Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа в современном нормативном правовом поле»
13-18 апреля 2016
Современная система дополнительного образования детей переживает большие изменения фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, в свете нового законодательства модифицируются подходы к разработке образовательных программ, которые сегодня рассматриваются как главные структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают средством и объектом правового регулирования образовательных отношений.
Рассмотрим основные актуальные нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
Раскрываются:
- основные понятия;
- виды программ;
- право и ответственность организации.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Рассматриваются:
- обеспечение доступности;
- выявление, система учета достижений детей;
- механизмы финансирования;
- персонифицированный учет детей;
- развитие негосударственного сектора в оказании услуг;
- укрепление МТБ;
- развитие неформального и информального образования.
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
Определены:
- приоритеты воспитания;
- основные направления развития воспитания: развитие социальных институтов воспитания; обновление воспитательного процесса.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
Обозначены:
- направленности программ;
- режим работы образовательной организации;
- особенности организации образовательного процесса.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70731954/
Определены:
- Продолжительность занятий.
- Режим занятий.
- Максимальный объем нагрузки.
- Особенности зачисления.
- Требования к условиям.
Предлагаются Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ:
- информация Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г. № 09-3242 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/2mrproyektirovaniyeprogramm.doc;
- информация Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27.01.2016 г. № 07-27/45 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.komiturcenter.ru/content/1857/Методрекомендации%20по%20программам%20ДО%20в%20РК.doc.
В целях обновления содержания и технологического обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества, а также современными тенденциями развития системы дополнительного образования Республики Коми Министерством образования Республики Коми проведен Республиканский конкурс дополнительных общеобразовательных программ. Ссылка: http://konkurs-rcdo.ucoz.net/.
В рамках Интернет-форума предлагаем для обсуждения вопросы:
- С какими трудностями Вы столкнулись при проектировании дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ?
- Какие необходимы образовательные услуги для решения возникших проблем: консультации, обучающие семинары, курсы повышения квалификации, другое.
Ответы оформляйте в комментариях: ниже необходимо нажать ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ. Можно комментировать и нажав после какого-либо комментария ОТВЕТИТЬ.
Комментарии могут оставлять только участники, зарегистрированные на сайте. Инструкцию по регистрации скачайте по ссылке - https://cloud.mail.ru/public/KvMe/3Uad5XTrF
Модератор Интернет-форума - Свисто Валентина Владимировна, заведующий методическим отделом ГАУДО РК "РЦДО".
|
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
ГАУДО РК "РЦДО" приветствует всех участников Интернет-форума!
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Здравстсвуйте, хотелось бы отметить, что при проектировании дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ педагоги часто сталкиваются с трудностями оценки сформированности УУДов у учащихся
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Помимо этого, сложность возникает при проектировании ДОП, адаптированных для детей с ОВЗ
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Возможна ли консультативная помощь про разработке данных ДОП для детей с ОВЗ и инвалидов?
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В документах о дополнительном образовании всё написано впечатляюще, душа радуется, как замечательно. Но на практике происходит всё по-другому. Здания не приспособлены к дополнительному образованию, материально-техническая база оставляет желать лучшего, педагоги вынуждены содержать свои объединения за свой счет, требования к сохранности контингента противоречат "указанию", что каждый учащийся имеет право менять объединения (или он может менять их каждый год, а не каждый месяц или полгода?). А что делать, если ребенок передумал, ему не понравилось, его заинтересовало что-то еще? Удержать невозможно, просто не будет приходить на занятия. Что тогда? О какой сохранности можно тогда говорить, как проводить мониторинг?
Да, и о сотрудничестве со школами только разговоры. Пробовала наладить отношения с учителями, так сказать, стать их правой рукой, но безрезультатно, потому что им не до меня, не до моих идей коллективной творческой деятельности. Да и моё рукоделие им тоже не нужно. Правда, иногда провожу в школах мастер классы, в основном, делаем подарки родителям к праздникам.
Что касается дополнительных образовательных - дополнительных общеразвивающих программ, то возникает вопрос. Если программа образовательная, то в ней главным является, дать знания и умения, учащиеся вырабатывают навык работы. А в общеразвивающих программах, по идее, должны присутствовать еще элементы воспитания, формирования УУД, но в содержании программы об этом ни слова, тогда чем они отличаются от образовательных? Думаю, надо дать четкое определение программам, а то мы сначала писали дополнительную образовательную программу, потом нам сказали, что программа теперь общеразвивающая, но содержание программы-то не изменилось. Сейчас включим в программу УУД, а что изменится? Если мы воспитываем и формируем УУД, то на занятии этому тоже надо уделить время! Я понимаю, что можно между делом поговорить обо всем, но не всегда получается, потому что постоянно объясняешь что-то то одному, то другому. Если на занятии возникает какая-то ситуация, ограничиваешься то замечанием, то нотацией, но дети уже на это не реагируют или начинают препираться, доказывать свою точку зрения, что тоже требует времени. НА ЗАНЯТИИ ГЛАВНОЕ ВЫПОЛНИТЬ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ, так нам говорят. Конечно, активные методы обучения могут помочь, но опять же на это надо время. Возможно, я слишком впечатлительна, но постоянное увеличение требований, решений и т.д. заставляет нервничать, потому что сохранить контингент невозможно, даже, если ты сама содержишь объединение, покупаешь для занятий всё до мелочей. Значит, надо что-то менять в содержании занятий, а это значит, надо менять содержание программ, т.е. вносить в них "темы воспитания", проводить анкетирование, тестирование, беседы, игры, презентации на темы нравственности, общения, патриотизма и т.д. и не мимоходом, а основательно, чтобы дети прочувствовали ситуацию, чтобы у них в душе и в голове отложилось сказанное и сделанное. Проводить воспитательную работу внеучебное время тем более трудно, потому что дети загружены так, что не хотят лишний раз пошевелиться. Пробовала проводить коллективные творческие дела в воскресение, родители не хотят, потому что занимаются домом или собой, дети, естественно, с ними, редко кто приходит. Организовала клуб настольных игр внеурочное время (четыре дня по часу), дети приходят, родители редко, когда есть время и желание. В неделю от 5 до 10 человек. Кстати, детям больше нравятся игры, где не надо думать, а можно только веселиться. Научить их играть дружно без ссор и криков оказалось еще труднее. Игры покупала за свой счет, а это не дешево. Вот и получается, что, чтобы хорошо работать надо тратить свои деньги и личное время, но не каждому педагогу это подходит. А как же семья, дети, хозяйство, на это тоже много денег и времени нужно? Я на пенсии и могу себе позволить всё, что хочу, муж и дети не возражают, даже помогают во всем. Но и мне обидно, что дети не ценят то, что я для них делаю, постоянно приходится объяснять им, что такое хорошо, что такое плохо. А это опять время, а где его взять? Только личное время. Вот и получается, что работой я занимаюсь по 10 - 12 часов в день - сюда входит всё: занятия, внеучебное время, оформление кабинета, наглядности для занятий, методическая работа, подготовка к конкурсам, общение в интернете с педагогами и т.д. А личная жизнь, семья? Да и зарплата не радует! А требования всё растут и растут!
Что касается структуры ДОП, то написать программы не проблема, в Интернете можно найти программу на любую тему. Единственное, каждый педагог пишет как ему хочется, как он видит свою программу, не всегда придерживаясь разработанной структуры. Поэтому разъяснения на официальных сайтах ДО, консультации методистов, семинары и т.д. нужны, чтобы педагогам легче было создавать свои программы.
Удачи и творческих успехов вам, коллеги!
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Из десятилетнего опыта работы с педагогами по разработке программ сделала для себя следующие выводы. На сегодняшний день при разработке программы многие педагоги сталкиваются со следующими затруднениями:
1. Выделение отличительных особенностей программы. Для этого необходимо проанализировать несколько похожих программ, но и после этого педагог не всегда может выделить, что же отличает его программу от других.
2. Выстраивание цепочки цель-задача-планируемый результат-диагностика.
С остальными структурными элементами программы педагоги не испытывают затруднений, а если они есть, то практически всегда это затруднения с правильной формулировкой текста.
На вопрос какие образовательные услуги нам необходимы, отвечу так - на данный момент необходимы индивидуальные консультации. Потому что семинаров, вебинаров было уже много, и на них воспроизводится практически одна и та же общая информация. Например, у нас были последние курсы в феврале по разработке программ, итоговым заданием которых была разработка программы. Все педагоги выслали свои программы с надеждой, что их поправят, проверят, посоветуют что-то. Но в итоге все педагоги получили шаблонный ответ. Хотелось бы получать больше практической пользы от подобных мероприятий.
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Трудности возникают при проектировании разноуровневых программ и программ для учащихся с ОВЗ (адаптивных). В первом случае это сложности в проектировании организационно-педагогических условий реализации программы, а именно разработка учебно-тематического плана и индивидуальных маршрутов. Сможет ли педагог корректировать недельные нагрузки и сроки обучения в зависимости от конкретных ситуаций? При проектировании адаптивных программ возникают трудности в знании нормативной базы и качественной экспертизы специалистами по работе с учащимися с ОВЗ.
Необходимо организовать курсы повышения квалификации для педагогов работающих с учащимися с ОВЗ по направлениям деятельности и обучающие семинары или обмен опытом по вопросам разработки разноуровневых программ.
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Артеева Олеся Геннадьевна (г. Усинск): При проектировании дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ трудностей у меня не возникло.
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Работая с педагогами как методист, я часто сталкиваюсь с тем, что педагоги не всегда могут подобрать нужные диагностики для проверки сформированности личностных и метапредметных результатов, что сейчас стало обязательным. Существующие диагностики больше подходят для общеобразовательных учреждений. Здесь возникает проблема в их переработке и адаптации к дополнительному образованию, а это не все могут сделать, так как большинство не имеют педагогического образования.
На: Интернет-форум «Дополнительная общеобразовательная – дополни
Замечательно, когда в учреждении дополнительного образования есть методист, который в курсе всех педагогических инноваций и может помочь педагогам в проектировании программы по предмету. Требуется достаточно много времени, чтобы разобраться во всех педагогических технологиях, понять, как планировать результаты и проводить диагностику в разноуровневых группах. Есть сложности и с фразеологией – не всегда с первого прочтения требований понятно, о чём идёт речь. Конечно, курсы и семинары могли бы решить эту проблему, но когда они ещё будут, а программы нужны уже сейчас. Уважаемые методисты КРИРО и ПК, образец готовой программы по любому направлению дополнительного образования здорово облегчил бы жизнь многим педагогам!