Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа им. В. В. Андреева»
Преподаватель: Скирта Н.А.
"Проблема звукоизвлечения. Работа над звуком"
Проблема, связанная с извлечением действительно красивого звука, принадлежит к числу тех проблем, разрешение которых всегда должно оставаться наиболее важной задачей для всех, кто посвящает себя скрипке.
Проблема звукоизвлечения тесно связана с воспитанием в учащемся музыкально - слуховых представлений. Или гак называемого внутреннего слуха. Вопрос о важности воспитания музыкально -слуховых представлений не нов. О необходимости строить обучение музыканта на основе воспитания музыкального слуха писал в свое время И. С. Бах. В предисловии к двухголосным инвенциям. Л. Шпор писал в своей школе:» Если ухо учащегося воспитывает потребность в хорошем звуке, то оно лучше всякой теории преподаст ему те механические способы ведения смычка, какие нужны для получения такого звука!»
В методической литературе цельной разработанной системы в воспитании звука, культуры звука с ранних лет обучения на скрипке нет.
Очень интересными являются статьи А. Ямпольского , Л. Аура « К вопросу о воспитании культуры звука у скрипача». Но все мысли и высказывания в этих статьях, относятся к более старшим классам
Однако же важность воспитания в ученике музыкально - слуховых представлений и элементарных понятий о звуке, звукоизвлечении буквально с первых шагов обучения на инструменте не подлежит сомнению.
Хотя в методической литературе разрабатываются отдельно вопросы техники правой и левой рук, вопросы интонации, вибрации и др., но все эти вопросы нельзя рассматривать отдельно, изолируя друг друга. Так, звук, звукоизвлечение связаны с техникой правой руки и даже, отчасти левой руки. Основной принцип современной музыкальной педагогики - это единство художественного и технического воспитания музыканта при ведущем значении художественного начала.
Вся работа с учащимися в начальной стадии должна основываться на ясном представлении о требуемом звучании. С первых же уроков с начинающими учениками параллельно с работой над постановкой. Необходимо заниматься над развитием музыкально - слуховых представлений, и над развитием слуха.
Со всеми пьесами, которые обычно проходит на первом году обучения, можно познакомиться до игры на инструменте. Пропевать их по нотам и без нот, подбирать их на ф-но. Подбирать песни желательно разные, контрастные друг другу, таким образом, чтобы они могли различать их по характеру. Так можно познакомить ученика с понятием «мажор» и «минор», предлагая затем определить какая мелодия идет в мажоре, какая в миноре. Очень важно также обратить внимание ученика на звуковысотность - низкие, высокие звуки. Когда начинающий ученик начинает играть по открытым струнам необходимо следить не только за постановочными моментами, чтобы ученик не просто правильно водил смычком по струнам. Но и вслушивался бы в извлекаемый звук, чтобы вождение по струнам было не просто вождением, а приобрело определенный музыкальный смысл. Желательно соединить необходимые упражнения на пустых струнах с песенным материалом. В настоящее время имеется очень много в различных школах игры на скрипке: в «Юном скрипаче», в Школе Родионова, Григоряна, В. Якубовской и др. таких, если можно так назвать «песенок - упражнений».
И педагогу самому можно придумать, подводить музыкально - смысловое выражение под любое упражнение. Например, такое упражнение: четверти играть половиной смычка, а половинные - целым. Это упражнение можно играть под детскую песенку - поговорку: «Гори , гори ясно, чтобы не погасло». Таким образом. Ученик играя эти упражнения, поет их про себя и уже по неволе вслушивается в свою игру, и игра его приобретает хоть какое -то смысловое выражение.
Работа над развитием музыкально - слуховых представлений, естественно, идет одновременно с работой над постановкой. После постановки правой и левой рук. Расположение пальцев на всех четырех струнах проходят тетрахорды, однооктавные гаммы, пьесы. Обычно первые тетрахорды, гаммы . пьесы исполняют сначала щипком, по методу раздельной постановки. До игры щипком тетрахорды и гаммы тоже сначала должны пропеваться. Метод игры щипком хотя и полезен, но в то же время не дает полного представления о протяженности звука, который естественен при игре смычком. Поэтому здесь просто необходимо следить чтобы ученик обязательно после каждого щипка пропевал ноту. Таким образом прохождение первых же гамм, пьес связано с развитием у ученика слуха музыкально -слуховых представлений. Естественно, что при исполнении первых пьес. Этюдов бесполезно говорить о качестве звука, о красивом тоне. К качеству звука здесь представляются элементарные требования: отсутствие призвуков, мягкий , приятный , «ласкающий звук».
Далее желательно, чтобы ученик не только научился слушать звук. Но и хорошо уже разбирался в характере исполняемых пьес, пусть это даже будут самые простые пьесы как « Петушок», «Баюшки- баю».
Объясняя и показывая игрой разный характер этих пьес, ученик приучается понимать музыкальный смысл исполняемых произведений. Это может послужить в каком- то отношении дальнейшим толчком, началом внутреннего осмысливания более сложных художественных произведений. Как говорил Ю. И. Янкелевич: «Когда речь идет об исполнении художественных произведений, звучание может определяться лишь его содержанием. Следовательно, такие, как - будто бы разнородние понятия как постановка, содержание и звучание оказываются звеньями одной и той же цепи. Самое главное приучить ученика слушать себя. Это необходимо для развития как чистой интонации, так и качества звука».
Качество звука во многом зависит от правильного соотношения скорости ведения смычка и его нажима на струну. Первоначальное движение не должно осуществляться в замедленном темпе, так кА ведет к плохому звучанию. В работе над движением правой руки особенно важно отталкиваться от звукового результата, обращая внимание ученика на зависимость качества звука от характера того или иного движения.
Первоначальные извлечения звуков на пустых струнах с начинающими учащимися должны быть относительно короткие, в трех небольших отрезках - серединой, выше и ниже середины смычка. При игре выше середины ведущее движение как известно принадлежит предплечью, а при игре ниже середины - плечу( плечевому суставу). С самого начала играющий должен ощутить различие этих движений. Для этого желательно играть вначале с короткими паузами, во время которых ученик проверяет состояние руки, устраняет лишнее напряжение ее, что очень важно, оценивает полученный звук.
Приступая к работе над штрихами и динамикой, скрипач должен учитывать, что никакой штрих и никакой оттенок звука не сможет быть вполне выразительным только в силу своего соответствия характеру муз.образа. Необходимое условие выразительности звучания - его высокое качество. Весьма распространенными недостатками звука, которые часто обнаруживаются при смене штрихов и нюансов является с одной стоны его зажатость, жесткость и с другой стороны неполната, поверхность.
Первый недостаток - результат чрезмерного давления смычка на струну; второй - следствие чрезмерной скорости движения смычка. Избежать этих недостатков можно, только все время наблюдая за «дозировкой» плотности прилегания смычка к струне и скоростью его движения в соответствии с нужными оттенками звука. Для нюанса р и рр требуется легкое прилегание смычка к струне и минимальная скорость его движения. Для форте нужно более плотное прилегание смычка и более широкое (быстрое) его движение по струне, однако не столь широкое как при mf.Для нюанса ff. Требуется очень плотное прилегание смычка к струне и быстрое его движение. Для нюанса р и рр место ведения смычка для достижения наилучшего звучания относительно дальше от подставки; чем громче звук, насыщенней тембр, плотнее штрих, тем место ведения смычка относительно ближе к подставке. Чем больше скорость движения смычка по струне, тем относительно дальше от подставки место наиболее легкого звукоизвлечения; и наконец, чем меньше скорость движения смычка, тем это место несколько ближе к подставке.
Не менее важно помнить о том, чтобы смены направления смычка были плавными и незаметными.
Условия звукоизвлечения изменяются в зависимости от используемой части смычка. Например, игра в нюансе р нижней частью смычка вызывает необходимость в облегчении его тяжести. Это не требуется при игре в верхней частью смычка. Для каждого нюанса необходимо соответственного воздействия на струну с учетом веса смычка в разных его частях. Наиболее целесообразно положение смычка на струне с небольшим наклоном трости в сторону грифа. Смычок касается струн только краем волоса, способствуя этим мягкому и гибкому звукоизвлечению. По мере усиления звука смычок должен прилегать к струне все более широкой лентой волос. При прыгающих штрихах рекомендуется играть без наклона используя всю ленту волос.
Далее я хочу остановиться на вопросе О воспитании культуры звука Ауэр « В особенности важным считал наличие у ученика высоких морально - волевых качеств при овладении такой сложной областью скрипичного мастерства, как культура звука.» Много важного высказал в своей статье А. Ямпольский: « В основе правильного воспитания культуры звучания лежит систематическое развитие внутреннего слуха- ценнейшего качества музыканта». Звук не должен быть самоцелью, оторванным от муз. содержания исполняемого произведения.
Необходимо уметь находить звук определенного качества, который соответствовал бы стилю, характеру, содержанию музыкального произведения.
Необходимо уметь находить звук определенного качества, который соответствовал бы стилю, характеру, содержанию муз. произведения. Например: произведения И. Баха исполняются в основном, глубоким сочным тоном. Моцарту свойственны легкость, светлость.
Качество звука _ это не всегда природный дар, как еще считают многие педагоги, его можно воспитать.
Советскими педагогами - скрипачами накоплен огромный, ценный методический опыт по воспитанию культуры звука.
А. Ямпольский говорил, что внутреннее слышание музыки, представление об определенном характере звучания должно предшествовать воспроизведению его на инструменте и, следовательно, нахождению соответствующих исполнительских навыков. Контроль над звуком должен касаться всего исполняемого и изучаемого материала.
Многие педагоги, добиваясь хорошего звучания в пьесах, оставляют в стороне это в изучении техники, что в корне не верно. «Необходимо уяснить себе, - говорил А. Ямпольский, что плохое звучание является нетерпимым в такой же мере как и фальшивая нота, будь то пьесы, гаммы, этюды, или упражнения. Только при этом условии возможно овладение культурного звучания и достижения художественной значимости исполнения. И еще: «Вслушиваясь в свою игру исполнитель должен учиться распозновать и исправлять не только интонационно нечистое, или недоброкачественное звучание, но и такое, которое не соответствует музыкальному образу, стилю и характеру произведения. Тем самым воспитание культуры звучания поднимается на более высокую ступень и приобретает свой подлинный смысл.
Несколько слов о певучести тона. Певучесть - наиболее привлекательная особенность скрипичного звука. Сама природа смычковых инструментов вокальна и поэтому в основе всех методических проблем игры на смычковых инструментах стоит звук, звукоизвлечение. И самым большим достижением скрипача является приближение извлекаемого звука к тембру человеческого голоса. Извлечение звука, связанное с достижением правой руки. Является материальной основой звучания; а с достижением левой руки связаны те свойства тембра, которые определяются вибрацией, они то и придают звуку жизненность, теплоту и одухотворенность. Цель, которую преследует вибрация - это придать большую выразительность муз. фразе или ее отдельной ноте. Подобно портаменто вибрация является средством усилить эффект, улучшить сделать красивее певучей пассаж, или отдельный звук. Важное значение для качества звука имеет сила нажима на струну. В правильном сочетании двух главных компонентов - ведения смычка и вибрации, и заключается разрешение проблемы певучести, выразительности тона. Однако, некоторые скрипачи ошибочно считают вибрацию единственным средством хорошего звука. Это крайне неверно. Для достижения правильного взаимодействия правой и левой рук, работая над муз. фразой полезно на некоторое время полностью выключить вибрацию. При этом выполнять все требуемые оттенки, добиваясь большей пластичности в работе правой руки, как бы заполняя ею в звуке отсутствие вибрации. При последующем включении вибрации замечается не только улучшение звука, но и устанавливается действительно необходимая степень вибрации ее интенсивность и характер.
Большое значение имеет рациональное распределение смычка для достижения ровности звучания. Плохо когда играющий вначале не экономит смычок, а потом в конце его задыхается и наоборот, очень плохо, если движение смычка в начале замедленно.
Многие скрипачи испытывают затруднение при игре у колодочки и склонны избегать ее. Этим в немалой степени объединяются звуковые ресурсы исполнителя.
Важнейшим элементом мастерства скрипача является атака звука или акцент. Навык этот сложен и все же его надо воспитывать, начиная с первых шагов игры на скрипке. Со стороны смычка хорошая атака обеспечивается плавным движением и умением переносить весь смычок о руку в игровую точку в момент начала игры.
Со стороны левой руки ясность звучания зависит от четкого ощущения прикосновения пальца к струне и грифу, которое должно опережать начало звука смычка.
В искусстве кантилены большое значение имеет также хорошая смена смычка. Для этого необходимо развить у учащегося мелкие, кистевые, пальцевые движения. Очень важно для звукоизвлечения естественное, свободное состояние рук. Зажатость недопустима ни в самом корпусе, ни в левой руке ученика, исполнителя. Подводя итог выше сказанного несколько рекомендаций в отношении звукоизвлечения Л. Ауэра.
1. Взяв смычок, опускайте руку так. Чтобы он естественно и непроизвольно принял нужное положение. Таким образом вы сможете избежать ощущения, принуждающего вас крепко вцепиться в трость.
2. Держите смычок легко, однако с твердостью, достаточной для того, чтобы свободно им управлять. Не пытайтесь извлечь сильный звук, нажимая смычком на струны сила звука представляет собой особое искусство и развивается лишь в результате опыта и большой работы.
3. Не нажимайте на смычок всей рукой: вся сущность вся сущность красивого тона таится в легком нажиме кисти, медленно и постепенно увеличивающемся, пока он не вызывает полный, совершенно чистый и равномерный по силе звук, от конца до колодочки т обратно.
4. Для достижения равномерного по силе звука по всей длине смычка следует уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом кисти. Так как для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок у колодки и наоборот, ослаблять давление к концу - наиболее слабой части.
Длинные звуки гаммы играйте по возможности медленнее p крещендо f.
Внимательно следите за тем, чтобы усиливая звук, достигать этого одним пальцевым нажимом на трость, а не давлением всей руки, благодаря этому вы избежите форсирования звука, который в противном случае станет резким.
Играйте посредине между подставкой и грифом, ибо в этом месте тон получается наиболее полный и звучный. Только в тех случаях, когда желательно получить мягкий чарующий звук «пианиссимо» можно играть у грифа и даже на самом грифе.
При каждом своем движении вверх или вниз смычок должен двигаться по прямой линии, параллельно подставке.
Смычок необходимо вести твердо и уверенно, но без излишнего нажима на струны, и чрезмерного давления всей руки.
Звук любой силы должен извлекаться только с помощью давления кисти.
Выработка свободного от призвуков красивого и певучего звука должна быть конечной целью любого скрипача.
Способность к ясному и полному пониманию, умению схватывать и усваивать объяснения хорошего преподавателя, является единственным практическим путем для достижения красивого звука, гордостью всякого скрипача. Но и кроме этого ученик не только должен пожертвовать необходимым для этого временем, но он должен вложить в разрешение этой проблемы всю свою сообразительность, всю психическую и душевную сосредоточенность на которую способен. Путеводной звездой ему могут служить примеры великих скрипачей современности. Молодым ученикам следует говорить постоянно:» Пойте на скрипке. Это единственная возможность сделать ее голос приятным для слуха».
|