефлекс)
2)проводящая.
Закрепление.
1)Где располагается спинной мозг?
2)Как он защищен от толчков и сотрясений?
3)каково строение спинного мозга?
4)Чем образовано серое вещество?
5)Чем образовано белое вещество?
6)Какие нервные пути различают?
7)Какие функции выполняет спинной мозг?
Решение задач стр.46 №286,287.
4.Домашнее задание. П.44