Мастер - класс "Графический рисунок в детском творчестве"
Submitted by Янина Борисовна Тиунова on Wed, 18/02/2015 - 04:28
Графический рисунок в детском творчестве.
Добрый день! Тема моего мастер класса – «Графический рисунок в детском творчестве».
Если честно, этой темой я занимаюсь не так давно, и познакоми
лась с ней этой осенью на курсах Ларисы Викторовны Немченко в Институте повышения квалификации. С тех тор я открыла для себя много нового и интересного, ведь, кажущаяся с первого взгляда простой,эта тема, оказалась невероятно глубокой и многогранной.
Ни для никого не секрет, что многие современные дети дома больше играют в планшет или смотрят мультики, чем рисуют, лепят и вырезают. В результате у них плохо развиты графомоторные навыки.Для решения этой проблемы я и решила попробовать в своей работе с детьми графический рисунок. Графический рисунок успешно развивает мелкую моторику, что так важно для дальнейшего успешного обучения в школе. К тому же эти работы получаются яркие, необычные, а это так нравится детям.
Для того чтобы приступить к практической части нашей встречи, я бы хотела вместе с вами вспомнить, а может быть кого-то познакомить с основными материалами и выразительными средствами графики.
Начнем с того, что я расскажу вам, какими материалами пользуюсь для работы над графическим рисунком в своей группе. Конечно же, это карандаши - цветные и простые, фломастеры, тонкие и толстые, гелевые ручки, особенно дети, любят ручки с блестками, (и не только девочки). Но, вот, что я хочу отметить: дети из моей группы в условиях выбора часто предпочитают создавать работу, используя только черный маркер. Видимо, им нравится контрастность получаемого образа на белом фоне бумаги. А еще мои ребята очень любят работать углем, ведь каждый раз у них получается выразительная работа, не похожая ни на одну другую, а еще с угольком можно много экспериментировать: это и нажим, и растушовка, и рисование плашмя.
Теперь несколько слов о выразительных средствах графики. Может, мне кто – нибудь подскажет, какие это выразительные средства?
Правильно, это точка, линия, штрих и пятно, а еще в создании общего впечатления играет белый лист бумаги. Как я уже говорила, добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого.
Все графические изображения условно делятся на четыре основные группы: линейные (в основе линия); штриховые (в основе штрих); пятновые (в основе пятно); точечные (в основе точка); смешанные (на основе сочетаний элементов).
Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным.
Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными, прямыми, кривыми, похожими на спиральки или пружинки.
На своих занятиях с детьми я обязательно обращаю внимание детей на то, что у каждой линии свой характер, она помогает передать образ, линия – хозяйка на листе. Вот, например,
Посмотрите, на этих двух лошадок, у какой из них радостное настроение? Да, посмотрите тонкая линия, словно льется, играет с нами, ощущение, что лошадка вот – вот подпрыгнет на задних ножках, а вот эта лошадка похоже грустит, линия толстая, основательная. У каждой линии свой характер, линия, она будто хозяйка на листе. А посмотрите на птенчиков, не трудно догадаться какой из них замерз, какой испугался, а какой словно «бурлит» от удовольствия.
А теперь несколько слов о штриховой графике. В ее основе – маленькие линии. Направление штрихов помогает передать фактуру, объем и «движения» формы. Мы словно ощущаем жесткую шкурку обезьяны, на нас дует порывистый морской ветер.
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются пятна (плоскости). Чувство пятна - необходимое качество для создания ребенком оригинальных графических изображений. В средней группе мы в основном работаем с линией и пятном, я хочу с Вами поделиться своим опытом, как можно развить у ребенка «чувства пятна» (показ) Как сделать? Оргстеклом накрыть пятновушечку (хаотичное расположение цветных пятен на листе). Дети рисуют образы, которые навивают им пятна водным маркером, потом стирают.
Точечная графика привлекает детей своим ритмом, воздушностью, но она довольно кропотлива и из-за этого не у всех детей хватает терпения для ее успешного выполнения, по этой причине рекомендовано применение точечной графики с дошкольниками старшего возраста.
Итак, предлагаю, переходить к практической части нашей встречи. В своей группе вместе с детьми мы много рисуем углем. У меня художественный уголь, но можно использовать и уголь после прогорания дерева в печи. Сразу скажу, что лучше всего использовать шероховатую бумагу, в идеале акварельную, и с учетом того, что уголь осыпается важно не забывать его фиксировать, я это делаю с помощью обычного лака. Что могу сказать по технике – конечно, за основу мы берем пятно, которое получаем с помощью растирания пальцем и линию как акцент, которая отличается по силе нажима, толщине, длине. Не смотря на то, что уголь – материал, который легко пачкается, мне нравиться им работать, потому, что он формирует у детей «пинцетный» захват, что так важно для дальнейшей постановки руки. Уголек сам по себе очень маленький и его не возможно взять кулаком – поэтому ребенок вынужден брать его тремя пальчиками.
Чтобы поэкспериментировать с материалом, предлагаю попробовать с самого простого – нарисовать цыпленка. Словно наматывая клубочек, рисуем тельце, растушевываем его, потом головку, растушевываем, клювик, гребешок, лапки (воспитатели работают).
Работы, выполненные моими детками.
А теперь предлагаю выполнить работу посложнее, и нарисовать кота, котенка или кошечку. Для начала продумайте, какую кошку вы хотите нарисовать. Пушистую или короткошерстную, полосатую или трехцветную, что она делает, может она охотиться на мышку, или свернулась клубочком после сытного обеда. В помощь я приготовила для вас вот эти несложные алгоритмы. Главное помните, что в основе – пятно и линия, как акцент (воспитатели работают).
Алгоритмы рисования кошек.
Вот мы с вами попробовали графический рисунок выполненный углем, а теперь я предлагаю вам на несколько минут превратиться в детей и вместе со мной нарисовать барашка, используя только линии.
Отгадайте загадку:
Среди березок стройных - зеленая опушка.
В густой траве пасутся кудряшки - завитушки.
У них крутые рожки и бархатные ушки.
Между собой бодаются кудряшки - завитушки.
Играют в догонялки, копытцем мнут ромашки.
И белые и черные веселые кудряшки.
Правильно, барашек!
Посмотрите, кто же это к нам сегодня пришел в гости?
Барашек!
Ребята, посмотрите, какой он грустный, давайте поднимем ему настроение, скажем ласковые слова о барашке?
Ребята, а я, кажется, придумала, как поднять настроение барашку, давайте я загадаю вам необычные загадки, а вы их отгадаете, только будьте внимательны! Загадки будут необычайно сложные.
Посмотрите, что я нарисовала, что это?
Облако!
Как вы думаете, почему я нарисовала облако?
Потому что барашки мягкие, как облачка!
И вправду! (показ пушистой овечки)
В небе облако гуляло,
А потом овечкой стало.
Белою овечкой
Над прохладной речкой.
Ух, молодцы какие! Видимо, это легкая загадка была! Но сейчас посложнее!
На что это похоже?
На улитку!
А почему я нарисовала улитку?
Потому что у барашка рожки, как у улитки!
Ничего себе! Догадались! Посмотрите у вправду, они закручены, как у улитки панцирь! Покажите пальчиком, как спиралька! (показ иллюстрации), посмотрите у них и шерстка так же закручена!
Я - кудрявая Овечка,
Шерсть закручена в колечки.
Полюбуйтесь, детки-крошки,
На мои крутые рожки.
Так! Тогда загадка еще сложнее?
Что это?
Клубок ниток!
А почему я нарисовала клубочек с нитками?
Потому что у барашка теплая шерстка
Что ж правильно, посмотрите (показ)
Барашки, овечки –
На шубе колечки.
Повезло им в шубейке родиться,
Могут шерстью они поделиться.
Удивительно, даже, какие вы у меня догадливые оказались! Тогда отгадайте мою последнюю, самую сложную загадку!
(Показ сердечка)
Дети высказываются
Говорят, что Овечеки самыми заботливые и ласковые мамы!
Щелчок мышкой вот посмотрите (иллюстрация)
«Бе-е», - раздался голосок -
Нет овечке краше,
Чем кудрявенький сынок,
Ласковый БАРАШЕК
Посмотрите, повеселел наш барашек? Нет!
Что ж такое! Может, нам стоит его погладить? Какой же ты мягкий, ребятки, погладьте его!
Кажется, получается!
Ребята, а еще можно напомнить ему, как башки «разговаривают» - блеют (аудиозапись «голоса»)
Песня («Мы бедные овечки»)
Танец («Белый и черный барашек»)
Пальчиковая гимнастика
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв
Барашек, может ты грустишь, потому что у тебя нет друзей? Ребята, как быть?
Нарисовать? Давайте, только вы мне напомните, как же нарисовать барашка? Какое у него тельце? Овальное. А голова? Поменьше, тоже овальная. Так, что мне еще надо нарисовать? Уши? Торчком? Нет? Ушки слегка свисают. И ножки. А какая у него шерстка? Кудрявая, какой линией модно нарисовать? Волнистой (иллюстрация к каждой линии), спиралькой, завитком…
А теперь я предлагаю Вам нарисовать друзей для нашего барашка, такого, какой бы понравился вам.
Работа воспитателей (аудио «кучерявая музыка»)
Ребята наш барашек совсем повеселел! Нравятся тебе барашек твои новые друзья? Ой, ребята, они словно спрыгнули с ваших рисунков, и пришли к нам! (появляются барашки – друзья)
Нарисуйте завитушек, не жалейте карандашик.
Нарисуйте завитушек, и получится барашек!
Завитушки возле ушек - это будет пара рожек.
Под животиком две пары стройных на копытцах ножек.
А на мордочке на гладкой пара черных добрых глазок.
Вот и вышел ваш барашек как из старых добрых сказок!
Вот работы, выполненные моими воспитанниками
Графический рисунок развивает графомоторные навыки детей, воспитывает художественный вкус, его можно использовать не только в совместной деятельности, на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей. Я в свою очередь планирую вместе со своими воспитанникамии дальше развиваться в этом направлении: чуть позже ввести цвет, как одно из выразительных средств, а так же комбинировать разные материалы. Надеюсь, вы подчеркнули из моего мастер – класса что – то полезное и интересное для себя. Желаю вас успеха в совместном с детьми творчестве!