Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Материалы к конкурсу "Учитель года - 2015"

Выберите действие:

Здравствуйте!

 

 Я рада приветствовать Вас!

На этой страничке представляю Вашему вниманию свои методические разработки.

 

Буду рада, каждому отзыву о моей работе.

 

 

 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

В педагогику каждый приходит своей дорогой, вот и я одним весенним днем неожиданно для себя стала воспитателем. Вспоминаю слова моего первого наставника: «Зайдя в группу, представь себе, что это твои дети!».  Я так и сделала. И сейчас могу сказать только одно: именно в тот самый момент, когда я вошла в группу и увидела лица детей, вместе с ними мне улыбнулась удача – удача быть воспитателем. В моей жизни началась весна. С каждым днем вместе с детьми я открывала для себя, что-то новое и интересное, они учили меня быть воспитателем, а я их – быть открытыми, добрыми, интересующимися людьми. Именно тогда, в самый первый день я приняла для себя решение - относиться ко всем своим воспитанникам так, как бы мне хотелось, что бы воспитатели относились к моему сыну. Любить и принимать их такими, какие они есть, развивать в них творчество, инициативу и индивидуальность.

С тех пор я постоянно повышала свою квалификацию, знакомилась с интересными педагогами, участвовала в методических объединениях, стремилась к новым знаниям, мне было важно не только  стать профессионалом в своем деле, но и найти то, что поможет моим воспитанникам в дальнейшем быть успешными людьми. Людьми способных найти "себя" и своё место в жизни, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

 Все мы с вами знаем, что основной миссией всей системы непрерывного образования РФ является формирование именно успешных граждан, а одной из приоритетных задач - создание  условий для социально-личностного развития ребёнка дошкольника.

Возникает вопрос: как в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивать ребёнка в образовательном процессе, при этом обеспечивая его целостным процессом социализации – индивидуализации?

Ответ на этот вопрос мне подсказали сами дети. Сложно найти ребенка, которого не увлекал бы творческий процесс. Творчество – это воображение и фантазия, положительные эмоции,  поиск нового, умение анализировать и сопереживать, конечно же, это и тесное общение ребенка с педагогом и со сверстниками – все то, что отражено в государственном стандарте образования.

Таким образом, я решила разработать такую систему работы с детьми, где через изобразительную деятельность формировалась бы свободная, творческая личность дошкольника. Но, в самом начале своей работы столкнулась с такой проблемой - у большинства детей младшего, а в дальнейшем и среднего дошкольного возраста недостаточно развита мелкая моторика рук.  Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, значит, скорее всего, он не будет удовлетворен тем, что выйдет из-под карандаша или кисти, работа  не будет соответствовать его представлению, а значит и  желания выражаться через творчество,  скорее всего, больше не возникнет. Для мотивации  детей к творческому поиску я поставила цель – создать условия для позитивной социализации дошкольников посредством приобщения к художественному творчеству. Для ее реализации  мне необходимо создать такие условия для воспитанников, что бы они не только развивали мелкую моторику рук, познавали мир через творчество, но и научились принимать самостоятельные решения и продуктивно общаться со сверстниками.

На первом этапе работы я изучила литературу о влиянии художественной деятельности на развитие творческих способностей, на развитие мелкой мускулатуры рук, также я проучилась на курсах повышения квалификации в ЛОИРО у преподавателя Ларисы Викторовны Немченко и прошла курсовую переподготовку при ЛГУ им. А.С. Пушкина у преподавателя Оксаны Геннадьевны Жуковой.

 

На основе полученных знаний мною были сформулированы следующие задачи:

  • развивать интерес к различным техникам художественного творчества;
  • знакомить с особенностями изобразительного материала;
  • развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами;
  • развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
  • учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности;
  • воспитывать интерес к изобразительному искусству;
  • развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
  • развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения;
  • создать педагогические условия для укрепления мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к изобразительному творчеству;
  • создать условия для ситуативно – делового, личностно - организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя;

 

Методы и приемы, используемые мною в работе:

  • словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово;
  • наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание, образец, показ воспитателя.
  • практические: обследование предмета рукой, выполнение формообразующих движений рукой, прием повтора;
  • игровые: игровые ситуации, действия с игрушками, имитация действия.

 

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

  • фронтальные занятия;
  • индивидуальная работа (у меня в группе четыре левши  и я дополнительно  уделяю внимание их ручной умелости)
  • свободная самостоятельная деятельность детей;
  • совместная деятельность с родителями.

 

Свою работу с детьми я выстроила в четырех направлениях:

  1. Организация игр - упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него – пальчиковая гимнастика; работа с мелкими предметами (крупой, семенами, пуговицами, мелко резаной нитью и др.).
  2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях (продуктивной и изобразительной деятельности, графических упражнениях).
  3. Создание и обогащение развивающей предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
  4. Взаимодействие и сотрудничество с семьями детей.

 

Первое направление

В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. Пальчиковая гимнастика проводиться в нашей группе каждый день, начинаю с простых упражнений, затем постепенно их усложняю. Хочу отметить, что каждый раз повторяя ту или иную пальчиковую гимнастику, я предлагаю детям новую актерскую задачу. Вот, например, пальчиковая гимнастика «Кулачок», сначала я предлагаю детям представить, что наш кулачок большой озорник, потом, что он самый засекреченный шпион в мире, потом, что история кулачка – самая печальнаяистория, о которой мы когда-либо слышали и так можно продолжать до бесконечности. Детям, конечно же, интересно, какое задание я им дам в следующий раз и в группе нет ни одного ребенка, который бы отказался участвовать в такой пальчиковой гимнастике. Мне, кажется, что только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Ведь такие задания приносят детям радость и удовольствие.

 

Второе направление

Художественное творчество. Без сомнения, это и лепка из пластилина и соленого теста, аппликация из бумаги и нетрадиционных материалов, раскрашивание, обводка плоских фигур, нетрадиционные техники рисования и рисование по опорным точкам. Но особенно я выделяю графический рисунок. И вот почему.

В условиях выбора мои дети предпочитают работать черным маркером, меня это, как педагога, сначала насторожило, но познакомившись с литературой по этому вопросу, я поняла выбор своих воспитанников – им нравится выразительный образ, получаемый при контрасте белой бумаги и черного маркера. Опираясь на предпочтения детей,я ближе познакомилась с графическим рисунком. И поняла, что искусство графики развивает образное мышление, способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги,и конечно, развивает мелкую моторику рук, готовя её ребенка к обучению письму. Вместе с детьми мы начали изучение искусства графики с линии, с ее характера, ее особенностей, постепенно подошли к понятию, что линия – это «хозяйка на листе». Для этого мною были использованы графические задания, в которых дети могли «поэкспериментировать» с линией. Например, волны в солнечный день и пасмурный, радуга, чешуйки у рыб. Постепенно мы переходили к более сложным заданиям – нарисовать ежика, барашка или орнамент на вазе для мамы.

Перед началом непосредственно художественной деятельностью я стараюсь задействовать у детей все органы чувств, ведь всем нам известно, что дети воспринимают информацию об окружающем мире по-разному. Если мы задумали рисовать ежика, значит, обязательно послушаем «колючую» музыку, найдем в группе или дома то, что похоже на колючую шкуру ежа и обязательно потрогаем это, потом всем телом попробуем изобразить колючку и конечно, я покажу, как изображают ежа настоящие художники-графики. После такого знакомства с линиейдетскиеработы получаются удивительно яркими, непохожими друг на друга.

 

 

Третье направление

В группе вместе с родителями мы создали игровой центр для развития мелкой моторики: здесь есть камешки и косточки, красочные макароны, шнуровки, “волшебный кармашек”, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. В доступном для детей месте находится природный материал (ракушки, шишки и многое другое). В результате у детей появилось желание, объединятся для совместных игр и труда.

 

Четвертое направление моей работы – это тесное взаимодействие и сотрудничество с родителями, в котором я использую следующие основные формы работы:

  • Анкетирование, беседы, собрания, консультации групповые и индивидуальные. Совсем недавно в группе прошла групповая консультация, в которой я предложила родителям приемы помогающие научить ребенка держать карандаш правильно.

  • Выставки – совместного творчества детей и родителей, как итог проектной деятельности, но и, отражающие творческую самостоятельную деятельность детей дома.
  • В уголок для родителей я подбираю материал, отвечающий на вопросы по развитию мелкой моторики рук.
  • Также я стараюсь вовлекать  родителей в мероприятия, проводимые в группе и детском саду.  Например: родители с удовольствием приняли участие в творческой выставке «Елочка из нетрадиционных материалов» в рамках творческого проекта «Елочка – красавица». Родители были активными участниками осенней выставки и выставке ко дню космонавтики. В таких выставках я выделяю и поощряю сотворчество родителей и их ребенка.

Такая система работы позволила мне установить тесную взаимосвязь с родителями в вопросах воспитания и развития детей.

 

 

Творческая продуктивная деятельность позволила мне вместе с моими воспитанниками достигнуть положительных результатов. Проведенный мониторинг в конце прошлого года показал, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, также мною была выявлена положительная динамика в развитии творческих навыков у детей.

 

 

По наблюдениям дети стали более инициативными, уверенными в своем выборе, а каждая новая работа не похожа ни на одну другую. Это значит, что условия, в которых проводятся мои занятия с детьми, способы организации свободной деятельности отвечают основным принципам ФГОС ДО.  Таким образом, я сумела найти ответ на поставленный мною вопрос: как в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивать ребёнка в образовательном процессе, при этом обеспечивая его целостным процессом социализации – индивидуализации.

Уже сейчас я могу надеяться на то, что мои воспитанники вырастут успешными людьми, которые не растеряются в новых условиях быстро меняющегося мира.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн