Сообщество:Дидактические игры в работе логопеда.
Проблема для обсуждения:Какие игры и игровые моменты более эффективны в работе логопеда.
Предложения:Для успешной реализации игровой деятельности в ДОУ необходима материально-техническая база и компетентный педагог.
Введение: Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основные задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.
Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения.
При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их возросшие возможности. Главное внимание при этом обращается на степень трудности игровых правил и действий детей.
Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания. С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.
Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
- Развития творческих способностей.
Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.
Набор «Давайте вместе поиграем» содержит:
- 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей)
- 2 комплекта карточек с символами свойств
- 1 комплект логических кубиков.
Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми. Кроме этого в комплект «Давайте вместе поиграем» входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами (Для игр с подгруппой детей желательно иметь 2 комплекта блоков Дьенеша). Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
В своей практике я использую блоки Дьеныша для индивидуальной работы по автоматизации звуков, развития речи. В подгрупповых занятиях также для автоматизации звуков, развития речи, развития диалоговой речи и т.д.
Подтверждающие материалы из сети интернет:
1.http://www.logoped.ru/perftt02.htm На сайте описаны дидактические игры, которые логопед может использовать на своих занятиях.Также есть консультации для родителей. Подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, и какие приемы работы помогут решить речевые проблемы. Логопеды могут найти на сайте информацию по документации, обследованию, планированию,ТСО, которую могут взять на заметку и использовать в своей работе.
2.http://logoburg.com/ Сайт содержит большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы , направленные как на узкопрофильные проблемы. так и на детскую тематику.
3http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839Логопед может посоветовать этот сайт родителям, которые хотят развивать и обучать детей сами. На сайте представлено много развивающих методик,статей и консультаций специалистов. На форуме можно пообщаться и посоветоваться с другими мамами, посмотреть на других малышей и своего показать.
4http://malutka.net/logopedicheskie-igry-dlya-detei На сайте статья Марьяны Сурма, которая рассказывает родителям , что и как они должны делать играя и обучая своих детей разговаривать, выговаривать , развивать и обогащать речь малышей.
5.http://mersibo.ru/ На портале множество игр для детей от 2 до 10 лет.На счет и мышление, логику и моторику, развитие речи и мн. др. То что понадобится логопеду в работе с любым ребенком на любой стадии подготовки.Заинтересует родителей поиграть(позаниматься в игровой форме) с детьми дома.
Прошу коллег оставить ссылки на дополнительные материалы.
страница для ссылок