Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методический доклад преподавателя Алунц Ларисы Леоновны "Начальный этап обучения по теоретическим предметам в ДМШ и ДШИ. «Нотный период»"

Submitted by им. В.В.Андреева ДМШ on пн, 07/11/2016 - 11:57

                Начальный этап обучения по теоретическим предметам  в ДМШ и ДШИ. «Нотный период».

Начальный этап обучения юных музыкантов является одним из самых важных и ответственных. Это и первая встреча, духовное соприкосновение с волшебным миром музыки, и первые шаги на пути к познанию мира прекрасного. Это и первое знакомство с нотной грамотой, первые серьезные испытания  на  характер, волю.

В начальный период закладываются базовые слуховые и физические ощущения ребенка. Они станут основой для всего последующего музыкального обучения. Перед педагогом групповых дисциплин стоит задача тончайшей психологической настройки на группу индивидов-личностей различных возрастных категорий, психотипов и характеров. Это и обучение детей азам музыкального искусства, развитию музыкального  слуха и голоса, выразительной интонации, музыкальному восприятию. Это и  важные аспекты воспитания волевых качеств, таких, как: собранность, умение концентрировать внимание, прилежание, быстрота реакции.

Закладываются основы самоорганизации и самовоспитания. Именно эти качества чрезвычайно важны   для дальнейшей жизни ребенка, независимо от выбранной им  в  будущем профессии и форм деятельности.

Расскажем одну притчу. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один – посредственный скрипач-оркестрант. В течение нескольких лет он ездил за великим итальянским скрипачом и просил взять его в обучение. Наконец маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали о методе Паганини-виртуоза, он был краток: «Паганини научил меня концентрации внимания».

Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодится не только музыканту, но и человеку любой другой профессии.

Задача начального этапа обучения – введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Педагог должен обладать высокопрофессиональными знаниями в своей области. Музыка – это область человеческой деятельности, напрямую связанная с духовным миром человека, и от педагога требуются компетенции в педагогике, психологии, в области общемузыкальных  дисциплин , исполнительском искусстве.

Особое внимание на начальном этапе обучения следует уделять грамотной нотной записи на уроках сольфеджио.

Неумело, с трудом выводит детская рука первые в жизни ноты, путаясь в понятиях «на линейке» и «между линейками». Непослушные штили топорщатся в разные стороны, а диезы никак не могут уловить точное расположение ноты. Шаг за шагом, преодолевая трудности, ребенок учится быть внимательным, сосредоточенным, терпеливым, настойчивым.

Правильный красивый почерк и грамотная нотная запись – залог дальнейших успехов начинающего музыканта и  важное условие для полноценной записи музыкального диктанта.

Приведу некоторые наблюдения и методы работы по освоению музыкальной грамоты из собственной практики.

Во-первых, рутинные занятия прописями стараюсь расцветить соревнованиями и мини-конкурсами у доски парным или групповым методами. Кто  точнее, быстрее и правильнее изобразит тот или иной элемент. Работая группами, ребята учатся слушать и понимать друг друга; наблюдать и оценивать результат работы.

Все записи новых элементов выполняются педагогом  с обязательным показом направления движения линий (сверху-вниз, справа-налево),так-как именно этот важный момент не отражается в существующих рабочих тетрадях.

Детям необходимо объяснить, что запись нот в учебниках и тетрадях несколько отличается. Для скорописи и удобства в тетрадях мы пишем ноту черточкой под углом 30°, сверху-вниз.

Четвертную паузу можно ассоциировать с молнией, в которой 4 элемента  (сверху вниз).

Одинаковые по длине штили ( пишем прямо, без наклона, сверху вниз) и их соединения показывают направление движения мелодии.

«Поймать золотую рыбку», - правильно расположить диез, например, на пятой линейке.

«Поработать с паровозиком», - правильно распределить количество нот в тактах- вагончиках, стены которых (тактовые черточки) – ровные.

Тоническое трезвучие в гармоническом звучании при записи  ассоциировать со снеговичком (понятие вертикали). 

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но  и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.

Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Здесь на помощь приходят карточки: ритмические; с изображением нот первой, второй октав; знаков в тональностях; имен и названий произведений композиторов, музыкальных терминов и понятий. Часто дети с удовольствием  выполняют такие пособия сами, иногда с помощью родителей или педагога.

Изображение клавиатуры – одно из самых необходимых и наиболее эффективных наглядных пособий «нотного периода». С ее помощью идет освоение музыкальной грамоты,  развитие координации слуха и голоса, музыкального мышления.

Необходимо преодолеть “боязнь“ соприкосновения с клавиатурой фортепиано, возникающюю, часто, у учащихся народного, духового, струнного отделений. Для этого на каждом уроке каждому ребенку необходимо именно прикоснуться к клавишам инструмента, послушать звук, ощутить его свойства: регистр (высоту), динамику (силу), протяженность (длительность), способ извлечения (штрихи).

Музыкально-педагогическая библиография постоянно пополняется новыми научно-методическими трудами и учебно-методическими пособиями по сольфеджио. Многие из них стали классикой музыкальной педагогики и  успешно используются в современной сольфеджийной практике. Исследования, наблюдения, выводы…А сколько музыкальных сказок, историй и рассказов вырастает, точно грибы на плодородной музыкальной почве.

Однако, несмотря на усилия отдельных педагогов, сольфеджио продолжает оставаться не столько музыкально-практической, сколько музыкально-теоретической дисциплиной, направленное на теоретическое изучение отдельных элементов музыкальной системы.

Необходимо найти ту «золотую середину» между интересными сказками и скучными правилами, сделать урок интересным, познавательным и полезным.

Прежде, чем разучить названия нот, можно рассказать детям о «волшебной   семерке.» 

Уже в глубокой древности люди выделили семерку, подметив ее волшебные закономерности и свойства. Посудите сами: в радуге семь цветов, в неделе семь дней, когда-то существовали семь чудес света, а сказочный цветик-семицветик исполняет любые желания. Об особом отношении к числу семь  свидетельствуют и народные пословицы: семь раз отмерь, один раз отрежь; семеро одного не ждут; семь бед – один ответ. А когда нам хорошо, мы говорим: «Я на седьмом небе». Число семь господствует в музыке. Оказывается, все симфонии, песни, оперы, состоят всего лишь из семи основных нот.

Седьмая ступень гаммы – особая, она и далекая и близкая. Важно акцентировать ее расположение слева от тоники (как вводный звук). Дети должны правильно и точно уметь обозначить ступени, знать римские цифры. Помогает нам в этом игра «Найди меня». В какой-либо песне  из учебника определяем тональность и  находим, например, только седьмую ступень.

 

Дети мыслят образами. Поэтому, при объяснении нового материала, необходимо как можно чаще использовать  образные ассоциации, яркие запоминающиеся картинки, грамотно составленные пособия. Кстати, дети очень любят рисовать. Рисуя музыку, ребенок не только развивает фантазию, но и переводит на язык живописи то, что слышит, понимает и воспринимает. Поэтому на уроках теоретического цикла мы широко используем эту форму работы. Самые удачные рисунки размещаются в классе на специальной выставочной доске и могут являться подспорьем во время ответов на уроках сольфеджио и «Слушания музыки». Например, изображение героев произведений: балетов П.И. Чайковского, сказочных персонажей оперного творчества Н.А. Римского -Корсакова и А.С. Пушкина, понятий основных регистров и ладов.

На уроках сольфеджио дети лучше всего запомнят расположение семи основных нот первой октавы, изображая их разными цветами, или в виде каких – либо  образов.

Наибольшую степень сложности представляет освоение понятия «МЕТР». В силу неразвитой координации дети часто затрудняются отмечать ладонью метрические доли (пульсировать) и петь одновременно. Помогает  про-говаривание и, затем, пропевание гаммы восьмыми нотами со сменой темпа, динамики и штрихов. Развитию координации, чувства ритма, способствует комплекс движений под музыку на уроках сольфеджио и «Слушания музыки».

Музицирование –  замечательная  и очень любимая детьми форма работы. Вместе с тем, это прекрасный способ  музыкального и интеллектуального развития. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают петь и активно работать даже самые инертные дети, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить. И это вполне понятно. Ведь  в нас говорит тысячелетняя генетическая память (игра на шумовых музыкальных инструментах). И, вместе с тем, для детей - это первый музыкальный опыт сотворчества, радость музыкального общения. Музыке учили во все времена, а музицирование  являлось апофеозом светских манер. Воспитывало волю и дисциплину, развивало слух, память и музыкальное восприятие.

О важности развития эмоциональной сферы  говорил исследователь С.

Морозов: «Способность чувственной, эмоциональной отзывчивости, если ее развивать в себе, научит куда больше "слышать в звуках", чем слышит иной человек, наделенный тонким слухом, но с холодным сердцем и равнодушным умом относящийся к музыкальному искусству».

Для того, чтобы составить точную картину уровня усвоения материала необходимо в индивидуальном порядке проверять выполненные на уроке задания. При этом учитываются все параметры индивидуального подхода: возрастные особенности ученика, его темперамент и черты характера, особенности эмоционально-волевой сферы. Для успешного индивидуализированного обучения учитывается также разная степень усвоения материала, разная скорость обучения, различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов и, как следствие, различная степень заинтересованности.  В настоящее время, с первых лет своей жизни, дети растут в условиях тотальной соревновательности и конкуренции. Они чутко реагируют на критику, замечания. Преподавателю групповых дисциплин стоит помнить, что каждую реплику, замечание, индивидуальные оценки во время уроков, слышит группа учащихся. Каждый ребенок должен чувствовать на уроке защищенность и комфорт, быть мысленно собранным и эмоционально раскрепощенным. Залог успешной деятельности педагога - вера в успех каждого ученика, независимо от его способностей. Потому что, только возможность почувствовать успех на каждом уроке побуждает  ребенка к дальнейшей деятельности, пробуждает  интерес, энтузиазм и мотивацию к дальнейшим действиям. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем.

         "Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин).

 

Итог урока – осознание каждым учеником: что выполнено и над чем нужно поработать дома. Общие задания должны быть небольшими по объему, а индивидуальные и их выполнение – особенно важным.

Несколько слов о записи домашних заданий в дневниках. Многие первоклассники еще не имеют навыков письма. Для  записи домашних заданий разрабатываем вместе с детьми и используем систему условных знаков. Например, предложение: аккуратно переписать номер из учебника в тетрадь, заменит символ: две восьмые ноты; обозначить ступени: римская цифра: один; и.т.д.

Каждый урок и образовательный процесс в целом  должен быть тщательно продуман, нацелен на рациональное запоминание и согрет творческим дыханием. Планируя уроки, руководствуюсь научным положением Л.С.Выгодского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие».

Алунц Л.Л.

Прикрепленный файл Size
статья фрагмент.docx 20.14 KB

»  Tags for document:

Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн