Вызывает сожаление тот факт, что количество часов на преподавание уменьшается. О каком качестве знаний может идти речь, если у нас нет достаточно хороших учебников! Я постепенно "ухожу" от Сонина к Пономаревой, так как считаю, что у него очень много биологических ошибок, да и 6-класснику очень трудно понять изучаемый материал.
Я абсолютно согласна с авторами статей в том, что биологическое образование просто необходимо каждому человеку, причем запас знаний должен пополняться попастоянно. Очень жаль, что наша школьная биология, в основном морфологическая и физиологическая.
Уважаемая Татьяна Михайловна, абсолютно с Вами согласна. Рада, что нашла для себя учебник биологии для 10-11 классо авторского коллектива, в который входит И.Б.Морзунова. Если Вы работаете по этому учебнику, хотелось бы узнать Ваше мнение о нем. С уважением Маркова С.Г.
По поводу обсуждения проблем биологического образования в современной школе.
Я согласна, что биология - наука будущего (хотелось бы, чтобы и настоящего), но об этом задумываешься только когда возникают какие-то проблемы или сталкиваешься в процессе работы.
Биология необходима всем, ведь человек стал социальным существом позднее, и никуда от его биологической сущности не денешься.Он не может жить в изоляции от других организмов и окружающей среды.
Очень жаль, что количество часов, отведённое на предмет биологии в школе не позволяет дать в полной мере качественные знания детям. Да и разные авторы по разному раскрывают содержание различных тем, а данные в различных источниках не просто бывают ошибочные, но и противоречивые.
Современные дети в оснвной массе оторваны от природы, напичканы разнообразной информацией, часто просто имеют отрывочные знания, которые не применяются ими.Необходимо развивать у них нравственные принципы, повышать культуру общества вцелом. А для этого нужно в обществе переоценить свои позиции относительно окружающего мира, а не просто быть бездумными потребителями.
"Разум хорошо упорядоченный, дороже разума, хорошо упакованного". Эти слова французского философа Мишеля Монтеня актуальны в наше время время. К сожалению, большая часть современных учебников биологии не способствует системному осмыслению сути жизни.
В основе биологического образования, беспорно, должен лежать деятельностный подход. Только человек, способный грамотно вести себя в природе, умеющий предвосхищать последствия своей деятельности, сможет сохранить этот мир для потомков. В своей педагогической деятельности уже много лет использую экологические ролевые игры, формирование экологического мировоззрения лежит во главе угла как урочной, так и внеурочной деятельности. Согласна с тем, что для учеников тема "Эволюция" одна из самых непонятных тем в биологии, но не уверена, что включение этой темы в программу 6 класса сделает ее более понятной.
Абсолютно согласна с автором статьи о том , что биологически образованным должен быть каждый человек, в любой сфере занятости. А основы ,конечно, должны быть заложены в школе. К сожалению реалии нынешнего образования не позволяют этого сделать, т.к . сокращение часов на биологию приводит к тому, что предмет переводится в рамки второстепенного. На мой взгляд, биология должна стоять в школьной программе на уровне математики и русского языка.
Дети далеки от общения с природой. т.к . та же нехватка часов не позволяет проводить уроки-практикумы. экскурссии и подобные им занятия. На уроке стараешься изучить хотя бы основные понятия, закономерности, законы.
Что касается дарвинизма, то это " больной" вопрос, особенно когда говорим о происхождении и развитии жизни на Земле. Конечно, мы рассматриваем разные гипотезы. Но как затем изучать эволюционную теорию детям, которые изначально придерживаются православного взгляда на эти вопросы? А ведь таких детей становится к счастью всё больше.
Проблема традиционного курса биологии это перенасыщенность терминами анатомическими, физиологическими подробностями. Ученикам трудно ориентироваться в огромном объеме информации.1 час в 6 классе, когда формируются основные понятия биологии, учебник же 7 класса очень труден для восприятия и растения и животные за один год. Естественно, такая голая информация не учит любить и беречь природу, отбивает желание знать ее. А “ведь именно в процессе такого общения закладываются основы бережного и трепетного отношения ко всему живому, осознание гармонии окружающего мира и его беззащитности перед грубым вмешательством человека“. Приусадебный участок есть в школах, но дети уже другого поколения и не всем интересно работать на участке. Поэтому нам, учителям предстоит работа, чтобы сделать урок интересный, обучающим, запоминающимся, красочным. Как это делают коллеги? Я думаю ОК даст ответы на многие вопросы.
Согласен с мнением большинства, что биология должна стать не просто одним из предметов школьного или университетского курса, а необходимой частью любого образования. Биология - наука о жизни, а мы - живые люди и поэтому одной из важнейших задач считаю научить учеников основам знания биологии. Каждый культурный человек должен знать биологию. А вот, к сожаленью проблем многовато. Это, прежде всего, малое количество учебных часов.
Сейчас очень актуально изучение экологии. Неплохо было бы, если бы это был отдельный предмет. Согласен с автором статьи А.Г. Плетневой в том, что в настоящее время перед человечеством стоят такие проблемы: как выжить, как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, как проявлять заботу не только о себе, но и об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на среду обитания, грозящее ее разрушением. Именно поэтому сейчас, как никогда остро стает вопрос об экологический и общебиологической грамотности населения нашей планеты. т
Удивительно! Мне приходиться постоянно убеждать своих учеников, что мы часть природы, которую необходимо береч. А ведь это неоспоримый факт. Полностью согласна с авторами, биология - наука у которой сейчас нелёгкий период. Последнее время появляется много противоречивой информации, постоянно приходиться быть в курсе дел. Согласна, что особое место далжно быть у экологического образования, но на него времени не остаётся. Мне курс 6 класса по учебнику Сонина - нравиться, я очень много работала и продолжаю работать, чтобы ребятам было легче воспринимать, то что я им говорю. А вот с курсом 7 класса - проблемы! Я вообще с трудом справляюсь с таким объёмом. Прочитала, что понятие "Эволюция" нужно вводить в 5 классе, не согласна - рано. Мне кажется, что не готовы ученики ещё понять данный процесс.
Сколько людей, столько и мнений. Кому-то нравится учебник Сонина, кому-то Пасечника, кому-то Пономаревой. Я думаю, что не столь важен учебник, сколько важно так преподнести материал, чтобы ученик задумался о его важности и необходимости для себя. Согласна с теми учителями, которые ратуют за введение отдельного предмета Экологии в школе (а в некоторых регионах он есть).
Уважаемые коллеги!!!
Этот форум посвящен обсуждению проблем биологического образования в современней школе.
Выскажите свое мнение по поводу изученных статей:
С уважением, Антонина Александровна