МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Наглядность (передача опыты педагога) как один из основных элементов проблемно-творческого метода обучения в классе академического вокала»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
МБУ ДО « ДМШ им. Андреева»
Карпушкина В.Г.
Г. Нефтеюганск , 2015 г.
Один из постулатов итальянской вокальной школы гласит: Si canta col meccanismo,non cola voce – пение происходит при помощи механизма, а не голосом. Этот механизм находится внутри человеческого тела.
В предвкушении певческого акта все тело охватывает сила волшебного энергетического тока, который концентрируется, сплетается, кружится и трепещет, готовый вырваться наружу. Этот энергетический ток несет с собой в тембре голоса певца начертанный из века в век круг переживаний-любовь, печаль, восторг и муки. Красивый, выразительный голос – это результат работы всего человеческого организма и его жизненной энергии. Поэтому первый шаг к овладению профессиональным певческим голоса – знакомство со своим собственным телом. А человеческое тело подобно шкафу, в котором «по полочкам» распределены природой разные группы органов:
- Голова;
- Шея;
- Органы дыхания;
- Органы пищеварения;
- Половые органы;
- Ноги.
Основная ось человеческого тела – это вертикаль позвоночного столба, вдоль которого расположены основные (вертикальные) мышцы человеческого тела.
А «полочки», разделяющие группы органов, - горизонтальные мышцы, которые называются диафрагмами. Согласно утверждению А.М.Михайлова, в человеческом теле – семь диафрагм, прилегающих к границам групп органов:
- Диафрагма турецкого седла (служит ложем для мозга);
- Ротовая (свод неба);
- Верхняя апертура (основание шеи, где в «зобу дыхание сперло»);
- Грудобрюшная;
- Урогенитальная; Тазовая
- Промежностная;
- Свод стопы;
Все диафрагмы участвуют в организации певческого процесса. Но степень участия у них разная. Чем выше расположена диафрагма, тем расслабленнее она работает. Уточним – не расслабляется, а активно работает в расслабленном режиме.
Рассмотрим работу и степень участия диафрагм в певческом процессе, начиная с основания человеческого тела в положении стоя (основная позиция вокалиста).
Диафрагма стопы (свод стопы) – основополагающая и в повседневной жизни, и в пении. От ее работы зависит состояние позвоночника певца – главного энергетического канала. Свод стопы держит вес нашего тела, постоянно работает как рессора, оберегая позвоночник от перегрузок. Если у певца плоскостопие, то желательно вкладывать в обувь ортопедические стельки, которые предохраняют диафрагму стопы от перегрузок. Так как певец постоянно стоит на ногах, то особое внимание – качеству и удобству обуви. Если обувь не по ноге, то петь очень трудно. Об участии диафрагмы стопы в процессе вокализации указывает и тот факт, что начинающие певцы, студенты, пытаясь помочь своему певческому процессу, поднимаются на носки, как бы желая оторваться от пола и полететь вслед за звуком. А опытные певцы наоборот крепко стоят на ногах, как бы врастая в пол, так как от этой устойчивости напрямую зависит устойчивость всего певческого процесса.
Следующая диафрагма – промежностная. Она отделяет корпус тела от ног и является основанием туловища и дном половых органов. Сверху половые органы отделены от системы пищеварения урогенитальной диафрагмой. Итак, между промежностной снизу и урогенитальной сверху находятся половые органы. Это очень узкая полоса внизу живота. Промежностная диафрагма – основная энергетическая кладовая певческого процесса. Она должна работать в гипер напряжении. Только тогда, когда промежностная диафрагма берет на себя функцию основного импульса, то живот становится главным проводником этой энергии, оставаясь мягким и эластичным.
Урогенитальная диафрагма в силу близости к промежностной добавляет энергетическому потоку еще большую активность, многократно усиливая певческую энергетику. Включаясь в певческую работу, одновременно они как бы сливаются друг с другом и образуют тазовую диафрагму (по йоговской терминологии, так называемый «лошадиный замок»). Тазовая диафрагма обеспечивает основной энергетический импульс звуковой волны.
В отношении роли тазовой диафрагмы для пения существуют разные мнения, в том числе известного отечественного вокального методиста Л.Б. Дмитриева, который рассуждал: «Есть педагоги, считающие существенной для пения работу так называемой тазовой диафрагмы. Надо сразу сказать, что тазовая диафрагма никакой роли в дыхательных экскурсиях не играет и играть не может в силу своего расположения; физиологические функции ее совершенно иные, не имеющие никакого отношения к дыханию. Под тазовой диафрагмой понимается мышечное дно таза, запирающее выход из него. Она состоит из нескольких мышц и крепких связок. Размеры ее ограничены выходом из таза, т.е. соответствует у женщин размеру головки новорожденного ребенка, а у мужчин и того меньше…Думать, что тазовое дно может играть какое-то значение в пении, – нет никаких оснований. Мысль о роли тазовой диафрагмы могла родиться у некоторых певцов и педагогов как следствие субъективных ощущений, возникающих в этой области от сильного поднятия внутрибрюшного давления во время пения». С подобным утверждением можно согласиться лишь отчасти, имея в виду, что тазовая диафрагма на самом деле не играет никакой роли в дыхательных экскурсиях. Однако для созидания певческого голоса существенным является не столько дыхание как узко физиологический процесс, а сколько умение выстраивать его (дыхание) на энергетическом базисе. «Голос не может работать соответственно его реальным возможностям, если дыхание не поддерживается хорошим энергетическим базисом», пишет всемирно известный вокальный тренер Кристин Линклэйтер. До тех пор, пока мы энергетически зажаты, наше дыхание не может быть свободным. Для того, чтобы певческий процесс состоялся, необходим импульс, который преобразует обычное дыхание (вдох-выдох) в певческую энергетическую волну и перестроит дыхание из вертикального в горизонтально-круговое. Это и есть главное назначение тазовой диафрагмы. Являясь лоном зарождения жизни в человеческом организме, она зарождает певческую энергию, которая мощным импульсом запускает весь певческий процесс. Эта диафрагма должна работать в гипернапряжении.
Следующая диафрагма – грудобрюшная. Это верхняя граница желудочно-кишечного тракта. Нижняя граница его – урогенитальная. Между урогенитальной внизу и грудобрюшной вверху находится желудочно-кишечный тракт и мышцы живота (брюшной пресс). «Брюшной пресс создан от природы сильным. Мы должны научиться гибко управлять им. …Наша задача – научиться его расслаблять. Если повести тренировку в сторону усиления его работы. То получится напористость, напряженность звука». Он, в силу своей гиперактивности, «подбрасывает» певческую энергию вверх и помогает подключить в организацию певческого процесса дыхание.
Внизу легких – грудобрюшная диафрагма. Вверху легких – основание шеи, верхняя апертура. Наши легкие работают в пении и как насос, и как дозатор, постоянно освобождаясь и наполняясь воздухом (дыханием). «Дыхание должны не запираться, поддаваться или надавливаться, а проходить, продуваться вместе со звуком. …Тонус диафрагмы при этом не скованный, а гибкий. В дыхании все свободно». Эта свобода может состояться только при отсутствии напряжения языка, особенно его корня, который прикреплен к гортани. Напряжение в одном из этих трех участков (язык, гортань, диафрагма) вызывает напряжение в двух других и не дает голосу необходимой свободы. Николай Гяуров неоднократно ссылался (в том числе в разговоре с автором данной статьи на Фестивале в г. Сполето в 1999 г.) на свой опыт, сообщая, что он три года потратил на то, чтобы «уложить и успокоить свой язык».
Особое внимание следует уделить шее. Это один из важнейших, по мнению медиков раздел тела. Внизу шеи – верхняя апертура, вверху – ротовая диафрагма (свод мягкого неба). Эти две диафрагмы в пении должны работать наиболее расслабленно, обеспечивая канал для движения певческой энергии и дыхания. Добиться этого непросто, так как открытое глоточное пространство, повинуясь безусловному рефлексу, принуждает глотку сокращаться (делать глотательное движение), что закрывает энергетический канал и препятствует движению певческой энергии. Одной из задач вокальной педагогики является выработка условного рефлекса, который позволяет певцу удерживать ротоглоточное пространство открыто расслабленным сообразно потребностям вокализации.
Далее свод мягкого неба снизу и диафрагма турецкого седла сверху образуют резонирующее пространство тела (нос, глаза, лоб). Завершающий этап всей резонаторно-диафрагмальной лестницы – расслабленные губы. «Губы, являясь «часовыми» рта, могут выполнять роль тюремной решетки, либо «легко открывающейся двери с хорошо смазанными петлями».
Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
В основании туловища зреет певческая энергия, которая, возбуждаясь, мощным импульсом включает весь певческий процесс. Тазовая диафрагма передает энергетическую эстафету грудобрюшной диафрагме, которая «подбрасывает» эту энергию выше, соединяя ее с дыханием. Дальше уже вместе они мчатся через открытые ворота верхней апертуры и ротовой диафрагмы, чтобы окраситься серебристым звоном головных резонаторов, включив диафрагму турецкого седла. И только тогда, когда певческая энергии свободно пролетит по всей лестнице диафрагм, грудной резонатор, словно дека, обогатит тембр поющего голоса мягкими вибрациями, и не позволит певцу «запереть» голос в теле.
Все группы органов нашего тела находятся в состоянии турбулентности (хаоса). Это позволяет им бесконечно обновляться, очищаться, ремонтироваться, питаться… Диафрагмы человеческого тела – это границы турбулентности данной группы органов. Подключаясь в восходящем движении, энергетическая волна организует эту турбулентность в звук. И он возникает как гармоническое звучание всех органов. Продуктивность певческого аппарата зависит от выравнивания тела, в котором он функционирует. Неправильная осанка, впалая грудь, согнутая спина не позволяет энергетическому потоку свободно изливаться наружу. Излишнее душевное волнение тоже мешает свободному течению певческой энергии. Нельзя путать певческую энергию с естественно возникающим у певца эмоционально-психологическим возбуждением. Если первое (певческая энергия) – это устойчивый, сознательно сформированный (выработанный) рефлекс (навык), то второе (психологическое возбуждение) призвано одухотворить этот процесс и воплотить этот навык в явление искусства.
Певец должен быть очень внимателен к состоянию своего тела. Это не просто человеческое самолюбование. Обратим внимание на то, как струнники бережно относятся к своим скрипкам, виолончелям, духовики – к своим валторнам и фаготам. Как внимательно они отслеживают климатические изменения. Излишняя влажность или сухость воздуха их тревожит, так как влияет на качество звучания инструмента. Инструмент певца неизмеримо сложнее. Ибо это есть его собственный организм, от физического и психологического состояния которого напрямую зависит возможность певческого творчества.
Если занятие пением вызывает горячее желание и интерес, то пробуждаются все энергетические силы человека. И даже больше. Талантливый певец способен выйти за рамки своих энергетических ресурсов, что раздвигает границы творческого самовыражения и является основой любого творческого процесса.
|