МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида № 184
«Утверждаю»
заведующий МАДОУ №184
М.Н. Шиляева_____________
«____»_____________201__г.
Программа принята на заседании
педагогического совета МАДОУ №184
протокол № ___от 28.09.2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе для детей с ОНР».
Программа предназначена для детей подготовительной группы.
Срок освоения программы – 1 год.
Составитель:
Гурдина Е.Д., учитель-логопед.
Хабаровск 2012 г.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………....2
1. Содержание коррекционно-развивающей программы…………… ……… …….……5
2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях образовательного процесса……………………….… …6
3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий………………..…… 7
4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи……………………… ………………………………………………………………….…….. 9
5. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. ……..……10
6. Заключение…………………………………………………………………………….… 11
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………….….....12
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в группе, имеющей речевой профиль «Общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основойпрограммы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и другими.
Планирование данной рабочей программысоставлено на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются положения общеразвивающей программы «ДЕТСТВО»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2011г. и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Курдвановская Н.В., Кислова Т.Р., Нищевой Н.В.и др.
Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденномпостановлением Правительства РФ от 27.10.2011г № 2562. (зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2012г. регистрационный № 22946) вступил в силу с 01.05.2012г;
- Уставом МАДОУ зарегистрированного ИФНС Росси по Центральному району г. Хабаровска в Единый государственный реестр юридических лиц от 10.08.2011г. ОГРН 1022700023310, ГРН 2112721081911 зам. начальника Зверевой Г.П.
- Лицензией на ведение образовательной деятельности выданной 28 ноября 2011 г. регистрационный номер 599 серия РО № 029768
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. с изменениями №1 утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г № 164
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
-Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г. № 174;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
- Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законам.
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г.
- Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме».
Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программыявляется построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, способствующей усвоению общеобразовательной программы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на
- На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников среднего - старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
- На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
- На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики)
- Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
- Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
- Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
- Развитие навыков связной речи дошкольников.
- Развитие и коррекция психических процессов.
- Развитие коммуникативности и успешности в общении.
Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.
3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;
4. Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
Программа предназначенадля детей с третьим и четвертым уровнем речевого развития подготовительной логопедической группы для детей с ОНР. Для детейс первым - вторым, вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.
Срок реализацииданной программы рассчитан на один год.
1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программыкоррекционной работы определяютпринципы:
- Соблюдение интересов ребёнка.Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.
Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальных и подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании (см. приложение 1).
Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
2. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО – МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
В детском саду создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра доу и врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к доу.Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работыслужбы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОНР являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми с ОНР).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями. (Приложение 2.)
3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
1 этап: Исходно — диагностический
Задачи этапа:
1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.
2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.
Результат:
· Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы
· Заполнение речевых карт
2 этап: Организационно — подготовительный
Задачи этапа:
1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
3. Формирование информационной готовности педагогов МДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Результат:
· Конструирование индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка
3 этап: Коррекционно — технологический
Задачи этапа:
1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.
2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.
3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.
4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.
5. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.
Результат:
· Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
4 этап: Итогово — диагностический
Задачи этапа:
1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.
Результат:
· Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 4-7лет с ОНР реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой .Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» и перспективному плану логопеда (Приложение 4).
Групповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальные занятиянаправлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.
Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
4. ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Требования к условиям реализации программы.
Психолого – педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
2. Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5. Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание МАДОУ введены
7 ставок учителя-логопеда,
1 ст. педагога-психолога,
2 ст. музыкального руководителя,
1 ст. инструктора по ФИЗО.
Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Повышение квалификации проводится на базе ХИРО и ЦРО.
Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
В процессе реализации программы коррекционной работы логопед в ДОУ использует «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», издательства Москва «Просвещение» 2008, рекомендованную ученым советом ГНУ «Институт Коррекционной Педагогики Российской Академии образования»авторовТ.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Программа рассчитана на детей 4-7 лет. Совместно с данной программой используется технология Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», рекомендованную к печати кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена, издательства Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
Диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда.
Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:
1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
4. Подготовка к обучению грамоте.
5. Развитие познавательных психических процессов.
6. Совершенствование мелкой и общей моторики.
5. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:
· Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
· Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
· Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
· Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
· Владеть элементарными навыками пересказа;
· Владеть навыками диалогической речи;
· Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
· Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
· Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
· Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.
В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:
· Свободно составлять рассказы, пересказы;
· Владеть навыками творческого рассказывания;
· Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
· Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
· Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
· Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
· Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
· Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- Фонетическое восприятие;
- Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- Графо-моторные навыки;
- Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).
Результативностьлогопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), «Мониторинг развития лексико-грамматического и фонематического строя речи» (отмечаются результаты обследования по речевой карте) «Результаты логопедического обследования» (отмечается динамика речевого развития по уровням речевого развития), ежегодном отчете и.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 2 – я половина сентября, мая.
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программыТ.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.
Мониторинговая деятельность предполагаетотслеживание:
- динамики развития детей с ОНР;
- эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной работы;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.
Мониторинговое исследование в Приложении 1
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Планируемый результат– достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2000
3. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
5. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
7. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993
8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
И др.
Приложение 1
Результаты логопедического обследования в ______________группе № ___ МАДОУ № 184.
___________ - ___________ учебный год.
№
|
Фамилия
|
ФОНЕМАТИ-ЧЕСКОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
|
ЗВУКО-ПРОИЗНОШЕНИЕ
|
ЛЕКСИКА
|
ГРАММАТИКА
|
СВЯНАЯ РЕЧЬ
|
МОТОРИКА
|
Н.
|
С.
|
К.
|
Н.
|
С.
|
К.
|
Н.
|
С.
|
К.
|
Н.
|
С.
|
К.
|
Н.
|
С.
|
К.
|
Н.
|
С.
|
К.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Красный – низкий, синий – средний, зеленый – высокий уровень, оранжевый – ниже среднего, желтый – выше среднего.
Приложение 2.
Экран состояния звукопроизношения
в ______________группе № ___ МАДОУ № 184.
№
|
Ф. И.
|
Звуки
заключение
|
с
|
с’
|
3
|
3’
|
Ц
|
ш
|
ж
|
ч
|
щ
|
Л
|
Л’
|
P
|
P’
|
глу-хие
|
звон-кие
|
твер-дые
|
мяг-кие
|
глас-ные
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.
- звук отсутствует, - поставлен, автоматизирован в слогах, - автоматизирован в словах, - автоматизирован в предложениях, - автоматизирован в связной речи, - автоматизирован в самостоятельной речи, не требует контроля
Приложение 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
в__________________ группе№___ МДОУ № 184
|
фамилия,
имя
|
память
|
вниманиe
|
мышление
|
механическая
|
логическая
|
слуховое
|
зрительное
|
зрительная
|
слуховая
|
зрительная
|
слуховая
|
сравни картинки
|
нелепицы
|
4-лишний
|
чего не хватает
|
добавь нужное
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.
Красный – высокий уровень, зеленый – средний уровень, синий – низкий уровень, черный - отсутствие
|