Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания. Компьютерные технологии не просто дополняют обучение, а становятся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность
В современной отечественной педагогике изучению внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий уделяется большое внимание.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые легли в основу разработанных отечественными учеными моделей образовательного процесса и позволили повысить качество обучения. Г.К. Селевко в своей работе «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» предлагает наиболее часто встречающиеся в Российских школах модели образовательной системы на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Среди них необходимо отметить ряд моделей.
Модель «Информатизация (компьютеризация) образовательного учреждения». Данная модель основывается на создании в образовательном учреждении информационно-коммуникационной образовательной среды, которая включает в себя технический (комплекс используемой техники для решения основных задач), программный (набор программных средств для реализации информационных образовательных технологий), предметный (содержание обучения по образовательным областям, воспитательные программы), методический (технологии, методики, инструкции, порядок пользования, оценка эффективности) компоненты. В рамках отдельного образовательного учреждения определены целевые установки информатизации:
Формирование материальной базы информационной культуры
Формирование информационной культуры учащихся
Применение средств ИКТ в предметном обучении
Организация внеурочного образовательного пространства
Информатизация внутришкольного управления
Модель «Непрерывное формирование информационной культуры учащихся».
В настоящее время существует несколько концепций формирования информационной культуры подрастающего поколения (С.А. Бешенкова, А.П. Ершова, Е.С. Полат, А.В. Горячева, Е.А. Ракитиной, И.В. Роберт и др.)
Целевые ориентации данной модели:
организация процесса непрерывного обучения детей информатике с 1 по 11 класс,
системная интеграция информационных технологий в образовании,
создание эффективного внутришкольного информационного пространства и включении в мировое информационное образовательное пространство,
приобретение всеми членами педагогического коллектива «информационной компетентности»,
снижение социально-педагогической дезадаптации ребенка в условиях информационной среды.
Модель «Базовый курс «Информатика и ИКТ»» (М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, А.Г. Агеев, Ю.А. Шафрин и др.)
Данный курс чрезвычайно важен в технологии формирования информационной культуры школьника. Традиционно основные задачи курса – формирование алгоритмического мышления учащихся и изучение основ программирования.
Целевые ориентации данной модели:
Изучение информатики как науки и компьютера как устройства
Формирование представлений об информационных процессах
Овладение методами и средствами получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации
Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, умения применять информационные технологии в своей учебной деятельности
Формирование информационного мышления и системно-информационной картины мира
Поисковая деятельность, формирование творческих, исследовательских качеств
Успешная социализация выпускников: формирование готовности к работе с современными информационными средствами
Содержание базового курса сочетает в себе три основных направления в обучении информатики в школе: мировоззренческий, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира; пользовательский, связанный с формированием компьютерной грамотности; алгоритмический, связанный с развитием мышления.
Модель ТОГИС (Технология Образования в Глобальной Информационной Сети) В.В. Гузеева.
Являясь развитием Интегральной образовательной технологии, реализует деятельностно-ценностный подход к образованию.
Главный элемент в данной модели – решение учебных задач, в которых акцент делается на способах их решения, а не на содержании. Учебная задача имеет трехкомпонентную структуру: познавательную в виде текста (схемы, рисунка), информационную (возникающую в ходе познавательной деятельности) и коммуникационную подзадачи. Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.
Модель телекоммуникаций основана на использовании сетевых информационных технологий, обеспечивающих интеграцию и кооперативное использование существующих в пространстве и во времени информационных ресурсов путем телекоммуникационного доступа к ним удаленных пользователей. Сеть позволяет:
Пользоваться информацией, хранящейся в других компьютерах и специального коллективного хранилища информации – компьютера-сервера
Обмениваться информацией друг с другом в режиме электронной почты.
Групповые формы деятельности (сетевые игры, творческие коллективные задания, тематические проекты в локальных сетях и т.д.) сочетают педагогическое стимулирование самопознания и самореализации детей с коллективной формой их общения. Телекоммуникационные проекты стимулируют интерес к изучаемым предметам, активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий, работе с литературой, позволяют школьникам проявлять свою индивидуальность, реализовывать свой творческий потенциал, помогают педагогу объективно оценить выбранную им тактику и стратегию работы с классами, методику обучения, выбор предметного содержания.
Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» (Кругликова Л.С., Зазнобина Л.С.) основывается на специальной воспитательной задаче, которая ставится перед предметом «Информатика и ИКТ»: выработать ответственное и критическое отношение школьников к новейшим средствам массовой информации и их использованию, развить способность к правильной оценке самостоятельного выбора и действия [2, с.].. Содержание медиаобразования интегрируется также в контекст содержания гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Особенность содержания медиаобразования, интегрированного в различные школьные дисциплины: фактологическая основа того или иного учебного предмета одновременно является фактологической основой медиаобразования. Достижение целей обучения и воспитания сочетается с приемами формирования медиаобразовательных умений:
Понимание целей коммуникации, направленности информационного потока
Восприятие альтернативных точек зрения и высказывание обоснованных аргументов «за» и «против» каждой из них
Установление ассоциативных и практически целесообразных связей между информационными сообщениями
Составление рецензий и анонсов информационных сообщений и т.д.
Модель «Школьный Центр СМК (Средства Массовой Коммуникации)» (Селевко А.Г.) Данная модель объединяет все школьные средства масс-медиа в организацию «Школьный СМК-центр». Центр – информационная основа всей внеурочной деятельности детей и преследует следующие цели:
Мультимедиаобразование, обеспечение защиты ребенка от информационных манипуляций, общественная польза;
Координация деятельности всех школьных СМК;
Информирование учащихся о деятельности системы дополнительного образования;
Информация о результатах мониторинга учебной и воспитательной работы школы;
Информация о деятельности органов ученического самоуправления
Знакомство школьников с шедеврами мировой художественной культуры;
Осуществление телекоммуникаций со школами области и других регионов России;
Приобщение школьников к технической и журналистской стороне СМК.
Представленные модели образовательной системы на основе использования информационно-коммуникационных технологий находят широкое применение в обучении подрастающего поколения. Наряду с этим в современных педагогических исследованиях данному вопросу в деятельности педагога-воспитателя уделяется недостаточное внимание, за исключением модели "Школьный СМК-центр". Тем не менее, мощный информационный поток оказывает огромное влияние не только на образование ребенка, но и на его воспитание. И если этот поток неуправляем, он может оказать негативное влияние на формирование личности. Поэтому, одной из задач педагогов-воспитателей становится управление информационными потоками в процессе использования информационно-коммуникационных технологий в организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Определение эффективности этой деятельности становится крайне актуальной проблемой для современной школы. Это обусловлено противоречием между осознанием педагогом-воспитателем необходимости реализации компьютерных технологий, а также управления информационными потоками в практической деятельности и отсутствием научно-обоснованных ориентиров эффективного их включения в процесс воспитания.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке и практике позволяют нам сделать вывод о том, что необходимо активизировать научные педагогические исследования в области теории и методики воспитания на основе применения информационно-коммуникационных ресурсов в условиях современной школы. Настоящая проблема, на наш взгляд, может быть успешно решена при условии реализации метода педагогического моделирования воспитательного процесса, где информационное обеспечение может выступать в роли не просто средства сопровождения, а в качестве методологического основания разработки концепций в решении актуальных проблем воспитания подрастающего поколения.
Педагогическое моделирование дает возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу (Новиков А.М.). Моделирование служит способом конструирования нового, не существующего ранее в практике. При этом создаются модели-гипотезы, выступающие образом будущей системы, вскрывающие механизмы связи между компонентами изучаемого, которые затем проверяются на практике.
В процессе моделирования задействованы четыре «участника»: «субъект» — инициатор моделирования и/или пользователь его результатов; «объект-оригинал» — предмет моделирования, т.е. та педагогическая, образовательная система, которую хочет создать и/или пользоваться в дальнейшем «субъект»; «модель» — образ, отображение объекта; «среда», в которой находятся и с которой взаимодействуют все «участники». Моделирование включает в себя этапы: построение моделей, оптимизации моделей, выбора модели (принятие решения)[1, с.230] .
Для того, чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, недостаточно ее только создать. Необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование.
Модель, во-первых, должна быть ингерентна, то есть достаточно согласована с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать. Не менее важно чтобы в самой среде были созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование будущей системы. То есть не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к модели будущей системы. Во-вторых, модель должна быть проста. С одной стороны, простота модели — ее неизбежное свойство: в модели невозможно зафиксировать все многообразие реальной ситуации. С другой стороны, простота модели неизбежна из-за необходимости оперирования с ней, использования ее как рабочего инструмента, который должен быть обозрим и понятен, доступен каждому, кто будет участвовать в реализации модели. С третьей стороны, есть еще один, довольно интересный и непонятный пока аспект требования простоты модели, который заключается в том, что чем проще модель, тем она ближе к моделируемой реальности и тем она удобнее для использования [1, с.234]. В-третьих, модель должна быть адекватной. Адекватность модели означает возможность с ее помощью достичь поставленной цели проекта в соответствии со сформулированными критериями. Адекватность модели означает, что она достаточно полна, точна и истинна.
Методы моделирования не содержат жестких правил, алгоритмов. В настоящее время не существует твердых и эффективных правил моделирования — в этом процессе решающую роль играет творчество, интуитивное искусство создания модели.
Следующий этап стадии моделирования — оптимизация моделей, которая заключается в том, чтобы среди множества возможных вариантов моделей проектируемой системы найти наилучшие в заданных условиях, т.е. оптимальные альтернативы. Важным требованием оптимизации моделей является требование их устойчивости при возможных изменениях внешних и внутренних условий, а также устойчивости по отношению к тем или иным возможным изменениям самой модели проектируемой педагогической (образовательной) системы.
Выбор одной единственной модели (принятия решения) для дальнейшей реализации - последний и, пожалуй, наиболее ответственный этап стадии моделирования, его завершение. Выбор является действием, придающим всей деятельности целенаправленность. Именно выбор реализует подчиненность всей деятельности определенной цели [1, с.246].
В разработке настоящего направления развития теории и методики воспитания метод педагогического моделирования позволяет не только искать новые возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе, но и поможет методологически обосновать концепции решения актуальных проблем воспитания.
Можно предположить, что эффективность воспитательного процесса основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий будет зависеть от ряда факторов:
1) организации информационного пространства образовательного учреждения, включающего в себя:
функционирование кабинетов информационных технологий, предметных и специальных кабинетов, медиатек и медиацентров,
аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение, методическую поддержку,
мотивацию участников образовательного процесса к применению ИКТ, психологическую готовность к активному введению ИКТ в практику образовательной деятельности.
2) специфики использования материально-технических и информационных ресурсов в образовательном процессе, где активное использование в образовательном учреждении имеющихся ИКТ ресурсов (программ, ресурсов медиатеки и медиацентра и т.д.) позволит оптимизировать весь учебно-воспитательный процесс и добиться высоких результатов в решении актуальных проблем.
3) профессионализма педагогов-воспитателей в использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках, во внеурочной и управленческой деятельности (проведение интернет-диагностики, интернет-семинаров и конференций в интернет-сообществах). Все это зависит не только от общего профессионального уровня педагогического коллектива, но и желания совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развивать информационное образовательное пространство своего образовательного учреждения.
4) включенности учащихся в социально-значимую совместную с педагогами деятельность с использованием ИКТ (организация и проведение телекоммуникационных проектов и викторин, общение в сетевых сообществах, создание и наполнение школьного и классного сайтов, участие в блогах и обсуждениях на форумах и т.д.).
Таким образом, системно обоснованное применение информационно-коммуникационных технологий педагогом-воспитателем позволит оптимизировать воспитательный процесс в современном образовательном учреждении, направленный на создание условий, позволяющих обеспечить возможность личностного становления учащихся, их готовность к жизненному самоопределению в культурно-образовательном пространстве информационного общества; совершенствовать профессиональную деятельность педагога-воспитателя в решении актуальных проблем воспитания.
|
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Совершенна согласна с коллегами - ИКТ - это прежде всего помощь нам, педагогам-воспитателям. И если мы сумеем этой помощью воспользоваться, то сможем понять современных подростков, и, может быть, даже сгладить вечный конфликт "отцов и детей"
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Уважаемая Наталья Викторовна!
Спасибо, что проинформировали участников сообщества с моделями информатизации образования. Это очень важное сообщение!
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Говоря об эффективности воспитательного процесса, основанного на использовании ИКТ, вы упоминаете 4 больших группы различных факторов, от которых зависит качество воспитания. Должно ли следовать из этого, что школы, имеющие в своем информационном арсенале все ИКТ-средства, справляются с трудными вопросами воспитания, а в школах, не имеющих хотя бы одного из перечисленных условий, педагогам даже не расчитывать на успехи в деле воспитания подрастающего поколения?
Ольга Куликова
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Уважаемая Ольга Александровна! Спасибо Вам за интересный вопрос. Постараюсь на него ответить. Хочется начать с того, что любому педагогу, не зависимо от того, использует ли он ИКТ или нет всегда можно и нужно расчитывать на успех в воспитании подрастающего поколения, главное помнить: "Воспитание успешно, если оно системно" (Л.И. Новикова). Теперь что касается использования ИКТ в организации воспитательного процесса: если обратиться к 4 группам факторов, то можно увидеть, что наличие одного из них повлечет за собой присутствие другого. Так, например, грамотная организация информационного пространства образовательного учреждения неизбежно повлечет за собой активное использование ИКТ-ресурсов, повышение профессионализма педагогов-воспитателей, позволит включить учащихся в социально-значимую совместную с педагогами деятельность. Для того, чтобы включить учащихся в социально-значимую совместную с педагогами деятельность, необходимо, чтобы педагоги-воспитатели были профессионалами своего дела.
И если в образовательном учреждении есть ИКТ ресусы, которые не используются, или педагоги-воспитатели профессионалыв применении ИКТ, не реализующие свои возможности, в то время, когда в государстве приняты постановления об информатизации образования, а президент все чаще напоминает нам, как важно уметь пользоваться информационными ресурсами и глобальной сетью Интернет, то навряд ли можно вообще говорить о том, что у педагогов есть желание решать современные проблемы воспитания, которые возникают в условиях перехода к информационному обществу.
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Мне очень интересно суждение Ольги Александровны Куликовой о нарушении системного подхода к процессу воспитания. Я задумалась над этой проблемой.
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Да, конечно. Для начала, давайте опредилимся, что мы будем считать "управлением". Управление - это особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы (B.C. Лазарев). В настоящее время довольно трудно представить руководителя и заместителей руководителя образовательного учреждения не использующих в своей работе информационно-коммуникационные технологии. Самое простое - использование word для создания текстовых документов при планировании и анализе учебно-воспитательного процесса, программы Excel для ведения банка данных об учащихся ОУ различных категорий, электронного журнала, Power Point для представления результатов работы ОУ и т.д. Если подумать, то и наше интернет-сообщество - средство управления, естественно, не образовательным процессом, но педагогами-воспитателями города.
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
А вообще, спасибо за подсказку, "Использование ИКТ в управлении воспитательным процессом в школе" - это отличная тема для новой статьи.
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Трудно не согласиться с автором статьи, что представленные модели образовательной системы на основе использования информационно-коммуникационных технологий находят широкое применение в обучении подрастающего поколения. Здесь наблюдается определенный перекос: данному вопросу в деятельности педагога-воспитателя уделяется недостаточное внимание, за исключением модели "Школьный СМК-центр".
Но, задумываясь о воспитании как о процессе самоорганизующемся, крайне важно научить ребенка самому управлять информационными потоками, а значит работать с информацией совсем не только учебного характера. Здесь приобретает значение воспитание как условие формирования системы ценностных ориентаций ребенка, проявляющейся в конкретной деятельности и ее результатах. О том, как педагогу-воспитателю взять на вооружение идею управления информационными потоками, наверное еще предстоит серьезно задуматься. Но сегодня не думать совсем об этом просто нельзя!
На: Использование ИКТ в деятельности педагогов-воспитателей для
Совершенно с Вами согласна, тем более, что в последнее время лавина информационных потоков несет много негатива. И задача учителя научить ребенка избирательно использовать всю информацию, которая, прежде всего, влияет на его мысли и поступки, а значит и на формирование ценностных установок, которыми он будет руководствоваться в течение всей жизни.