Место работы, должность:
"ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ"
На занятиях в театральной студии дети пробовали свои силы в разных ролях: актер, режиссер, художник, музыкант. Конечно, наша студия не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласен с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством в силу своей специфики создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В театральной студии дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
На госэкзамене в Самарской академии искусств меня спросили: -"Зачем вообще нужен театр в школе? Вот ты ведешь театральную студию, а у меня в школе театра не было и ничего..." Я ответил, что театр в школе - это площадка для психологической разгрузки, снятия внутренних зажимов и барьеров, а также всестороннего развития учащегося. Не знаю, удовлетворил ли комиссию мой ответ, но я так действительно считал, и со временем в этом убедился...
Итак, театр - это площадка, а что же средство? А средством психологической разгрузки, развития творческих качеств и способностей учащихся как раз является тренинг! На занятиях я уделяю большое внимание тренингам, чтобы в простой, игровой, незатейливой форме выявить и развивать у детей внутреннее и внешнее внимание, память, воображение, лидерские качества, умение работать в команде и т.п. Воспитывая эти качества, мы помогаем ребенку вырасти во всесторонне развитую личность. Даже если мои воспитанники в будущем не станут актерами, эти черты характера, я убежден, будут востребованы вне зависимости от того, какую профессию или род деятельности в будущем они выберут. Методологическая база у меня состоит из следующих работ: «Сценическое движение. Физический тренинг актера» А. Дрозин, «Актер - самостоятельный художник» методическое пособие. Б. Голубовский, «Этика, как средство воспитания» А.Шемшурина. Иногда обращаюсь к школе, классике, системе К. С. Станиславского, правда система, созданная для школы профессионального актера, для школьной театральной студии слишком объемна и громоздка, а вот адаптированные программы методик для детских и юношеских театров отлично подходят для того, чтобы действенно и системно развивать творческие способности воспитанников.
И так, что же такое тренинг? Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Актерский тренинг, следовательно, должен привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса. Тренинг совершенствует пластичность нервной системы и помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический инструмент актера, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить коэффициент полезного действия всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно. Это его основные задачи.
Естественно, у моих студийцев есть более или менее любимые тренинги, а также краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные системы упражнений. Один из любимых - это тренинг "ТЫ!", его суть заключается в том, что все участники садятся спиной (они ведомые), один участник (ведущий) встает за спины остальным и кричит слово "ТЫ!", обращаясь адресно к одному из ведомых. При этом он не называет имени, никаких личных признаков, просто выкрикивает "ТЫ!" После чего именно тот ведомый, в кого "целился" ведущий, должен встать. Задача развить у ведущего лидерские качества, чтобы он мог "пробить" именно того, к кому обратился. При этом параллельно развивается у ведомых три круга внимания: большой, средний и малый. Нужно чувствовать партнеров, ведущего и самому быть максимально сконцентрированным, чтобы не прозевать момент и встать, когда обратились именно к тебе. В начале практики этого тренинга руководитель чаще всего наблюдает следующую картину: ведущий говорит неуверенно, голос дрожит, ведомые же не встают или встают все сразу. Но со временем ведущий все больше уверен в себе, и в простом обращении "ТЫ!" в голосе уже звучит объем, в этом простом "ТЫ!" появляется мощь, пробивающая и поднимающая с места именно того ведомого, которому и было адресовано обращение. Ведомые со временем перестают вставать все сразу или по группам, начинают чаще вставать по-одному, лучше чувствуют обращение к себе...
Еще один тренинг называется "СЧЕТ ХЛОПКАМИ" - тоже очень популярный в нашей школьной театральной студии. Его суть в следующем: участники садятся вкруг, закрывают глаза, при этом они должны не сговариваясь отбить счет десять раз (нельзя хлопать одновременно). Счет можно начинать с трех раз постепенно увеличивая до десяти: три, четыре, пять, шесть раз хлопнуть и т.д. Каждый участник должен хлопнуть в нужный момент и при этом опасаться хлопнуть одновременно с другим участником. Здесь также формируются три круга внимания плюс чувство ритма. Так, на примере работы двух простых тренингов можно наблюдать, как в учащихся воспитывается одно из самых главных качеств - это внимание! А это и организованность, и способности к целеполаганию, систематике знаний, и планирование своей учебной деятельности. Ребенок учится принимать во внимание не только то, что его волнует здесь и сейчас, но и свои среднесрочные учебные планы. Кроме того, есть ряд тренингов, практикуя которые можно развивать память, постановку речи, ораторские и аналитические способности учащихся. Это доказывает действенность актерских тренинговых практик и методик не только как творческих, но и практичных, и практических.
Я настоятельно рекомендую своим коллегам использовать в работе тренинговую часть как можно чаще, так как именно в тренингах юный актер может найти нужную оценку, характер или характерность, либо "нащупать" образ через игру, через импровизацию. Кроме того, я часто практикую создание зачина (пролога) спектакля через тренинг. Например, даю тему: «Утро в деревне». Каждому даю задачу: ты - рубишь дрова, ты -косишь траву, ты - скотину справляешь и т. д. Есть время подумать, простроить небольшую сюжетную линию в рамках того действия, которое я задал. При этом должно быть какое-то сопротивление, что-то не получается, либо коса на камень нашла, либо топор в сучек сел и т. д. Отсматриваем всех по очереди, что-то берем, что-то - нет, что-то доработаем позже. Так уже из тренинга рождается этюд, а из этюдов - полноценный зачин (пролог) спектакля. По этому же принципу можно строить массовки внутри спектакля: через тренинг к этюду, от этюда к массовке.
Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у студийцев интерес, уважение к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Подводя итог, можно сказать, что тренинги-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позже, параллельно работая с пьесой. Учебные тренинги-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, но могут служить хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Вот почему я считаю, что тренинги одинаково полезны как руководителям театральных студий, так и всем руководителям творческих, художественных направлений...
Педагог дополнительного образования
Фольварочный С.В.