Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Соли. Определение, состав, классификация, номенклатура.

Submitted by Надежда Никитична Желтова on пн, 12/10/2015 - 15:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Желтова Надежда Никитична
Место работы, должность: 

МКОУ Перелешинская СОШ, учитель химии

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цели:

Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;

Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;

Воспитательная:  формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.

Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8 класс - М. Дрофа, 2014

Используемая методическая литература: 

Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2014. Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2014.

Используемое оборудование: 

Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.

Используемые ЦОР: 

Сайт Инфоурок

Краткое описание: 
<p>На уроке рассматривается состав, определение, классификация солей</p>

Разработка урока на тему: Соли. Определение, состав, классификация, номенклатура

Желтова Надежда Никитична, учитель химии, МКОУ Перелешинская СОШ, Воронежская область, Панинский район 

Цели: Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований; Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений; Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде. Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях.

Задачи: 1. изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат);

2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);

3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат). Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный. Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.

Приложение 1 (мотивация к обучению) I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа). I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце. II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность. III группе достаются красные листы. Красный цвет – цвет жизни, он помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу. Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами. - Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(формулы написаны на доске) - Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. - Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO3 - оксид серы (VI), MgO – оксид магния. - Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH- - Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария. - Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков. - Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.

Приложение 2 Фронтальная беседа по вопросам: 1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4 2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов. 3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков. 4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот. 5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да. 6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно

Приложение 3 О каком веществе идет речь? Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом. В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь. Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть. В данном случае: поваренная соль - NaCl Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Источники минеральных вод тоже посылает нам мать-земля. Оздоровительное действие минеральных ванн объяснятся не только химическим составом этих солей, но и их энергетикой. Самую же сильную энергию имеет каменная соль, добытая из недр Земли. Например: мел. мрамор, известняк. кораллы - в их состав входят соли. Показывает ЭОР

Приложение 4 Памятка Алгоритм составления формул и названий солей 1. Записываем ионы, из которых состоит соединение. 2. Определяем заряды ионов. 3. Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов. 4. Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы 5. Составляем химическую формулу, вписывая индексы. Название соли = название кислотного остатка + название металла + степень окисления металла (в родительном падеже)

Приложение 5 Классификация солей Соли Средние Кислые Основные Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Na2CO3 - карбонат натрия CuSO4 – сульфат меди (ІІ). Диссоциируют соли на катион металла и анион кислотного остатка: Na2CO3 → 2Na+ + CО32- Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл. NaНCO3 – гидрокарбонат натрия КНSO4 – гидросульфат калия. Диссоциируют кислые соли следующим образом: NaНCO3 → Na+ + НCО3- Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогруппы в основании на кислотный остаток. СаОНСl – гидроксохлорид кальция (CuОН)2СО3 –гидроксокарбонат меди (ІІ). Диссоциируют основные соли следующим образом: СаОНСl → СаОН+ + Сl- Задание: Из перечня формул Са(НSO4)2, (CaOH)2SO4 , Ca(NO3)2, NaH2PO4, Na3PO4, MgOHNO3 выпишите отдельно: 1 вариант формулы средних солей, 2 вариант – кислых, 3 вариант – основных. Дайте их названия Проверьте друг у друга результаты работы. 1 вариант 2 вариант 3 вариант Ca(NO3)2 – нитрат кальция, Na3PO4 - фосфат натрия Са(НSO4)2 – гидросульфат кальция, NaH2PO4 - дигидрофосфат натрия CaOH)2SO4 -гидроксосульфат кальция, MgOHNO3 - гидроксонитрат магния

Приложение 6 Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей Na Ca Al Азотная кислота Серная кислота Фосфорная кислота

Приложение 7 «Синквейн» для солей Составить по схеме: Ответ: • Название темы – одно существительное Соль • Описание темы - два прилагательных Твердая , кристаллическая • Описание действия – три глагола Консервирует, строит, удобряет • Отношение к теме – четыре слова Хлориды, карбонаты, фосфаты, сульфаты • Суть темы – одно слово Компонент жизни

Приложение 8 Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде 1. На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5. Мое настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен Домашнее задание: на основании информации из интернета подготовить сообщение о применении одной из солей формулы которых: a) KNO3, б)AgNO3, в)BaSO4, г) CaCO3


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн