« Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
Морали и нравственности. А чем они богаче, тем
Успешнее идет развитие духовного мира детей…»
Б.М.Теплов.
Театрализованная деятельность – хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая художественный образ персонажа; у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, театру. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр: у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В настоящее время, проблема в том, что, дети замыкаясь на телевизорах, компьютерах, становятся менее общительными, более конфликтными. А родители, приобретают компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребенка.
Вот уже почти четыре года театр «живет» в нашей группе. Дети пользуются разнообразными видами настольных театров: плоскостным бумажным, плоскостным деревянным, пальчиковым (тряпочным и из киндер сюрприза), театром из ложек, театром из лопаток, перчаточным театром, вязанным- ладошковым, рулонным и конусным, плоскостным на столе и фланелеграфе (многие настольные театры я сделала своими руками, и при частичной помощи детей). Дети очень любят кукольный и теневой театры. Большая работа в группе ведется по играм-драматизациям. Начиная со второй младшей группы, для родителей и детей детского сада были поставлены сказки В.Сутеева «Под грибом», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка на новый лад», кукольный театр "Царевна - лягушка".
При одном только слове «театр», «артист», у моих детей загораются глазки. Даже у самых застенчивых появляется желание попробовать себя в роли какого-либо сказочного персонажа. Конечно, таким детям мы стараемся, вначале, дать самые незначительные роли (например, быть репкой; изобразить цветок или пролететь, как бабочка), но зато, сколько радости у ребенка в глазах.
Во второй младшей и средней группе мои наблюдения показали, что в свободной деятельности игры в театр у детей кратковременны, обеднены сюжетом, так как нет знаний о русском быте, традициях и обрядах русского народа и народов мира.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Театр –это игра, чудо, волшебство, сказка!
Я хочу сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, и чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Эти идеи и послужили толчком для реализации проекта «Театрализованная деятельность».
Творчество – это не удел только гениев, создавших в
Великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое.
Л. С.Выготский
Методический паспорт проекта
Название проекта. Детско-родительский образовательный проект «Театрализованная деятельность».
Участники проекта. Воспитатели, дети группы «Кораблик» (старшая и подготовительная возрастные группы), родители.
Тип проекта. Творческий.
Продолжительность. Долгосрочный.
Сроки реализации. С сентября 2015 г. по май 2016 г.
С сентября 2016 г. по май 2017 г.
Актуальность. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Цель проекта. Творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта.
- Сформировать правильную модель поведения детей в современном мире.
- Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
- Развивать эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений.
- Побуждать детей к фантазированию, придумывать свой сюжет.
- Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.
Продукты проектной деятельности.
- Смотр конкурс рисунков «Наши любимые сказки».
- Изготовление кукол для настольных театров (рулонный театр, смешарики)
- Драматизация сказки «Красная Шапочка на новый лад».
- Создание книжной выставки «Наши сказки».
- Кукольный театр «Царевна лягушка».
- Фотовыставка «Мы - артисты».
Ожидаемые результаты:
- Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
- Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
- Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
- Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
- Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
- Предметно-пространственная развивающая среда группы дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
- Установлен тесный контакт с родителями.
Роль родителей в реализации проекта.
- Совместное чтение художественной литературы.
- Совместное изготовление декораций и костюмов к спектаклям.
- Анкетирование родителей.
- Театральный досуг совместно с родителями «Театр - наш друг и помощник».
- Изготовление самодельных книг "Наши сказки" совместно с детьми.
Рабочий план мероприятий на 2015-2016 учебный год по реализации совместно с родителями проекта
по теме «Театрализованная деятельность» в старшей группе.
Содержание работы
сроки
1. Анкетирование родителей на тему «Любите ли вы театр?»
2. Консультация для родителей «Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста».
3. Рассказ воспитателя о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.
Сентябрь
1.Диагностика уровня творческих способностей у детей.
2.Смотр-конкурс рисунков, созданных совместно с родителями «Наши сказки».
Октябрь
1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю».
2. Пополнение театрального уголка. Изготовление кукол для настольного театра (рулонный театр, смешарики).
Ноябрь
1.Обучать детей умению управлять фигурами настольного театра.
2.Инсенировка кукольного театра «Теремок».
Декабрь
1.Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка».
2.Знакомство со сценарием сказки «Красная Шапочка на новый лад».
Январь
1.Репетиция по сказке «Красная Шапочка на новый лад».
2.Подготовка совместно с родителями костюмов для спектакля.
Февраль
1.Репетиция по сказке «Красная Шапочка на новый лад».
2.Подготовка совместно с родителями декораций к спектаклю.
Март
1.Драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» для родителей и
детей ДОУ.
Апрель
1.Диагностика уровня творческих способностей у детей.
Май
Рабочий план мероприятий на 2016-2017 учебный год по реализации совместно с родителями проекта
по теме «Театрализованная деятельность» в подготовительной группе.
Содержание работы
сроки
1.Беседа о роли театральной деятельности в жизни человека.
2.Рекомендации для родителей «Сочиняем сказку вместе».
сентябрь
1.Диагностика уровня творческих способностей у детей.
октябрь
1.Консультация для родителей «Организация театрального уголка дома».
2.Книжная выставка самодельных книг «Наши сказки».
ноябрь
1.Основы театральной культуры.
2.Театральный досуг совместно с родителями «Театр - наш друг и помощник».
декабрь
1. Показ кукольного театра для младшей группы ДОУ «Репка» и «Колобок».
январь
1.Подготовка совместно с родителями кукол для спектакля «Царевна -лягушка».
2. Репетиции спектакля.
февраль
1.Изготовление совместно с родителями декораций к спектаклю «Царевна – лягушка».
2.Репетиции спектакля.
март
1. Показ для детей старшей группы ДОУ и родителей кукольного спектакля «Царевна – лягушка».
1.Фотовыставка «Мы - артисты»
апрель
1.Диагностика уровня творческих способностей у детей.
май
Диагностика уровня творческих способностей у детей подготовительной группы «Кораблик» на 2016-2017 учебный год.
(списочный состав детей 19 человек)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Начало учебного года
Конец учебного года
Начало учебного года
Конец учебного года
Начало учебного года
Конец учебного года
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
1.Основы театральной культуры
6
31.6
8
42.1
10
52.6
10
52.6
3
15.8
1
5.3
2.Речевая культура
5
26.3
9
47.4
11
57.9
10
52.6
3
15.8
-
-
3.Эмоционально-образное развитие
5
26.3
6
31.6
13
68.4
13
68.4
1
5.3
-
-
4.Навыки кукловождения
6
31.6
8
42.1
12
63.2
11
57.9
1
5.3
-
-
5.Основы коллективной творческой деятельности
8
42.1
10
52.6
10
52.6
8
42.1
1
5.3
1
5.3
31.6
43.2
58.9
54.7
9.5
2.1
В течение 2015-2017 учебного года в группе проводилась большая работа по театрализованной деятельности. В связи с этим у детей заметно повысился эмоциональный интерес к театрализованной деятельности; владение знаниями об эмоциональных состояниях героев; владение кукловождением и применение их в самостоятельной деятельности. Об этом говорят результаты диагностики.