Программа обучения
«Подготовка преподавателей и методистов к работе в интегрированной информационной среде с цифровыми образовательными ресурсами»
Данная программа адресована учителям общеобразовательных учреждений (ОУ) и методистам ресурсных центров, ведущим практическую педагогическую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий и внедряющих цифровые образовательные ресурсы в учебную деятельность.
При разработке программы были учтены требования Закона РФ «Об образовании», государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих дополнительное профессиональное образование, в том числе приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 1221.
Материал структурирован по модульному принципу. Тематическое содержание модулей позволяет использовать их не только в составе настоящей программы, но и включать в различные интегрированные учебные курсы повышения квалификации с зачетом по соответствующим темам.
При изучении модуля 2 слушатели получат комплексное представление о цифровых образовательных ресурсах по различным предметам для профильного и базового уровня, размещенных на федеральных образовательных порталах. Это вариативный модуль, его содержание зависит от выбора предмета.
Модули 3-6 составляют инвариантный блок. При работе над материалом этих модулей слушатели знакомятся с интегрированной информационной системой Гиперметод.
В рамках 7-го модуля выполняется выпускная работа.
Основой библиотеки образовательных ресурсов, которые применяются в модулях, являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Единой коллекции для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция создана в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализованного Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации (http://school-collection.edu.ru).
Целевая установка программы обучения
Создание условий для внедрения в деятельность учреждений общего образования современных форм и методов организации учебно-образовательного процесса, эффективно использующих информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы и возможности сетевого взаимодействия педагогов и учащихся.
Задачи обучения
- Формирование представления о моделях организации образовательного процесса, основанных на использовании информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов;
- Систематизация представления об интегрированных информационных средах (ИИС), основных компонентах и функциях ИИС, ролях и полномочиях пользователей ИИС;
- Демонстрация базовых элементов интерфейса и основных приемов использования инструментов ИИС Гиперметод, используемых при подготовке и проведении обучения:
- Информирование об базовых моделях использования компонентов ИИС при разработке учебных материалов, реализованных в системе управления учебными материалами;
- Информирование о базовых вариантах организации обучения, реализованных в системе управления обучением ИСС;
- Изучение базового функционала системы и основных приемов работы учителя при создании учебного курса;
- Информирование о системах управления пользователями, планировании расписания, контроля выполнения учебного плана, подготовке отчетов по использованию ИИС в учебном процессе
- Отработка действий в системе с правами Преподавателя и Слушателя
- Выполнение итоговой работы по созданию макета курса по одному из предметов школьной программы с использованием ЦОР Единой коллекции и авторских материалов педагогов.
Планируемые результаты обучения
В результате обучения у слушателей будет сформировано представление о моделях организации образовательного процесса, основанных на использовании информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Слушатели получат представление о возможностях применения ИИС Гиперметод о образовательной деятельности, опыт по созданию учебных материалов и виртуальных уроков в данной системе.
Слушатели познакомятся с комплексом цифровых образовательных ресурсов по различным предметам для профильного и базового уровня, размещенных на федеральных образовательных порталах, получат опыт их использования в реальном учебном процессе.
Форма освоения программы обучения – дистанционная
Предполагается открытое размещение результатов образовательной деятельности на сайте профессиональных педагогических сообществ «Открытый класс» - www.openclass.ru и в интегрированной информационной среде Гиперметод - http://iis.elearn.ru.
Средства организации обучения
Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, федеральные образовательные порталы, сайты социальных сервисов Интернета, сайт профессиональных педагогических сообществ «Открытый класс» ( http://www.openclass.ru/master-classes/72915), интегрированная информационная среда Гиперметод ( http://iis.elearn.ru).
Определяющее значение для создания комфортной среды при выполнении программы обучения дистанционно имеет пропускная способность канала связи между клиентской машиной и сервером.
Рекомендуются следующие параметры пропускной способности:
- не менее 56 Кбит/с для работы в роли слушателя;
- не менее 256 Кбит/с в остальных случаях. Некоторые операции (например, импорт курсов) могут потребовать большей скорости соединения.
Требования к программному обеспечению, установленному на клиентской машине, также минимальны. Для работы с системой используется «тонкий клиент» — web-браузер. Возможно использование следующих браузеров:
- Microsoft Internet Explorer 6.0 и выше;
- Mozilla Firefox 2.0 и выше;
- Opera 9.0 и выше;
- Safari 3.0 и выше;
- Google Chrome;
- Konqueror 3.5.0 и выше.
Работа с другими браузерами и более старыми версиями перечисленных также возможна, но корректность отображения страниц не гарантируется.
Для успешной работы необходимо, чтобы браузеры имели возможность:
- принимать cookie;
- исполнять JavaScript.
Специальных требований к операционной системе, помимо возможности запуска одного из вышеперечисленных браузеров, не предъявляется.
Организация работы по освоению содержания программы обучения
Общая схема работы слушателя включает в себя следующие этапы
- Регистрация в ИИС OpenClass;
- Регистрация в качестве слушателя обучения по модулю 2 «Формирование ресурсного и методического портфолио педагога по предмету средствами сетевых информационных технологий»;
- Регистрация в качестве слушателя обучения по модулям 3-6 «Работа в интерактивной информационной системе «Гиперметод»;
- Переход по структуре модулей учебно-тематического плана программы обучения к очередному учебному модулю;
- Изучение лекционных материалов, опубликованных на страницах учебных модулей программы ( основные материалы, факультативные материалы);
- Выполнение упражнений и практических заданий учебных модулей;
- Просмотр материалов демонстрационных упражнений, опубликованных в ИИС OpenClass;
- Регистрация в ИИС «Гиперметод»;
- Выполнение упражнений в ИСС Гиперметод с использованием ресурсов персональной папки «Материалы учителя»;
- Выполнение итоговой работы по созданию в составе учебной группы курса по профильному предмету школьной программы.
Особенностью данной программы обучения является необходимость прохождения слушателями различных ролей в ИИС «Гиперметод», так как цели и задачи обучения предполагают овладение умениями формирования учебных материалов и организации учебной работы учащихся в выбранной ИИС.
Учебно-тематический план программы
Раздел программы
|
учебных часов
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары, пр.занятия, тренинги, дидакт. игры
|
Модуль 1.Введение
|
1
|
|
|
|
1.1
|
Цели и задачи обучения. Структура программы. Обзор модулей программы. Обзор занятий модуля: лекционных, практических. Контрольные занятия и выпускная работа.
|
|
1
|
|
Вариативная часть
|
|
|
|
Модуль 2. Формирование ресурсного и методического портфолио педагога по предмету средствами сетевых информационных технологий
|
12
|
|
|
|
2.1.
|
Формирование комплексного представления о цифровых образовательных ресурсах по различным предметам для профильного и базового уровня, размещенных на федеральных образовательных порталах.
|
5
|
2
|
3
|
|
2.2.
|
Обзор методик проведения занятий по различным предметам на основе интерактивного диалога преподавателей и учащихся с использованием информационных технологий в локальном и сетевом режимах.
|
4
|
2
|
2
|
|
2.3.
|
Выполнение задания: «Формирование набора ресурсов для создания виртуального урока профильного уровня по заданному преподавателем разделу федерального образовательного стандарта с использованием ресурсов Федеральных образовательных порталов».
|
3
|
|
3
|
|
Инвариантная часть
|
|
|
|
Модуль 3. Интерактивные информационные среды (ИИС). Обзор, основные функции и возможности. Организация учебного процесса с использованием ИИС.
|
2
|
|
|
|
3.1.
|
Интерактивные информационные среды. Общие сведения, инструменты обучением, системы управления контентом, системы разработки материалов и учебных курсов.
|
1
|
1
|
|
|
3.2.
|
Общие принципы работы с учебными материалами и цифровыми образовательными ресурсами. Базовая схема организации учебного процесса с использованием ИИС.
|
1
|
1
|
|
Модуль 4. Инструменты и сервисы ИИС Гиперметод. Система eLearning Server. Навигация в ИИС Гиперметод. Роль Администратора.
|
6
|
|
|
|
4.1
|
Инструменты и сетевые сервисы ИИС Гиперметод.
|
1
|
1
|
|
|
4.2
|
Система управления контентом. Назначение. Роли и основные функции: Администратор, Разработчик курсов, Преподаватель. Рубрикация цифровых образовательных ресурсов.
|
1
|
1
|
|
|
4.3
|
Информационная система eLearningServer. Назначение. Основные функции. Навигация в системе. Основные приемы работы.
|
2
|
1
|
1
|
|
4.4
|
Роль Администратора. Управление пользователями. Генерация учетных записей. Управление ролями. Назначение администраторов и учебных администраторов.
|
2
|
1
|
1
|
Модуль 5. Роль Учебного Администратора. Роль Преподавателя.
|
8
|
|
|
|
5.1
|
Роль Учебного Администратора. Основные функции учебной администрации. Операции с учебными курсами. Управление участниками учебного процесса. Расписание занятий Информационное обеспечение. Отчеты.
|
4
|
2
|
2
|
|
5.2
|
Роль преподавателя. Основные функции. Действия с курсами. Работа с модулями курсов. Управление слушателями на курсах. Организация учебных мероприятий. Контроль и оценка результатов. Автоматизация работы преподавателя. Средства общения. Библиотека цифровых образовательных ресурсов и учебных курсов.
|
4
|
2
|
2
|
Модуль 6. Роль слушателя.
|
2
|
|
|
|
6.1
|
Роль слушателя. Основные функции. Занятия и расписание. Изучение материалов из программы курса. Выполнение заданий. Просмотр своих результатов.
|
2
|
1
|
1
|
|
Модуль 7. Выпускная работа (под руководством методистов - консультантов)
|
5
|
|
|
|
7.1
|
Разработка структуры виртуального урока как части учебного курса.
|
1
|
|
|
|
7.2
|
Подбор и подготовка цифровых образовательных ресурсов.
|
1
|
|
|
|
7.3
|
Создание макета виртуального урока.
|
2
|
|
|
|
7.4
|
Размещение урока в ИИС Гиперметод как части общего учебного курса.
|
1
|
|
|
|
|
|
36
|
|
|
Перейти в начало обучения>>
|