Введение
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), под которыми будем понимать специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном (образовательном) процессе, для воспроизведения и функционирования которых необходимы средства вычислительной техники.
В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР: 1) специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету; 2) «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания; 3) размещенные на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанных для поддержки учебного процесса по информатике и снабженные методическими рекомендациями, в которых отражены цели их использования и решаемые дидактические задачи.
В процессе подготовки к уроку информатики учитель может использовать ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» (http://webpractice.cm.ru), демонстрационные варианты тестов ЕГЭ on-line (http://www.edu.ru/moodle/), а также открытый сегмент ФБТЗ по информатике (http://www.fipi.ru/view/sections/160/docs/).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) имеется несколько рубрик («Инновационные учебные материалы», «Коллекции», «Инструменты учебной деятельности»), содержащих ресурсы по курсу информатики и ИКТ.
В рубрике «Инновационные учебные материалы» размещен информационный источник сложной структуры «Графика плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» (ЗАО «Е-Паблиш»). Основная цель этого ресурса – дать представление учащимся о технологиях цифрового видео, цифрового звука, 3-d моделирования, а также практические навыки обработки звука, видео и графики. Прикладные компьютерные технологии невозможно изучать теоретически, а соответствующее программное обеспечение чрезвычайно разнообразно, стоит достаточно дорого и стремительно изменяется. Учитывая это, авторы попытались сделать акцент на общих принципах, лежащих в основе всех программных реализаций. В ресурсе предусмотрено использование программного обеспечения, доступного каждому образовательному учреждению.
Информационный источник сложной структуры «Основы компьютерных сетей» (ЗАО «Е-Паблиш») поддерживает преподавание курса «Телекоммуникационные технологии» с помощью наборов анимированных аудиолекций, слайдов-иллюстраций, тестов и т.д. В состав ресурса включены конструктор уроков для учителя, а также конструктор школьных сайтов.
Информационный источник сложной структуры «Краткая история моделирования» (СМИО Пресс) представляет собой построенный по хронологическому принципу гипертекстовый материал по истории моделирования в различных областях знания (астрономии, биологии, географии, информатике, математике, физике, философии, химии, технике, экономике). Особый упор делается на математическое/компьютерное моделирование и историю развития методов научного исследования в различных областях знания с помощью математики/компьютера. Ресурс позволит подвести учащегося к серьезным научным проблемам, сформулированным с использованием знаний на уровне средней школы. После прохождения данного курса школьники будут больше знать из истории моделирования, уметь строить модели в различных областях, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Информационный источник сложной структуры «Информатика. 8-9 класс» (ЗАО «1С») предназначен для изучения двух важных тем курса информатики: «Информация и информационные процессы» и «Устройство и принципы работы компьютера». В состав ресурса входят справочные материалы, красочные интерактивные анимации, анимированные и интерактивные схемы, игры, проверочные задания, несколько виртуальных лабораторий. В ресурс включен ряд ресурсов, которые целесообразно использовать на профильном уровне изучения предмета в 10–11 классах. Например, имеющиеся в ресурсе системы тестирования могут быть использованы на этапе входного контроля для определения стартового уровня подготовки учащихся.
В коллекции «Контрольные работы по основным разделам учебных дисциплин» представлены контрольные работы профильного курса информатики и ИКТ в 10–11 классах. Тематика работ следующая:
1) Информация и информационные процессы
2) Логика
3) Средства ИКТ
4) Телекоммуникационные технологии
5) Безопасность информации
6) Microsoft Word
7) Технология обработки числовых данных на примере электронных таблиц
8) Технологии поиска и хранения информации
9) Программные средства обработки графической информации
10) Технологии мультимедиа
11) Системы автоматизированного проектирования 3-D график
12) Приемы создания Web-страниц и сайтов
13) Моделирование и формализация
14) Информационная деятельность человека
Чтобы воспользоваться этими работами, их следует предварительно инсталлировать на рабочие места учеников. Отметим, что рассматриваемые ресурсы являются закрытыми, т.е. учитель не имеет возможности внести в них свои изменения или дополнения.
В коллекции «Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края» учитель информатики в рубрике «Олимпиада по информатике для учащихся» найдет решение ряда задач олимпиадного характера и соответствующий теоретический материал; материалы рубрики «Пакет профильного курса по информатике "HTML - конструирование"» можно использовать при планировании уроков соответствующей тематики.
В коллекции «Ресурсы по информатике Ивановского «Учебно-методического центра информатизации и оценки качества образования» наибольший интерес представляет методическое пособие Лебедевой Э.В. «Практикум по решению задач в курсе информатики», которое может быть использовано на этапе подготовки к ЕГЭ.
В коллекции «Ресурсы по информатике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы» собраны текстовые материалы (теоретический и справочный материал, примеры решения задач, задачи для самостоятельного решения) по основным темам профильного курса информатики, а именно: «Алгоритмика», «Представление данных», «Теоретическая информатика», «Математическая логика», «Архитектура ЭВМ», «Компьютерное моделирование», «Основы программирования» и др.
Отдельные ресурсы, представляющие интерес для уроков информатики, можно обнаружить в коллекциях «Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея» и «Памятники науки и техники в собраниях музеев России»; их наиболее целесообразно использовать в проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников (тематика таких работ должна быть тщательно продумана).
В условиях информатизации образования в старших классах возрастает востребованность навыка скоропечатания. Формирование такого навыка наиболее эффективно осуществляется на основе специального программного средства – клавиатурного тренажера. Одна из самых известных методик скоропечатания принадлежит учёному-психологу, журналисту и преподавателю факультета журналистики МГУ Владимиру Шахиджаняну. Она положена в основу разработки клавиатурного тренажера "Руки солиста", размещенного в ЕК ЦОР в разделе «Инструменты учебной деятельности». Клавиатурный тренажер позиционирован как инструмент для работы в 7–9 классах общеобразовательной школы, но здесь возрастная привязка не принципиальна – тренажер может быть использован и в 10-11 классах.
Типология цифровых образовательных ресурсов
Таким образом, в распоряжении учителя информатики имеются следующие типы ресурсов:
1) иллюстрации (фотографии, схемы, рисунки);
2) текстовые документы;
3) гипертекстовые учебные модули;
4) анимации и видеоролики;
5) интерактивные модели;
6) интерактивные задания и тесты;
7) инструменты учебной деятельности.
|