Тригонометрические функции
Submitted by Светлана Алексеевна Бережнова on Fri, 06/09/2013 - 14:45
Данные об авторе
Место работы, должность:
МБОУ "СОШ им. П.Н. Бережнова" учитель математики
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Цель урока:
обеспечить проверку и оценку знаний учащихся по теме; продолжить формирование умений по нахождению корней тригонометрических уравнений; по решению тригонометрических неравенств и систем неравенств; по использованию свойств тригонометрических функций при решении уравнений и преобразовании выражений; устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
11
Используемые учебники и учебные пособия:
Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А.Г.Мордкович. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011
Краткое описание:
Данный урок повторения и обобщения темы «Тригонометрические функции: синус и косинус». Урок связан с предыдущими уроками в системе повторения изученного за курс 10 класса, опирается на изученный материал, является логическим продолжением предыдущих уроков.
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
Submitted by ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА аСЛАНОВА on Sat, 11/12/2010 - 20:59
Данные об авторе
Место работы, должность:
лицей им. Д.А.Фурманова, преподаватель математики
Регион:
Ивановская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Продолжить изучение функций как важнейшего математического объекта. Углубить знания учащихся по теме «Тригонометрические функции», применяя преобразования графиков к решению задач, связанных с исследованием функций на монотонность.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вводное слово учителя.
«Тригонометрия» - слово древнегреческое. В переводе означает «решение треугольников». Зарождение тригонометрии как науки о «решении треугольников» относится ко 2 веку до н. э. И только к 18 веку она стала развиваться как наука о тригонометрических функциях.
А мы, ребята, живущие в 21 веке, продолжаем с вами изучать тригонометрические функции. И это может быть показателем развития нашей математической культуры.
Слушают учителя.
Организация фронтальной работы с классом.
1. Какие преобразования графиков тригонометрических функций мы изучили?
(на слайдах демонстрируются все преобразования).
2. Графики каких функций изображены на рисунке (на слайдах )?
Мы изучили различные свойства тригонометрических функций. Сегодня на уроке мы рассмотрим применение преобразований графиков к исследованию функций на монотонность.
Тема урока:
Исследование тригонометрических функций на монотонность.
Отвечают на вопросы.
Работают со слайдами.
1.Сжатие, растяжение, параллельный перенос.
2.На слайде находят соответствующие графики.
Записывают тему урока в тетрадь.
Учитель предлагает проверить построение графиков из домашнего задания (графики – на доске, №16.35(в,г); №18.3(а) ).
Дополнительные вопросы:
1.Определить монотонность
а) функции y = - cos ( x + π /3) +1,5
на промежутке [0; π /2); проанализировать монотонность всех функций, используемых при построении графика;
в) функции у = 3 sin х/ 2
на промежутке [-π /2; π /2] .
Анализ результатов – на слайдах .
2.Какие преобразования графиков изменяют монотонность функции на промежутке?
Проверяют построение. Дают ответы на вопросы.
Анализируют результаты и делают выводы.
Монотонность
функции на промежутке изменяется при:
· сжатии или растяжении по оси х (изменяется период);
· параллельном переносе по оси х;
· симметричном отображении графика относительно оси х.
Определение .
Исследовать функцию на монотонность – найти промежутки возрастания и убывания функции.
Записывают определение.
Заполняют таблицу
в тетрадях.
Задача.
Найти наибольшее значение функции
у = 4 sin (х-5π/12),
если х из отрезка [5π/4;17π/12].
Учитель объясняет решение на доске (письменно).
Решение.
Функция
Промежуток
Моно
тонность
у= sin х
[5π/6;π]
убывает
у= 4sinх
[5π/4-5π/12;17π/12-5π/12]=[5π/6;π]
убывает
у= 4sin(х--5π/12)
[5π/4;17π/12]
убывает
у наиб .= у(5π/4) = 4 sin (5π/4-5π/12) =
= 4sin 5π/6 = 4 sinπ /6 = 2.
Ответ: 2.
Записывают решение в тетрадь.
Задача из учебника №19.13(б ).
При каких положительных значениях параметра а функция у = -3 cos (3х-π/2) убывает на
[ а;а+π/3]?
Учитель контролирует работу учащихся.
Выполняют решение у доски.
у = -3 cos (3х-π/2)
у = -3 sin 3х
у = sin х
[3а;3а+π],
у = -3 sin х
[3а;3а+π],
у =-3 sin 3х
[а;а+π/3],
Так как функция у= sin х возрастает на [ –π/2+2π n ; π/2+2π n ], то решим систему:
3а≥–π/2+2π n ;
3а+π≤ π/2+2πn ;
а≥–π/6+2π n /3;
а≤ -π/6+2πn /3;
а = - π/6+2π n /3, n - целое число.
Если n =0, то а = - π/6<0.
Если n =1, то а = π/2>0
( n >1, а>0).
Если n =-1, то а = -π/6-2π/3<0
( n <0, а<0).
Ответ: а = - π/6+2π n /3,
n -натуральное число.
Выучить таблицу (монотонность функций), №№ 18.12(г), 19.13(а ).
Заключительное слово учителя.
Все течет, все изменяется в окружающем нас мире, как заметили еще древние. Вращается вокруг своей оси земной шар, и день сменяет ночь, Земля вершит свой вечный бег вокруг Солнца, Солнце вместе со всеми своими планетами вечно летит в космические дали… Кажется, причем здесь математика, а тем более функции и графики.
Но, как образно заметил великий Г.Галилей, книга природы написана на математическом языке и ее буквы — математические знаки и геометрические фигуры, без них невозможно понять ее слова, без них тщетно блуждание в бесконечном лабиринте.
А именно функция является
тем средством математического языка, которое позволяет описывать процессы движения, изменения,
присущие природе.
Урок закончен. Спасибо за работу.
Используемая методическая литература:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов .
Профильный уровень. М., «Мнемозина», 2006.
Программа: А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа.10-11.Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2005 .
Составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по математике
Краткое описание:
Данный урок является комбинированным. Основная цель – построить урок систематического изучения функций как важнейшего математического объекта. Систематизация и обобщение знаний, закрепление и дальнейшее углубление знаний по теме «Функции».Объём знаний, которым должен овладеть учащийся, незначительно превышает требования программы общеобразовательной школы. Однако на данном уроке предполагается более высокое качество усвоения материала.
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
» Размещено в сообществах: