Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Submitted by Екатерина Николаевна Боровикова on вс, 12/10/2014 - 11:33
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в классе, несмотря на мороз. Сегодня к нам пришли гости. Огляните на них. Они посмотрят на нашу работу на уроке, а мы больше не будем на них отвлекаться.
У какой части речи в гостях мы находимся? ( у прилагательного)
У художницы имя прилагательное.
С какими прилагательными мы подробно знакомимся? (муж и среднего рода).
Запишите сегодняшнюю дату и тему урока: «Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах» и сверьте свою запись с записью на доске.
II. Актуализация знаний.
Урок мы начнём с того, что зайдем в художественную мастерскую к прилагательному. Вот новая картина «Весенние облака» . Посмотрите, какие они красивые. По небу плывет пушистое облако. Оно выше ещё такого же белого и пушистого. Облака медленно плывут по весеннему небу, как стая огромных белоснежных птиц. Это весенние кучевые облака.
Описание этой картины у каждого из вас на парте. Но часть слов в описании пропала. Давайте поможем имени прилагательному и допишем окончания.
По небу плывет пушист……. облако. Оно выше ещё такого же бел…..… и пушист……... Облака медленно плывут по весенн…..….небу, как стая огромных белоснежных птиц. Это весенние кучевые облака.
Докажите, что вы правильно написали окончания. Лера заполнит таблицу окончаний.
Падеж
Единственное число
Мужской и средний род
вопрос
окончание
И.п.
есть
Какой
-ой –ый, -ий
Какое?
-ое, -ее
Р.п. нет
Какого?
- ого, - его
Д.п. дать
Какому?
-ому, -ему
В.п.
вижу
Какой
-ой –ый, -ий
Какое?
-ое, -ее
Какого?
- ого, - его
III. Формулировка темы и задач урока.
Хорошо облакам в высок…. небе лететь вольн….. птицей.
Что нужно, чтобы правильно записать прилагательные в форме творительного и предложного падежа? (знать падежные окончания)
Сформулируйте задачи урока.
Узнать, какие окончания могут иметь прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, и научиться их правильно писать.
Где в жизни нам понадобится умение правильно писать падежные окончания имени прилагательного?
IV. Этап открытия новых знаний
Чтобы сформировать данные умения мы с вами приступим к практическим заданиям. Заглянем в научную лабораторию имени прилагательного и рассмотрим схемы с вопросами и падежными окончаниями в учебнике на стр. 25 упр. 50
Дополним новыми знаниями таблицу на доске и в памятке.
Допишите окончания прилагательных в предложении: Хорошо облакам в высоком небе лететь вольной птицей.
V. Развитие учебно-языковых, речевых и орфографических умений.
1) - Пользуясь новыми знаниями, выполним упражнение в тетради № 33
Прочитайте полученные словосочетания, назовите окончания прилагательных и существительных, докажите правильность их написания.
2) - Имя прилагательное – творческая натура, она ценит хорошую музыку и стихи. Прочитаем отрывки из любимых стихотворений в учебнике на стр. 25 упр. 51 и запишем их по памяти ( 1 ряд – 1 отрывок- Василий Лебедев-Кумач, 2 ряд – 2 отрывок Елизавета Константиновна Стюарт)
Проверьте запись по учебнику, запишите авторов стихотворения. Выполните последнее задание.
У прилагательного множество красок в её палитре. Прочитайте прилагательные в скобках, как их можно назвать (синонимы)
Рисуя, прилагательное с мастерством подбирает каждый оттенок краски. Мы постараемся как можно точнее подобрать по смыслу каждое прилагательное. (Устно по цепочке)
Выполните задание в учебнике.
Самопроверка на листочке.
Звучала мелодия старинного вальса. Путники отдыхали в тени старого дуба. Экскурсанты любовались величием древнего памятника.
Мы шли на лыжах по твёрдому насту. Больной лежал на жёстком матрасе. Дятел долбил дерево крепким клювом.
С моря дул влажный ветер. Из сырого песка дети строили башню. Мокрое полено не горело.
Вот и подошёл к концу сегодняшний день в гостях у имени прилагательного. На следующем уроке мы обязательно опять вернёмся к ней.
Что нового узнали на уроке?
За что можете себя похвалить?
А на прощание расскажите, что нового вы узнали об имени прилагательном.
Заполните пропуски. ТЕСТ.
Т.п. как…....? - c, - c
П.п. о как…..? - ….., - …… .
В творительном падеже употребили прилагательное:
Каменный
Сильному
Морским
В какой строчке все прилагательные в предложном падеже:
ледян…. катку, по ярк…. солнцу, к весёл … празднику;
о сильн… дожде, в син… шаре, о больн… друге;
родн.. города, по тёпл… утру, летн… дня.
УРОК
Я НА УРОКЕ
ИТОГ
Интересно.
Скучно.
Безразлично.
Работал.
Помогал другим.
Отдыхал.
Понял материал.
Узнал больше, чем знал.
Не понял материал.
VII. Домашняя работа. Учебник упр. 54
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые
действия
Формируемые
способы деят-ти
Осуществляемые
действия
Формируемые
способы деят-ти
Осуществляемые
действия
Формируемые
способы деят-ти
1
2
3
4
5
6
7
Организационный этап
Проверка готовности.
Наличие общей установки на урок.
Оформление тетради.
Включение
учащихся в
деятельность
Самоконтроль готовности.
Умение контролировать свои действия
Актуализация знаний.
1.Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное».
2.Вставить пропущенные окончания прилагательных в описании весеннего неба.
3. Заполнить таблицу окончаний прилагательных.
Отвечают на
вопросы учителя.
Уточняют знания окончаний прилагательных в изученных и алгоритм их написания.
Осуществлять
актуализацию
полученных
знаний.
Осознанно
строить речевое
высказывание в
устной форме
Взаимодействуют с учителем во
время опроса,
осуществляемого во фронтальном
режиме.
Слушать
собеседника.
Понятно и
грамотно
строить
высказывания
своих мыслей.
Следят за
правильностью
ответов
обучающихся.
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу
Формулировка темы и задач урока.
На слайде записано предложение с пропущенными окончаниями
-Читают предложение.
- пытаются объяснить написание окончаний прилагательных
-формулируют тему урока и задачи
Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу, самостоятельное формулирование задач урока
Взаимодействовать с учителем, учениками
Слушают,
принимают единую
точку зрения в ходе
выявления цели и
задач
Выделять и
осознавать то,
что известно и
вносить
необходимые
дополнения
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачи
Этап открытия новых знаний
1Анализ новой информации.
- Прочитайте схемы в учебнике №50.
- сделайте вывод: по каким признакам можно различить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данных формах ?
Читают самостоятельно схемы, формулируют вывод.
Исходя из полученных знаний строят ответ
Доказывать,
аргументировать
свою точку
зрения
Проводить контроль и оценку
результатов
деятельности
На основе анализа делать выводы
Выслушивают
ответы
обучающихся, взаимодействуют с учителем во время ответа
Понимать на
слух ответы
обучающихся.
Отвечающим
осознанно
строить
речевое
высказывание,
понятное для
окружающих.
- Согласовывать
действия по
решению учебной задачи.
Контролируют
правильность и
полноту ответов.
По мере
необходимости
исправляют,
дополняют,
уточняют ответы.
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Осуществлять
взаимоконтроль, исправлять, дополнять и уточнять ответы друг друга
2. Работа над проблемой.
- Допишите окончания прилагательных в предложении: Хорошо облакам в высокомнебе лететь вольнойптицей.
Развитие учебно-языковых, речевых и орфографических умений
1.Работа в тетради на печатной основе.
Упр.33
Записать словосочетания в Т.п. и П.п.
Работают в тетради, записывают словосочетания. Исходя из полученных знаний строят ответ.
В парах заучивают стихотворение. Запись в тетради. Взаимопроверка.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать. Доказывать и аргументировать свою точку зрения
Весь класс во
фронтальном
режиме.
Взаимодействуют в парах
Строить
высказывание.
Уметь в коммуникации строить понятные для партнера
высказывания, с
учетом того, что
он знает и видит,
а что нет. Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
коммуникативной
задачи
Осуществляют контроль в процессе выполнения задания.
Планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. Обнаруживать отклонения от эталона. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок
2.Работа в учебнике. Письмо по памяти
Физминутка
3. Учебник упр.56
Подбор точных прилагательных и правильная запись их в нужном падеже. Синтаксический разбор предложения.
Работают в тетради, записывают предложения.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать. Доказывать и аргументировать свою точку зрения.
Выслушивают
ответы
обучающихся, взаимодействуют с учителем во время ответа
Понимать на
слух ответы
обучающихся.
Отвечающим
осознанно
строить
речевое
высказывание,
понятное для
окружающих.
Контролируют
правильность и
полноту ответов.
По мере
необходимости
исправляют,
дополняют,
уточняют ответы.
Планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок
Обобщение. Итог урока
Экспресс опрос.
Тестирование
Отвечают на вопросы, оценивают ответы
Письменно отвечают
на вопросы.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности